Все музеи Санкт-Петербурга

Залы Эрмитажа

Залы Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж входит в тройку крупнейших и самых посещаемых музеев мира. Его история начинается в 1764 г. с частной коллекции произведений искусства императрицы Екатерины II. Музейно-дворцовый комплекс состоит из пяти зданий, соединенных переходами. В него входит Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

Кроме основного музейного комплекса на Дворцовой набережной в состав Эрмитажа входят выставочные залы в восточном крыле Главного штаба. Здесь можно полюбоваться шедеврами искусства в спокойной обстановке просторных залов с неповторимыми интерьерами. В этом крыле Эрмитажа находится зал импрессионистов, где посетители знакомятся с работами Ренуара, Писсаро, Сезанна и других. Первым гостей в этой части Эрмитажа встречает зал, в каком выставлены шедевры Моне (№ 403).

Многих интересует вопрос, есть ли в экспозиции музея яйца Фаберже, и в каком зале Эрмитажа они находятся. Полюбоваться работами знаменитого ювелира можно на 3-ем этаже Главного штаба. Подробнее узнать об экспозиции Главного штаба, выяснить где в музее есть картины Ван Гога, в каком зале Эрмитажа увидеть “Черный квадрат” Малевича и другие шедевры, можно в другой нашей статье о Главном штабе Эрмитажа.

Трудно ответить, сколько залов в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Их количество может меняться в зависимости от реставраций и временных выставок. Официально в картах-схемах Эрмитажа указано 365 залов с названиями, описаниями и фото. В статье рассказали, какие залы есть в Эрмитаже и их количество.

Содержание

Залы Зимнего дворца

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Начинать осмотр Эрмитажа лучше всего с Зимнего дворца. Его строительство началось в 1754 г., в период правления Елизаветы Петровны, а завершилось при Екатерине II в 1762 г. В 1837 г. резиденция почти погибла из-за пожара, и сейчас мы видим залы Эрмитажа и Зимнего дворца такими, какими они стали после реконструкции XIX в. В Зимнем дворце 3 этажа и примерно 255 экспозиционных залов. На 1-ом этаже располагаются древние памятники Евразии, среднеазиатская и кавказская коллекции, экспозиция сибирских древностей, а также выставки Древнего Египта и Востока.

План-схема Эрмитажа (главный музейный комплекс) в Санкт-Петербурге
План-схема Эрмитажа (главный музейный комплекс)

 

На 2-ом этаже разместились выставки русской культуры, Англии и Франции (XV-XVIII вв). Также на втором этаже можно полюбоваться роскошными дворцовыми интерьерами. На 3-м этаже посетители увидят: византийскую коллекцию, выставки восточных стран, Центральной Азии и Дальнего Востока, французскую и западноевропейскую экспозиции XIX-XX вв. Составили гид по лучшим залам Зимнего дворца в Эрмитаже по номерам и их расположению.

Иорданская лестница

Иорданская лестница Эрмитажа

Роскошная двусветная лестница в стиле елизаветинского барокко отмечена на плане Эрмитажа под номером 1. Возводилась в 1758-1761 гг. под руководством Ф. Растрелли. Изначально она носила имя Парадной или Посольской лестницы. Связано это было с тем, что именно по ней представители иностранных делегаций проходили на официальные встречи русскими государями.

Иорданской лестницу стали называть в XIX веке, из-за того, что ежегодно члены императорской семьи спускались по ней, чтобы пройти к освященной проруби в Неве («иордани») в праздник Крещения.

После пожара 1837 г. архитектор Василий Петрович Стасов восстановил лестницу. Материалом для отделки лестничной балюстрады стал белый каррарский мрамор. Стены украшает позолоченная лепнина, из-за которой лестница имеет богатый и помпезный вид. На ее создание ушло более 5-ти кг золота. Лестница украшена скульптурами известных русских мастеров.

Многие туристы спрашивают, в каком зале в Эрмитаже находятся кареты. Раньше царские экипажи стояли прямо у Иорданской лестницы, сейчас их переместили в Фондохранилище Эрмитажа.

Гербовый зал

Гербовый зал в Эрмитаже

На втором этаже Зимнего дворца находится один из самых больших дворцовых залов – Гербовый (№ 195). Его площадь составляет 1000 кв.м, а оконные проемы во всю высоту зала визуально расширяют пространство еще больше. Он входит в перечень залов Эрмитажа, какие стоит посетить в первую очередь.

Современное название зал получил при Николае I. Он дал распоряжение архитектору Стасову сделать так, чтобы зал демонстрировал все богатство и могущество Российской империи. Архитектор воплотил эту идею с помощью позолоченных колонн. Всего на отделку Гербового зала ушло больше 8-ми кг золота.

