Зимний дворец
Зимний дворец как памятник архитектуры и символ Северной столицы поражает своей величественной архитектурой. В течение полутора веков он оставался зимней резиденцией российских императоров, а сейчас является частью Государственного Эрмитажа — самого популярного музея в Санкт-Петербурге. В этой статье познакомим с историей Зимнего дворца, рассмотрим его архитектурные особенности и узнаем об утраченных составляющих. Также расскажем чем знаменит Зимний дворец и что посмотреть, ответим на самые распространенные вопросы, обратим внимание на интересные факты о Зимнем дворце и поясним как к нему добраться.
Содержание
История
Зимний дом
Во владении Петра находился земельный участок, располагавшийся между Миллионной улицей и Невой. В 1708 году русский кораблестроитель Ф. Скляев (предположительно) выстраивает на нем так называемый Зимний дом — небольшое деревянное сооружение с мезонином в голландском стиле. Дом имел высокое крыльцо, крышу из черепицы, наличники на окнах. На его фасаде по углам располагались два ризалита (выступа). Низкие служебные флигели прилегали к дому слева и справа. Рядом с ним прорыли канал, который назвали Зимняя канавка. В начале 1711-го дом переносится на Петровский остров.
Свадебные палаты Петра Великого
В 1711 году на берегу реки Невы появляется двухэтажное каменное сооружение по своему внешнему облику похожее на одно из тех зданий, построенных для членов податного сословия по согласованным с Петром типовым проектам. Архитектором становится уже небезызвестный в Петербурге итальянский архитектор Д. Трезини.
Здание получило название Свадебные палаты Петра Великого — церемония его бракосочетания с Екатериной проходила именно там.
Первый Зимний дворец простоял недолго. Его вместимость не позволяла царю проводить крупные пиршества так, как он хотел. Однако главным недостатком возможно оказалось то, что после застройки деревянной набережной жилыми домами у Петра закрылся обзор на близлежащую территорию — он больше не мог наблюдать за судами на Неве и Петропавловской крепостью. После 1716 года, когда здание первого дворца частично разобрали, от него остались 6 комнат. Позже их включили в состав второго дворца и сделали личными покоями Петра.
Второй Зимний дворец
В 1716 г. по приказу Петра немецкий архитектор Г. Маттарнови начинает строительство нового дворца на берегу Невы. Ввиду его внезапной кончины в 1719 году руководить постройкой поручено молодому обрусевшему итальянцу Б. Растрелли.
Конфигурация фасада здания выглядела непросто: симметричные друг другу боковые павильоны имели высокие крыши в два яруса, которые в свою очередь соединялись с еще более высоким объемом по центру, декорированным четырьмя колоннами коринфского ордера.
Помещениям с высокими потолками Петр предпочитал небольшие низкие комнаты. Они не имели пышного убранства, но все же считались комфортабельными. Мебель привезли из Голландии и Англии. На стенах красовались купленные в Голландии живописные морские пейзажи, а также сотканные во Франции шпалеры (безворсовые ковры с сюжетными изображениями) со сценами сражений русской и шведской армии и различными сюжетами из мифологии.
В конце января 1725-го в одной из комнат второго Зимнего дворца Петр I умирал в муках. Он так сильно страдал, что его вопли и стоны раздавались далеко за пределами дворца и Зимней канавки.
Третий Зимний дворец
В 1726 году вдова Петра Великого Екатерина I распорядилась о строительстве третьего Зимнего дворца по проекту Д. Трезини. Перед архитектором стояла непростая задача — требовалось заменить построенные в разное время сооружения на вытянутое двухэтажное здание, фасады которого выйдут на канал. Тем не менее на воплощение проекта понадобилось около 5 месяцев. В результате реконструкции второй дворец стал крылом нового дворца, который оказался в 3 раза длиннее старого дворцового здания.
Такие архитектурные детали центральной части дворца, как пучки колонн и фигурный фронтон с величественными статуями создавали впечатление сдержанной красоты.
В 1727 году после смерти Екатерины представители императорского двора переезжают в Москву, оставляя дворец. Через 3 года на трон вступает племянница Петра Великого Анна Иоанновна.
Посчитав Зимний дворец маленьким и недостаточно роскошным, Анна Иоанновна обратилась к архитектору Ф. Растрелли с целью его переустройства. Для того чтобы начать масштабное строительство, требовалось выкупить и снести стоявшие поблизости дома. Императрица одобрила проект Растрелли и в 1732-м году начались работы. Спустя три года, когда строительство подошло к концу, Анна Иоанновна смогла поселиться во дворце.
Фасады нового четырехэтажного дворцового здания смотрели на Дворцовую площадь, Адмиралтейство и Неву. Оно насчитывало более сотни спален, приблизительно семьдесят парадных залов, а также включало капеллу, театр, галерею, большое количество лестниц, канцелярские комнаты, караульные и служебные помещения. Почти сразу к нему начали пристраивать конюшни и различные технические сооружения.
Пристройка служебных помещений продолжилась и после 1741 года, когда к власти пришла младшая дочь Петра Великого Елизавета. В итоге к 1750 году дворец Елизаветы Петровны обладал пестрым и неопрятным видом. Его расположение между Адмиралтейством и старыми палатами графа С. Рагузинского не могло не беспокоить самодержицу. По этой причине в 1752-м она решает выкупить соседние участки, чтобы Ф. Растрелли пристроил новые корпуса и оформил их в едином стиле с уже существующими.
Чуть позже государыня потребовала увеличить Зимний дворец на 8 метров в высоту. Переделав проект, Растрелли понял, что придется строить Зимний дворец в другом месте, но Елизавета выступила против его перемещения, и архитектор был вынужден принять решение возводить дворец заново. Летом 1754 года императрица подписала новый проект.
Последний Зимний дворец
Строительство существующего сегодня дворца площадью около 60 тысяч квадратных метров проходило в период с 1754 по 1762 годы. Здание состояло из приблизительно полутора тысяч помещений. Так как Елизавета умерла раньше завершения строительных работ, в 1762 г. отделку фасадов принимал Петр Третий. Внутри Зимний дворец к этому времени по большой части еще не был готов. Через несколько месяцев происходит свержение Петра с престола.
Окончание строительства приходится уже на правление Екатерины Второй. Императрица хотела, чтобы отделкой дворцовых интерьеров занимались архитекторы, которых она выберет сама, поэтому отстранила Растрелли. Дальнейшие работы проводились под руководством ее личного секретаря И. Бецкого. Архитекторами стали россиянин с немецким образованием Ю. Фельтен, француз Ж. Б. Валлен-Деламот и итальянец А. Ринальди.
В 1764-м от коллекционера Й. Э. Гоцковского в счет его финансовой задолженности перед российской стороной Екатерина Вторая получает более трехсот ценных полотен, принадлежавших перу итальянских, голландских и фламандских мастеров. Полотна разместили в уединенных залах дворца, которые получили название «Эрмитаж» (в переводе с французского — место уединения). Таким образом эта коллекция положила начало собраниям Эрмитажа.
Отделкой интерьеров дворца в период с 1780 по 1790 год занимался итальянский рисовальщик Дж. Кваренги и русский зодчий И. Старов. Однако пожар 1837-го разрушил все интерьеры. Русские архитекторы А. Штауберт, В. Стасов и А. Брюллов взяли на себя восстановительные работы.
Зимний был официальной резиденцией императорского двора вплоть до 1904 года, пока Николай Второй не переместился в Александровский дворец, находившийся в Царском селе.
Дворец после революции и в наши дни
После того как в марте 1917-го Николай II отрекается от престола, во главе с политическим деятелем А. Керенским формируется Временное правительство, которое заезжает в Зимний дворец совместно с охраной.
Осенью этого же года большевики окружают Зимний дворец и берут его штурмом. Арестовав министров Временного правительства, они отправляют их в Петропавловскую крепость.
Большевики проявили внимание к сохранению имущества дворца. В. Ленин выступил с инициативой организовать Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. В 1917 г. императорская коллекция была включена в состав государственного музея, который получил название Эрмитаж. Нарком просвещения А. Луначарский провозгласил музеем Зимний дворец, в здании которого в 1920-м открывается Музей Октябрьской революции. В 1945-1946 гг. производится реконструкция дворца, после которой он входит в состав Эрмитажа, куда были включены также здания Малого, Большого, Нового эрмитажа и Эрмитажного театра.