Центральный вход в зал оформлен скульптурными композициями, которые изображают защитников русской земли. Потолок украшают массивные люстры, вес каждой из которых составляет примерно 300 кг. С нижней стороны на них выгравировано 52 герба губерний Российской империи. Сегодня в центре зала посетители видят огромную чашу из минерала под названием медовый авантюрин, который добывают на Урале. Она изготовлена 1842 г., а ее вес составляет 4 тонны.

Петровский (Малый тронный) зал

Петровский (Малый тронный) зал в Эрмитаже

Зал № 194 на 2-ом этаже обустроили в честь Петра I в 1833 г. по проекту О. Монферрана. Мемориальное помещение выглядит величественно и помпезно. Стены отделаны багровым лионским бархатом и декорированы полотнами с сюжетами из наиболее значимых военных сражений с участием государя. Также на стенах развешаны серебряные бра, созданные в 1801 году.

Внимание: вы можете заказать экскурсию по Эрмитажу в мини-группе с билетами, во время которой туристы посещают Петровский зал.

Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн

Главная особенность Петровского зала в Эрмитаже – полукруглая углубленная ниша, оформленная монолитными яшмовыми колоннами. В глубине сооружения установлен золоченый трон. Прямо над ним висит картина в массивной золоченой раме, увенчанной золотым двуглавым орлом. На полотне изображен сам Петр Великий с Минервой, которая олицетворяет собой Славу.

Георгиевский (Большой Тронный) зал

Георгиевский (Большой Тронный) зал в Эрмитаже

На 2-ом этаже расположился Большой Тронный зал в Эрмитаже, и его номер – 198. Здесь проводились масштабные официальные приемы, встречи с послами, парадные обеды и балы. Его созданием занимался итальянский архитектор Дж. Кваренги с 1787 по 1795 гг. В 23 ноября 1795 г. зал освятили честь Святого Георгия Победоносца.

Внимание посетителей привлекает красно-золотой трон под пунцовым балдахином. Возраст трона составляет более 200 лет, его изготовили для императрицы Анны Иоанновны в XVIII в. Поставить его в Большом Тронном зале распорядился Павел I, когда взошел на престол. Он восседал на нем, принимая послов и участвуя в различных императорских церемониях. Над троном гордо красуется двуглавый орел, сверкающий позолотой, а еще выше можно увидеть барельеф, изображающий святого покровителя главного зала в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Внимание: вы можете заказать аудиоэкскурсию по Эрмитажу, во время которой туристы посещают Большой Тронный зал.

Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн

Потолочный плафон декорирован затейливым узором из бронзы, который почти полностью повторяются в узоре паркета. Для изготовления паркета использовано 16 ценных древесных пород. Вдоль стен расставлены вазы из ценных минералов, таких как малахит, яшма, лазурит и других.

Военная галерея 1812 года

Маршруты посещения Эрмитажа

Находится на втором этаже под номером 197.  Ее создали по приказу Александра I в память о войне 1812 г. и ее героях. Строительством галереи между Георгиевским и Гербовым залами занимался К. Росси в 1826 г. Через 11 лет пожар полностью уничтожил интерьер галереи, но все до единого портреты удалось спасти. Во время реконструкции, которой руководил В. П. Стасов, галерея увеличилась на 6 метров.

Всего в галерее можно увидеть 332 портрета российских генералов. В центре размещен ростовой портрет Александра I верхом на коне. По бокам портреты правителей союзных государств –Франца I и Фридриха-Вильгельма III.

Большая церковь Зимнего дворца

Домашний храм для представителей царской династии разместился на 2-ом этаже под номером 271. Его построили в 1755-1762 гг. по приказу Елизаветы Петровны под руководством Растрелли. Императрица скончалась, не застав окончания строительства.

Белоснежные стены церкви покрыты изысканным золоченым орнаментом. Вместе с роскошными позолоченными колоннами декор придает помещению нарядный и торжественный вид. Здесь представители правящей династии молились, венчались, крестили детей и поминали усопших родственников. Посторонних сюда не пускали.

Александровский зал

Александровский зал в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Зал № 282 на 2-ом этаже сочетает в себе русский классицизм и европейскую готику. До пожара здесь были Ковровая комната и Кавалергардский зал. В 1839 г. А. Брюллов объединил их, чтобы создать мемориальное помещение в честь победы Александра I над Наполеоном.

В настенных медальонах увековечены ключевые сражения битвы. Они чередуются с лепными фигурами, олицетворяющими Славу. Самый большой медальон на торцевой стене изображает профиль самого Александра I, который предстает в образе Родомысла – мудрого и храброго бога из древнеславянского пантеона. Сводчатый потолок делает зал похожим на храм. В наши дни здесь экспонируется собрание столового серебра и различной серебряной утвари из Франции и Германии.