С целью защитить Эрмитаж от обстрелов с воздуха в Зимнем дворце создаются отдельные подразделения гражданской обороны. В июне 1941-го в подвалах оборудуют бомбоубежища, в которых на постоянной основе проживали две тысячи человек до начала 1942 года.
В результате боевых действий в здание дворца попали две авиационные бомбы и семнадцать снарядов. Они повредили Малый тронный и Гербовый залы, а также нанесли ущерб Иорданской лестнице. Часть дворца открыли для посетителей осенью 1944-го, но послевоенные работы по восстановлению фасадов и залов длились еще долгие годы.
В настоящее время Зимний дворец — одна из самых известных и красивых достопримечательностей в Санкт-Петербурге, представляющая собой не только значимое историческое место, но и центр культурной жизни. Более трех миллионов туристов посещают стены Зимнего дворца за год, приезжая насладиться архитектурой здания и просто прогуляться по его прекрасным залам и павильонам.
Интересные факты и исторические события
- Зимний дворец, построенный в 1762 году — пятая по счету версия здания, которая считается наиболее грандиозной. Предыдущие имели меньший масштаб, поэтому по заказу императоров приходилось их модернизировать или пристраивать новые корпуса.
- История Зимнего дворца довольно разносторонняя: он сумел побывать военным госпиталем, пристанищем Временного правительства и впоследствии стал площадкой для размещения эрмитажной экспозиции.
- До 1905 года законодательство не разрешало строительство домов, превосходящих по высоте Зимний дворец, благодаря чему он оставался самым высоким жилым зданием Петербурга.
- Цвет дворца менялся большое количество раз: изначально он был ярко-желтым, затем потускнел до бледно-желтого, при Александре II получил красный оттенок, а при Александре III— коричневый пигмент. При советской власти благодаря усилиям реставраторов в послевоенное время здание было перекрашено в белый и зеленый цвета.
- Крыши Зимнего дворца позволяют окунуться в атмосферу уединения и полюбоваться живописными видами. Имея страсть к непостижимой красоте, императрица Мария Федоровна предпочитала там смотреть на звезды. А Николаю II нравилось бродить по этим крышам в любое время суток.
- Простые жители города смогли посетить дворец впервые лишь в 1851 году, когда часть его роскошных комнат открылась в качестве музея. Тем не менее билетов было немного, и их цена оставалась достаточно высокой.
- Несмотря на то, что Екатерина II никогда не испытывала любви к кошкам, она мирно жила с ними в своем дворце, где они выполняли функцию так называемых стражей картинных залов, хотя изначально заводились для борьбы с крысами. Сегодня кошки стали почетными жителями Эрмитажных залов.
Архитектура Зимнего дворца и его внешнее убранство
Грандиозное творение Ф. Растрелли располагается в самом сердце Санкт-Петербурга вдоль набережной реки Невы и является его гордостью уже более двух столетий. В архитектуре дворца прослеживаются сочность, радость жизни, праздничное великолепие и изысканность, характерные для стиля барокко.
Зимний дворец в числах
- Общая площадь дворца приближается к 60 тысячам кв.м.
- Протяжённость опоясывающего дворец карниза составляет почти 2 км.
- На парапете размещено более 150 скульптур.
- Дворец включает в себя более тысячи помещений, имеет почти две тысячи окон, 117 лестниц и почти 1800 дверей.
- На сооружение последнего дворца понадобилось восемь лет.
- 4 тысячи мастеров принимали участие в работах над его отделкой.
- В 1837-м он стал участником масштабного пожара, горел примерно 30 часов и в результате претерпел серьезные потери.
- Цвет здания менялся 8 раз.
- Около 1 000 000 предметов культуры и искусства хранятся во дворце.
- Больше недели уйдет на осмотр всей экспозиции, придется преодолеть маршрут длиной в 22 км.
Планировочные и конструктивные особенности
Основная планировка Зимнего соответствует проекту Ф. Растрелли, несмотря на изменения разного характера, которые за свою историю претерпел дворец. Здание построено в виде замкнутого четырехугольника: 4 флигеля составляют квадрат, внутренний двор имеет прямоугольную форму. Таким образом, вокруг внутреннего Большого двора сформированы корпуса дворца.