Читать еще:  Подводная лодка "Народоволец"

Фельдмаршальский зал

Фельдмаршальский зал в Эрмитаже

Интерьер зала № 193 на втором этаже спроектировал О. Монферран в 1834 г. В 6-ти стеновых нишах разместились портреты известных русских полководцев – Кутузова, Суворова, Потемкина и других.

В 1837 г. именно здесь начался страшный пожар, который за 3 дня оставил от Зимнего дворца лишь обгоревшие стены. Реконструкцией помещения занимался Стасов, после чего оно обрело черты классицизма. Материалом для отделки стен стал искусственный мрамор. В центральной части висит грандиозная люстра весом в тонну. Портреты полководцев вернулись на свои места, на стенах появились полотна с изображением сражений. Сегодня здесь также можно посмотреть на коллекцию русского фарфора XIX века.

Малахитовая гостиная

Парадную гостиную жены Николая I Александры Федоровны оформил в 1838-1839 гг. А. Брюллов. На отделку помещения было использовано 2 тонны малахита. Он создал уникальную технику, которую стали называть «русская мозаика».

Роскошный и нарядный салон в стиле рококо был местом, откуда члены царской семьи выдвигались на торжественные шествия по воскресеньям и праздничным дням. С началом революции в гостиной заседало Временное правительство. Сегодня туристы могут полюбоваться не только роскошным убранством помещения, но и выставкой малахитовых изделий. Номер Малахитового зала в Эрмитаже – 189 (этаж 2).

Николаевский зал

Николаевский зал Эрмитажа

Самый большой бальный зал в Эрмитаже находится на 2-ом этаже (№ 191). Его площадь – больше 1000 кв. м, и он способен вместить в своих стенах до 5 тыс. человек. Интерьер разработал В. П. Стасов. Для убранства он выбрал довольно сдержанный дизайн. Стены отделаны белым искусственным мрамором, по периметру расставлены монументальные коринфские колонны. Потолок декорирован росписью в технике гризайль. Позолоту можно увидеть лишь на люстрах. Александр II дал залу название в честь своего отца, Николая I, разместив здесь его портрет. Сегодня здесь размещаются временные экспозиции.

Будуар Марии Александровны

Будуар Марии Александровны в Эрмитаже

Зал № 306 (2-ой этаж) входит в личные покои супруги Александра II. Проект будуара разработал А. Брюллов после венчания Императора с Гессенской принцессой в 1841 г. Изначально гостиная имела совершенно другой облик – стены благородного синего цвета с небольшим количеством позолоты. Здесь Мария Александровна предпочитала проводить время за книжкой или чашкой чая и беседами с мужем, играла с детьми.

В 1849 г. будуар перестроил Г. Боссе. Гостиная обрела черты рококо, стены задрапировали кроваво-красной тканью, а на потолке извивается золоченый растительный орнамент. В гостиной появилась витиеватая арка, которую держат на плечах фигуры кариатид. Интерьер гостиной дошел до современности практически в неизменном виде.

Золотая гостиная Марии Александровны

Золотая гостиная Марии Александровны в Эрмитаже

Зал № 304 (этаж 2) — один из самых красивых и знаменитых залов в Эрмитаже. Относился к покоям Марии Александровны, спроектирован А. Брюлловым в 1841 г. Изначально золотых элементов в гостиной было не так много, но позже архитектор Штакеншнейдер это изменил.

Стены из искусственного мрамора отделаны позолотой. Люстры, двери, мебель – все в этой комнате золоченое и украшенное тончайшим искусным орнаментом. Позолота есть даже на полу. Супруга Александра II устраивала здесь небольшие приемы и уютные семейные вечера, а зимой в гостиной устанавливали новогоднюю елку. Сегодня здесь экспонируется собрание резных камней герцога Орлеанского, приобретенное Екатериной II.

Концертный зал

Концертный зал Эрмитажа

Зал № 190 на втором оформил В. П. Стасов в ходе реконструкции после пожара. Он являет собой образец русского классицизма. Белоснежные стены, покрытые матовой венецианской штукатуркой, контрастируют с глянцевой поверхностью колонн, что придает помещению особый нарядный эффект. Потолок покрыт скульптурным рельефом.

Раньше здесь устраивали балы, вечера с танцами и приемы, которые по размаху немного уступали мероприятиям в Большом зале. В наши дни с 1922 года в зале экспонируется роскошная серебряная рака в барочном стиле, гробница русского князя и святого Александра Невского. Ее создали по инициативе Елизаветы Петровны для хранения мощей князя. Сейчас сами мощи покоятся в Александро-Невской лавре.