Состоящее из 3-х этажей здание дворца выстроено с полуподвальным уровнем и многочисленными антресолями. Массивные стены выложены из кирпича на известковом растворе, а перекрытия между этажами сделаны в виде сводов из кирпича. Каркас крыши и перекрытия над залами в XVIII веке выполнялись из дерева. Потолки утеплялись парусиной или войлоком, а опоры обрабатывались смолой.
Многим интересно, как отапливался Зимний дворец. Изначально он обогревался почти 5-ю сотнями голландских дровяных и коробовых печей. После пожара в 1840-х годах здание было оборудовано новой системой отопления — амосовскими печами. В подвалах установили более 80 пневматических печей, которые обеспечивали комнаты чистым нагретым воздухом, проходившим по жаровым каналам. Следующим важным шагом стала установка системы вентиляции, на которую обратили повышенное внимание уже в конце XIX-го века.
Утраченные балконы и башня дворца
На старых снимках и планах-схемах Зимнего дворца видно, что на ризалитах (выходящие за главную линию фасада части здания) располагались пять балконов. Во второй половине 1920-х каждый из них разобрали.
Два чугунных балкона (угловые) спроектировал А. Брюллов после пожара 1837 года. Кроме балконов Зимний дворец утратил еще и башню, которая возвышалась над северо-западным ризалитом. В 1886 году техники пришли к выводу, что механическая конструкция лестничного подъемника устарела и ее нужно заменить на гидравлическую.
Дворцовый архитектор Горностаев выступил с предложением вывести подъемник наверх, заключив всю конструкцию в башне. Проведенные работы позволили заменить подъемный механизм лестницы, продлить ее до подвала и заложить новый подъезд с выходом на набережную. Советский архитектор А. Сивков разобрал башню примерно в 1933 году.
Залы дворца и интерьеры
В большинстве из залов Зимнего дворца сохранились аутентичные интерьеры XIX века, оформленные во время реконструкции после пожара. Гуляя по ним, можно ненадолго перенестись в эпоху Российской Империи. Ниже мы опишем наиболее знаменитые и красивые залы.
Иорданская галерея
Через галерею на втором этаже дворца проходил крещенский крестный ход. Название галереи связано с традицией освящения воды в проруби на Неве, символизирующей реку Иордан. Барочные колонны, возведенные Растрелли — единственный элемент первоначального интерьера XVIII века. Галерея пережила разрушения во время Второй мировой войны, но была тщательно отреставрирована, сохранив свое историческое величие.
Иорданская лестница
Лестница была построена в 1761 году и сначала называлась Посольской. По ней послы других государств проходили на аудиенции к русским монархам. В XIX веке зародился обычай крестных ходов императорской семьи к Неве в праздник Крещения. Сегодня она поражает воображение туристов своими монументальными ступенями, нарядной балюстрадой из каррарского мрамора, позолоченной лепниной и скульптурами на стенах.
Аванзалы Невской парадной анфилады
Невская анфилада состоит из группы парадных залов, которые находятся на 2-м этаже, в северо-западной части дворца. Анфилада расположена параллельно Неве, поэтому получила такое название. Свое начало она берет от Иорданской лестницы.
Аванзал
Невская анфилада начинается именно с этого зала. В эпоху самодержавия в нем собирались придворные и гости дворца в ожидании начала бала. Здесь пили шампанское и вели светские беседы до тех пор, пока двери в парадный зал не распахнутся, и гостей не пригласят войти. Авторство интерьеров зала принадлежит архитекторам Растрелли и Кваренги. Аванзал имеет торжественный облик, который подчеркивается позолоченной резьбой, роскошными оконными и резными наличниками. По центру установлена малахитовая Ротонда, изготовленная в XIX веке уральскими мастерами.
Большой (Николаевский) зал
В Зимнем дворце нет залов, сравнимых по размерам с Николаевским. В этом помещении площадью свыше 1000 кв. м. может разместиться около 5 тысяч человек единовременно. Именно здесь проходили придворные балы, важные церемонии, официальные приемы. Несмотря на такое предназначение, Николаевский зал имеет на удивление сдержанную отделку — белоснежные мраморные стены, монументальная колоннада по периметру, потолок, расписанный гризайлью. Здесь вы не увидите роскошной позолоты, разве что на люстрах. В настоящее время зал часто используется для проведения временных выставок.