Белый зал

Белый зал Эрмитажа

Зал № 289 (этаж 2) спроектировал А. Брюллов в 30-40-х гг. XIX в. Этот интерьер считают одной из особенно удачных работ архитектора. Он объединил в одно помещение три отдельные гостиные. Мнения специалистов расходятся относительно стиля зала – одни относят его к классицизму, другие склоняются к позднему ампиру. Интерьер стилизован под убранство вилл древнеримской знати. Белоснежные стены, глянцевые коринфские колонны и скульптуры олимпийских богов задают атмосферу античности. Раньше зал назывался Танцевальным, т.к. здесь устраивали балы и вечера с музыкой и танцами. Сейчас здесь размещена коллекция французских произведений искусства XVIII в.

Портретная галерея Романовых

Портретная галерея Романовых в Эрмитаже

Залы № 151 и № 153 (этаж 2) демонстрируют портреты членов правящей российской династии. Идея собрания такой коллекции пришла в голову Екатерине II. Сначала она хранилась в Западной галерее Малого Эрмитажа и насчитывала 127 полотен.

Отдельную галерею организовал Николай I на месте Помпейской галереи. Его перестроил В. П. Стасов после пожара. Сегодня туристы могут полюбоваться портретами династии Романовых в хронологическом порядке, начиная с Петра I.

Библиотека Николая II

Библиотека Николая II в Эрмитаже

Зал № 178 на 2-ом этаже спроектирован А. Ф. Красовским в конце XIX в. Библиотека, которая входила в личные покои последнего русского императора, находилась рядом с его рабочим кабинетом. Спокойное помещение в стиле английской готики сохранилось в неизменном виде, утрачена лишь некоторая мебель. Здесь император занимался чтением книг и проводил вечера в семейном кругу.

Потолок библиотеки отделан ореховым деревом. Стены покрывают тисненые обои из кожи, по периметру размещены резные книжные шкафы. Высокие окна, декорированные ажурными узорами, навевают атмосферу Средневековья. Библиотеку украшает монументальный камин.

Синяя спальня

Синяя спальня в Зимнем дворце

Зал № 307 на втором этаже – еще одна комната, входящая в число апартаментов Марии Александровны. Как и многие другие покои императорской супруги, ее спроектировал А. Брюллов. В комнате царит спокойная и расслабляющая атмосфера, которую задают стены глубокого синего оттенка. Украшают спальню колонны из сиенского мрамора, полуколонны с золочеными арабесками и потолочная лепнина. Раньше в комнате стояла большая кровать с балдахином. Она утрачена в числе прочей мебели.

Пикетный зал

Пикетный зал Эрмитажа

Зал № 196 (этаж 2) оформил В. П. Стасов в 1838 г. Назван так из-за того, что в нем осуществляли разводку дворцового караула, который называли пикетами. Для него характерен строгий и лаконичный интерьер, отличающий его от многих других залов императорской резиденции. На стенах можно рассмотреть рельефы с изображением воинского обмундирования, медальоны с батальными сюжетами и скульптурные композиции из луков, копий, щитов и доспехов в стенных нишах. Амуниция стилизована под римских воинов.

Малиновый кабинет

Малиновый кабинет в Эрмитаже (Зимний дворец)

Зал № 305 на 2-ом этаже оформлен А. Брюлловым к свадьбе Александра II и входит в число личных покоев жены Александра II. Изначально его убранство отличалось желто-красными оттенками, декором служили скульптуры и произведения живописи. Здесь стоял богатый письменный стол, из-за которого комнату и прозвали кабинетом. В драпированных стенах скрывался проход к лестнице, которая вела к детским комнатам.

В 1846 г. Штакеншнейдер перестроил кабинет, стилизовав его под музыкальную комнату. Стены покрылись малиновым шелком, в декоре присутствовали музыкальные инструменты. Здесь стали устраивать семейные музыкальные вечера. Сейчас в зале размещена экспозиция мейсенского фарфора XVIII-XIX вв.

Аванзал

Аванзал Эрмитажа

Оформлением зала № 192 (этаж 2) занимался Растрелли еще в 1762 г., в 1793 г. его перестроил Дж. Кваренги, и сдержанный до этого зал обрел нарядный и торжественный облик. Появилась позолоченная резьба и богатые оконные и дверные наличники. Стены облицованы искусственным мрамором желтоватого оттенка, потолок украшен позолотой. Интерьер был утрачен в пожаре, но В. П. Стасов восстановил его в 1839 г.

Аванзал расположен в том же месте, где находится Николаевский зал в Эрмитаже. Здесь гости пили шампанское, ожидая, когда откроют вход на маскарад или бал. В центре зала стоит Ротонда, или Малахитовый храм. Она изготовлена в 1834 г. по заказу владельца заводов на Урале Н. Н. Демидова. В ее отделке использованы такие материалы, как итальянский мрамор, лазурит, родонит, золоченая бронза и другие.