Концертный зал
В XVIII веке зал в стиле русского классицизма использовали для проведения концертов, о чем свидетельствуют скульптуры в аллегорических образах античных муз. Иногда здесь устраивали танцевальные вечера и приемы, более скромные, чем балы в николаевском зале. Несмотря на отсутствие богатых позолоченных элементов, зал выглядит нарядно и торжественно. Такой эффект достигается за счет контраста матовых белых стен с гладкой блестящей поверхностью белоснежных колонн.
Малахитовая гостиная
В XIX веке помещение служило в качестве официального салона Александры Федоровны, жены Николая I. Оформлением гостиной занимался А. Брюллов. Для отделки потребовалось свыше двух тонн уральского малахита. Сочетание большого количества позолоченных элементов с глубоким зеленым цветом малахита никого не оставляет равнодушным. В салоне императорская чета собиралась, чтобы отправиться на воскресные или праздничные шествия по Зимнему дворцу. Когда в стране грянула революция, в гостиной проводились заседания Временного правительства.
Малая (Белая) столовая
Этот зал также относился к личным апартаментам Александры Федоровны. Изначально помещение имело оформление в стиле помпейских вилл, с уникальной техникой искусственного мрамора скальоло на стенах. Затем его перестроили в стиле рококо, сохранив при этом гобелены XVIII века и прежнюю мебель. Здесь в 1917 году были арестованы члены Временного правительства. Малая столовая поражает светлыми тонами и изяществом декора: гирляндами, раковинами, зеркальными рамами.
Малая церковь
Домашний храм для семьи Романовых возвели в 1768 году под руководством Растрелли. Здесь проходили личные богослужения в узком семейном кругу. Пожар 1837 года нанес ущерб интерьеру, но благодаря работе Стасова церковь восстановили. После свержения монархии алтарь разобрали, но многие элементы декора сохранились. В ходе кропотливой реставрации 2017-2019 было обнаружено, что оригинальные росписи Майкова на потолке и позолота оказались в поразительно хорошем состоянии.
Большая анфилада
Располагается на втором этаже, перпендикулярно Невской парадной анфиладе. Попасть в группу залов можно, если подняться по Иорданской лестнице и повернуть налево.
Фельдмаршальский зал
Интерьеры зала разработал Огюст Монферран по приказу Николая I. На стенах в специальных нишах разместили портреты шести великих русских главнокомандующих — Кутузова, Потемкина и других. Зал печально известен тем, что здесь началось возгорание, приведшее к губительному пожару 1837-го. Причиной стали технические ошибки, допущенные архитектором. После реконструкции помещение обрело черты классицизма, а полотна вернулись на стены. Интерьеры XIX века дошли современности почти без изменений.
Петровский (Малый тронный) зал
Архитектор Огюст Монферран оформил зал в 1833 году, в разработке интерьера принимал участие лично Николай I. Центральную нишу занимает большое полотно «Петр I с Минервой», под картиной установлен трон, созданный в Лондоне для Анны Иоанновны в 30-х годах XVIII в. На спинке изображен герб Российской империи. Стены обиты красным лионским бархатом и украшены картинами, изображающими батальные сцены с участием императора. Общая стилистика зала посвящена памяти Петра Великого и его военным победам. По традиции здесь императорская семья каждый Новый год принимала официальные поздравления.
Гербовый зал
Площадь этого грандиозного зала составляет 1000 м2, что делает его вторым по величине после Николаевского зала. Огромные окна в пол зрительно увеличивают пространство еще больше, наполняют его светом и воздухом. По всему периметру зала установлены позолоченные колонны. Всего на отделку интерьера потребовалось почти 10 кг золота. Таким помпезным и богатым зал сделали по приказу Николая I, который желал, чтобы помещение демонстрировало иностранным гостям всю мощь и неизмеримое благосостояние империи. Зал украшен гербами российских монархов и представителей знатных родов.
Пикетный зал
Изначально зал предназначался для несения караульной службы дворцовыми гренадерами. Его расположение между Гербовым залом, Большой церковью и Александровским залом имело большое значение в планировке императорской резиденции. Интерьер зала отличается лаконичным оформлением, характерным для помещений подобного назначения. Стены украшены рельефами с изображениями воинского снаряжения, стилизованных под античные римские образцы. Медальоны с батальными сценами напоминают о ратных подвигах и победах русского воинства.