Ротонда

Зал Ротонда в Эрмитаже Санкт-Петербурга

На втором этаже есть необычный круглый зал № 156, оформленный для Николая I. Это помещение в неоклассическом храмовом стиле являлось проходным вестибюлем, который разделял личные императорские покои и парадные помещения дворца. Освещение осуществляется через окулус в куполе. Паркет изготовлен из редкой породы амаранта из Южной Америки. В центре размещена триумфальная колонна в честь Петра I. Сегодня здесь можно увидеть экспонаты выставки «Галерея Пера Великого».

Арапский зал

Арапский зал Эрмитажа

Зал № 155 (этаж 2) спроектирован А. Брюлловым после пожара. Сначала он звался Большой столовой, а Арапским его стали называть из-за чернокожих слуг-арапов, которые обслуживали гостей за столом. Примечательно, что они не были рабами. Все арапы являлись свободными наемными работниками, христианами из США или Эфиопии. Здесь проводили семейные застолья, а в наши дни размещаются временные экспозиции.

Бриллиантовая (залы 122-126) и Золотая кладовая (41-45)

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа

На 1-ом этаже Зимнего дворца сокрыты уникальные сокровищницы, которые появились еще во времена Петра I. В 1719 г. он захотел создать место, где хранились бы особо ценные сокровища короны. Долгое время экспонаты были недоступны для посторонних, но Николай I разделил ценности хранилища на личные и государственные.

Читать еще:  Домик Петра I

В 1856 г. Александр II открыл особенный зал, где были выставлены 165 ювелирных изделий, инкрустированных драгоценными камнями. Его назвали «Бриллиантовая комната».

В Бриллиантовую кладовую Эрмитажа входят:

  • ценности, найденные на раскопках Майкопского кургана;
  • древнегреческие ювелирные изделия;
  • произведения средневекового искусства;
  • ювелирные изделия XVII-XVIII вв.;
  • туалетный набор Анны Иоанновны из 46 предметов;
  • парадная амуниция императоров;
  • основная часть коллекции – бриллианты.

В Золотой кладовой содержится коллекция драгоценностей из золота с VII по XIX вв. Собирать ее начал Петр I, в 1714 г. она насчитывала 240 предметов.

Залы Малого Эрмитажа

Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге

 

Строительство Малого Эрмитажа стартовало по инициативе Екатерины II и длилось с 1764 до 1775 гг. Здесь императрица любила отдыхать, совершать прогулки по Висячему саду и устраивать приватные вечера. Здесь же она разместила свое первое художественное собрание, которое положило начало крупнейшего музея России.

Малый Эрмитаж – двухэтажное здание, насчитывающее примерно 14 экспозиционных залов. На первом этаже – искусство античной эпохи и временные экспозиции. На 2-ом этаже – выставки голландского, германского и западноевропейского средневекового искусства. Составили список залов Малого Эрмитажа с описанием и фото.

Павильонный зал

Павильонный зал в Эрмитаже

Зал № 204 на 2-ом этаже Северного павильона спроектировал в 1850 г. А. Шаткеншнайдер. С тех пор Павильонный зал, сочетающий в себе черты классики и эклектики, носит звание одного из самых красивых в Эрмитаже. Бело-золотые стены освещаются светом с двух ярусов, отражаясь в хрустальных подвесках люстр. Пол украшен копией античной мозаики первых веков н. э., а на стенах – фонтаны, стилизованные под бахчисарайский Фонтан слез. Из больших окон виднеется Висячий сад. Главная достопримечательность – часы «Павлин», изготовленные в XVIII в.

Аполлонов зал

Аполлонов зал Эрмитажа

На месте зала № 260 (этаж 2) раньше была арка, которая соединяла вместе два здания. Дж. Кваренги спроектировал зал в 1793 г. Небесно-голубые стены и венецианские окна с тимпанами создают легкую и воздушную атмосферу. Декором служит лепной орнамент, а пол устлан роскошным паркетом.

Свое название зал получил от того, что раньше в его портике стояла копия античной скульптуры Аполлона, созданная в XVIII в. В советскую эпоху в зале была экспозиция нидерландского искусства. Сегодня зал используют для размещения ценных картин после реставрации. Так, здесь выставлялась работа «Юноша с лютней» Караваджо, пока решали, в каком зале Эрмитажа ее разместить.

Романовская галерея

Романовская галерея Эрмитажа

Зал № 259 (этаж 2) – это Западная галерея. Раньше здесь размещались портреты Романовых, откуда и пошло ее название. Портреты переместили в Зимний дворец, а в галерее организовали выставку европейского средневекового искусства. В большей степени это богослужебный инвентарь – мощевики, кресты, сундуки для одеяний и т.д. Есть и предметы повседневного быта и декора – посуда, домашняя утварь, вазы, подсвечники.

Залы Большого Эрмитажа

Большого Эрмитажа в Санкт-Петербурге

 

Здание Большого Эрмитажа построено в 1771-1787 гг. В двухэтажном строении насчитывается около 30 залов для экспозиций. На 1-ом этаже посетители могут полюбоваться античным искусством, а на 2-ом окунуться в художественную жизнь Италии. Составили описание основных залов Большого Эрмитажа.

Зал Тициана

Зал Тициана в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Зал № 221 (этаж 2) был оформлен в 50-х гг. XIX в. под руководством А. Штакеншнейдера. В те времена он служил апартаментами для знатных гостей, прибывших ко двору. В наши дни здесь представлена живопись венецианского художника Тициана. Большую часть его холстов занимали сюжеты из Библии и мифологии. Особое внимание туристов привлекает полотно «Даная» – известный шедевр мастера. Картина посвящена главной героине древнегреческого мифа. Тициан был так вдохновлен этой историей, что написал пять картин по сюжету мифа, и одна из них хранится в Эрмитаже.

Зал Леонардо да Винчи

Зал Леонардо да Винчи в Эрмитаже

Зал № 214 на втором этаже был гостиной, а затем в 50-х гг. XIX в. перестроен Штакеншнейдером. В помещении, сочетающем черты барокко и классицизма, сначала разместили коллекцию французской живописи, которая затем сменилась на ценности с Востока, привезенные Николаем II.

В середине ХХ в. он стал залом Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Во всем мире сохранилось лишь 14 подлинных картин художника, и две их выставлены здесь. Сюжеты обеих картин посвящены библейской тематике, а именно Богородице и маленькому Иисусу.

Одна из них – «Мадонна Бенуа», относится к раннему периоду творчества да Винчи. Изображая Богоматерь, художник отошел от привычного канона. На картине Мадонна изображена слишком живой и естественной, будто это просто портрет молодой матери, играющей с сыном. Второе полотно «Мадонна Литта» или «Мадонна с младенцем» — более известное творение да Винчи.

Советская лестница

Советская лестница в Эрмитаже

Лестница № 206 построена А. Штакеншнейдером в XIX в., и по ней члены Государственного совета поднимались на заседания. Именно поэтому ее стали так называть. Лестница связывает друг с другом 2 здания музейного комплекса, по ней можно попасть в Малый, Большой и Новый Эрмитажи. Она имеет торжественный внешний вид, официальность которого подчеркивается гербом Российской империи, расположенным под изображением короны. Материалом для отделки стал белый мрамор. На площадке лестницы стоит огромная ваза из малахита. Кажется, будто она вырезана из цельного куска камня, но на самом деле ваза выполнена в технике «русская мозаика» из тонких пластов малахита и малахитовой крошки.

Залы Нового Эрмитажа

Новый Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Первое в России здание, предназначенное для общественного музея, возвели в 1842-1851 гг. Двухэтажная постройка насчитывает около 50 экспозиционных залов. Первый этаж отведен под выставку, посвященную античному миру. Второй этаж отведен под искусство Голландии, Фландрии, Италии, Испании.

В экспозициях можно прикоснуться к шедеврам мирового искусства. Вы увидите в залах Нового Эрмитажа работы Антонио Канова, Микеланджело, да Винчи, Караваджо и других великиз мастеров. Составили путеводитель по залам музея Новый Эрмитаж с номерами и названиями.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Уникальный зал № 227 (этаж 2) возник по желанию Екатерины II, которая в 1778 г. приказала возвести в Петербурге точную копию галереи Папского дворца в Ватикане с фресками Рафаэля. Дж. Кваренги отправился с группой художников в Ватикан, где провел обмеры. Художники занялись созданием копий фресок. Строительство стартовало в 1783 г. с возведения корпуса вдоль Зимней канавки, и прекратилось в 1792 г.

Галерея имеет 13 сводов, а стены украшены копиями рафаэлевских гротесков, на которых изображены амуры, причудливый растительный орнамент, мифические создания и сюжеты из Ветхого и Нового заветов.

Зал Рафаэля

Зал Рафаэля в Эрмитаже

В зале Рафаэля в Эрмитаже (№ 229, этаж 2) посетители могут полюбоваться работами выдающегося живописца эпохи Возрождения. В наши дни сохранилось много подлинных работ Рафаэля, но в России хранится только две, и обе выставлены в Эрмитаже. Сюжеты посвящены Богородице с младенцем.

Внимание: вы можете заказать экскурсию по Эрмитажу, во время которой туристы посещают зал Рафаэля и другие.

Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн

Полотно «Святое семейство» или «Мадонна с безбородым Иосифом» получила в свою коллекцию Екатерина II. Картину в роскошной золоченой раме «Мадонна Конестабиле» купил Александр II в подарок своей супруге. Если перейти в соседний зал, можно увидеть скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Зал Рембрандта

Зал Рембрандта в Эрмитаже

Картины таких художников как Рейсдал, Халс, Поттер, Диркс и других голландских живописцев XVII-XVIII вв. разместились в зале Рембрандта в Эрмитаже (№ 254, этаж 2).

Главными экспонатами стали полотна Рембрандта, известного художника из Голландии, который специализировался на исторических картинах и портретах. Главный шедевр – «Даная», написанная по тому же сюжету, который вдохновлял Тициана. В 1985 г. картина подверглась жестокому акту вандализма. Ее реставрировали на протяжении 12 лет, но 30% авторского почерка так и не удалось восстановить. Сейчас картина хранится под пуленепробиваемым стеклом.

Зал Рубенса

Зал Рубенса в Эрмитаже

Ценителей живописи интересует, в каком зале Эрмитажа посмотреть картины Рубенса. Коллекция находится в зале № 247 на втором этаже в количестве 22 картин и 19.

Рубенс – яркий представитель стиля барокко в живописи. Писал он в разнообразных жанрах – исторические и мифологические сюжеты, пейзажи, портреты, натюрморты. Наиболее значимые работы в коллекции Эрмитажа – «Союз Земли и Воды», «Персей освобождает Андроменду», «Снятие с креста» и другие.

Шатровый зал

Шатровый зал Эрмитажа

Зал № 249 (этаж 2) удивит гостей необычным строением. Двускатное перекрытие потолка с кессонами, расписанного в пастельных тонах, делают его похожим на шатер. В Шатровом зале Эрмитажа экспонируется коллекция голландской живописи XVII в., которая носит название Малые голландцы. В коллекции представлены картины с повседневными сюжетами, повествующими о жизни обычных людей. Здесь не увидеть эпичных исторических или библейских историй. Такие картины писали для крестьян и горожан, чтобы те украшали ими свои дома.

Зал Древнего Египта

Зал Древнего Египта в Эрмитаже

Раньше на месте зала № 100 на первом этаже был Главный буфет, но в 1940 г. архитектор Сивков перестроил его под выставочный зал. Здесь гостей ждет погружение в таинственную культуру Древнего Египта. Среди экспонатов есть повседневная утварь древних египтян, украшения, произведения искусства.

Популярностью у туристов пользуется настоящая древняя мумия египетского жреца Па-ди-иста, и ее возраст составляет 3 тысячи лет. Интересно, что у мумии хорошо сохранились 30 зубов. Также в зале представлены образцы саркофагов из разных эпох, статуэтки богов и обычных людей, благодаря которым можно узнать много подробностей об особенностях быта и культуры жителей древней цивилизации.

Читать еще:  Музей циркового искусства

Залы с памятниками Греции и Рима

Зал Диониса в Эрмитаже
Зал Диониса в Эрмитаже (№ 109), где хранится знаменитая скульптура «Венера Таврическая»

Коллекцию античного искусства начал собирать еще Петр I. Уже в 1719-1720 гг. в Северную столицу начали поступать первые находки из отправленных им экспедиций. Также Петр активно скупал античные произведения в России и других странах. Одним из главных его приобретений стала знаменита скульптура «Венера Таврическая», создание которой датировано примерно III-II вв. до н. э.

Зал Юпитера в Эрмитаже. Искусство Древнего Рима I - IV веков (№ 107)
Зал Юпитера (№ 107). Искусство Древнего Рима I — IV веков (№ 107)

Античная коллекция – самая обширная в Эрмитаже. Ей посвящено более 130 залов. Древнегреческие и древнеримские экспонаты можно увидеть в залах под номерами 101, 102, 106-110, 112-119, 121, 127-129, 131. Кроме скульптур в коллекции представлены вазы, минералы, фрагменты античных двориков и многое другое.

Зал Большой вазы

Зал Большой вазы в Эрмитаже

Зал № 128 на 1-ом этаже изначально был задуман как главный вестибюль Нового Эрмитажа, но затем установили самую большую вазу в мире – Колыванскую. Ее высота составляет 3 м, а вес – 19 тонн. Вазу изготовили из цельного куска зелено-волнистой яшмы, которую впервые обнаружили в 1815 г на Алтае.

Автором проекта вазы стал А. И. Мельников. Ее изготавливали с 1828 до 1843 гг., а фундамент сооружали 4 года. Вазу установили в 1849 г. с помощью 770 рабочих еще до того, как у здания появились стены. Также в зале Большой вазы можно увидеть древнеримские скульптурные портреты

Двадцатиколонный зал

Двадцатиколонный зал в Эрмитаже

Зал № 130 на 1-ом этаже стилизован под античный храм. По его периметру установлено 20 колонн, каждая из которых выполнена из цельного куска сердобольского гранита. Изначально этот зал задумывался для размещения античных ваз, поэтому архитектор фон Кленц специально создал интерьер, который гармонично сочетался бы с экспонатами. Пол выложен мозаикой, кессонированный потолок украшен росписями.