Военная галерея 1812 года
Галерея была создана по указу Александра I в 1819-1829 гг. Она соединяет между собой Гербовый и Георгиевский залы. Здесь можно увидеть портреты более 330 героев Отечественной войны 1812 года, которые написал британский художник Джордж Доу. Среди известных военных, запечатленных на полотнах, есть изображения Кутузова, Багратиона, Давыдова, Ермолова и других. Есть конные портреты Александра I и его союзников в борьбе против Наполеона — прусского короля и австрийского императора.
Георгиевский (Большой тронный) зал
Этот зал играл важную роль в политической жизни государства, ведь именно здесь проходили официальные церемонии, аудиенции с монархом и встречи с иностранными послами. Название зал получил в честь святого Георгия Победоносца. После пожара зал восстанавливали в числе первых. Архитектор В.П. Стасов постарался восстановить прежний облик помещения, оставив колонны с позолоченными капителями по периметру. У одной из стен установлен красно-золотой трон, изготовленный более 200 лет назад для Анны Иоанновны.
Александровский зал
Зал был оформлен в память о подвигах императора-победителя Александра I. Его оформлением занимался Брюллов. Купольные своды создают воздушность пространства – это стало причиной критики архитектора за излишнюю перегруженность деталями. На одной из стен висит полотно с изображением Александра I кисти Дж. Доу, над ним — барельеф с образом царя-божества. 24 медальона по периметру — копии медалей Ф. Толстого с батальными сценами 1812 г. Из окна виден памятник Отечественной войне — Александровская колонна. В наши дни в зале выставляется коллекция европейского серебра.
Большая церковь
По традициям императорской эпохи, ни один дворец не мог обойтись без домового храма, где проходили личные богослужения. Домашняя церковь для семьи Романовых была построена в 1762 году. Б.Ф. Растрелли оформил церковь в стиле барокко. Церковь имеет нарядный и помпезный вид — позолоченные колонны и лепнина на потолке, обилие витиеватых орнаментов. Здесь члены императорской семьи могли помолиться в уединении, также для них проводили обряды венчания, крещения или поминальные службы.
Октябрьская (Собственная) лестница
Созданная в 1828 году О. Монферраном, лестница впечатляет монументальностью мраморных ступеней с изящной лепниной и статуями. После пожара 1837 г. лестницу воссоздал А. Брюллов, в результате чего она приобрела черты классицизма и декор в виде гризайльной росписи. Название связано с историческими событиями октября 1917 года, когда по лестнице пробрались группы штурмовавших Зимний, а затем по этим же ступеням из дворца вывели арестованных министров Временного правительства. Ранее лестницу именовали «Собственная» или «Ея Величества», т.к. она вела к покоям императриц.
Покои императрицы Марии Александровны
В покоях императрицы Марии Александровны собраны жемчужины дворцового убранства. Будуар, спроектированный А. Брюлловым в 1841 г, поражает пышностью рококо: драпировки алого шелка, золоченый растительный орнамент, витиеватая арка с фигурами кариатид. Золотая гостиная и вправду сияет позолотой — стены под мрамор, двери, мебель, даже пол украшены сусальным золотом. Здесь проходили семейные вечера и устанавливали рождественскую елку. Синяя спальня с задрапированными синей тканью стенами располагает успокаивающей атмосферой. Изящества комнате добавляют мраморные колонны с золочеными узорами. Малиновый кабинет первоначально был оформлен в желто-красных тонах с живописью и скульптурой. После реконструкции 1846 г. малиновые шелка и музыкальная тематика декора создавали атмосферу для домашних концертов.
Апартаменты наследника
Цесаревичи проживали в покоях Зимнего дворца, которые именовались как «Старая половина наследника». В этой группе комнат в разное время проживали будущие императоры Александр I, Николай I, Александр II. Изначально апартаменты наследника были созданы Дж. Кваренги для великого князя Александра — сына Павла I. Апартаменты состояли из Приемной цесаревича, Столовой великих князей, спальни, кабинета, учебной комнаты и библиотек. Интерьеры комнат отличаются сдержанностью и лаконичностью. К моменту женитьбы Александра II во дворце подготовили новые комнаты, которые стали именовать «Новой половиной наследника». Их объединили с прежними комнатами — впоследствии они получили название Большой половины наследника.