Здесь гости любуются искусством Древней Италии VII-III вв. до н. э. Примечательный экспонат –«Царица ваз», Большая гидрия из Южной Италии IV в. до н. э.

Рыцарский зал

Рыцарский зал в Эрмитаже

Зал № 243 изначально был задуман для хранения ценных монет. Помещение оформлено в неогреческом стиле. Сейчас здесь находится собрание воинской амуниции, начало которому положил Александр I. Собрание насчитывает более 15 тыс. экспонатов. Здесь представлены доспехи разных исторических периодов, образцы холодного и огнестрельного оружия.

Внимание: вы можете заказать индивидуальную экскурсию по Эрмитажу с гидом, во время которой туристы посещают Рыцарский зал и другие.

Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн

Самая примечательная композиция – 4 рыцаря в натуральную величину, которые восседают верхом на конях. Они выглядят будто живые. По ним можно проследить четыре типа воинской амуниции, которые менялись из века в век.

Малый и Большой итальянские просветы

Малый итальянский просвет в Эрмитаже
Малый итальянский просвет

Два необычных зала Нового Эрмитажа на втором этаже под номерами 237 и 238 примечательны особым строением потолка. Они освещаются за счет стеклянных конструкций, через которые в помещение проникает естественный свет, чтобы картины смотрелись лучше. Такое устройство называли просветами.

Большой итальянский просвет в Эрмитаже
Большой итальянский просвет

В Малом итальянском просвете (№ 237) выставлена коллекция живописи Италии XVI-XVIII вв. Большой итальянский просвет (№ 238) продолжает экспозицию Малого. Здесь экспонируются наиболее масштабные полотна.

Двенадцатиколонный зал

Двенадцатиколонный зал Эрмитажа

В зале № 244 изначально планировали разместить коллекцию медалей и ценных монет. Интерьер зала оформлялся с учетом этого – стены украшены рельефными медальонами. По периметру установлено 12 колонн. Также в зале выставлены вазы и торшеры XIX в. В эпоху СССР здесь экспонировали западноевропейские рисунки, а сегодня организуют временные экспозиции.

Зал Снейдерса

Зал Снейдерса в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Зал № 245 также планировался для выставки монет и медалей, но вместо этого стал Залом русской школы живописи. До 1892 г. здесь можно было увидеть картины «Последний день Помпеи» К. Брюллова и «Медный змий» Ф. Бруни.

Сейчас в зале выставлена коллекция фламандской живописи, среди которой – 14 плотен фламандского живописца Снейдерса. Он прославился своими натюрмортами, в особенности изображениями «съестных лавок».

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр Эрмитажа

Один из старейших театров города на Неве был сооружен при Екатерине II в 1783-1789 гг. Проектировал здание Дж. Кваренги, стилизовав его под античный амфитеатр. Строение являет собой образец классицизма и сохранился до наших дней в первозданном виде. Изящная отделка сочетается со строгими классическими чертами. Его особенность театра в том, что в нем отсутствуют ложи и партер. Зал вмещает в себя 250 зрителей. В 1980 г. театр пережил масштабную реставрацию, а с 1991 г. здесь ставятся постоянные постановки. Также театр используют для проведения симпозиумов и научных конференций.

Топ-20 самых интересных и красивых залов Эрмитажа, которые стоит посмотреть в первую очередь

  1. Иорданская лестница 

С нее начинается вход в Эрмитаж. Ее называют «ступенями истории», ведь по ней в разное время ходили известные исторические личности. Роскошное убранство лестницы можно разглядывать часами.

  1. Большой тронный зал (Георгиевский зал)

Этот зал в Эрмитаже Санкт-Петербурга играл важную роль в дворцовой жизни, его стены пропитаны духом торжественный царских балов. Особое внимание привлекает роскошное тронное место под барельефом Святого Георгия.

  1. Малый тронный зал (Петровский зал)

Помпезное помещение, которое навевает мысли о величии и могуществе Петра I – самого противоречивого императора Русской Империи.

  1. Павильонный зал

Этот зал Эрмитажа с часами «Павлин» – один из самых популярных и прекрасных во всем комплексе. Поражает воображение нарядным и воздушным интерьером, фонтанами и античной мозаикой на полу. Из окон можно полюбоваться Висячим садом. Каждую среду здесь заводят уникальный механизм часов «Павлин» – это невероятное зрелище, которое стоит увидеть хоть раз.

  1. Зал Большой вазы

Здесь можно рассмотреть Колыванскую вазу – самую большую вазу в мире. Глядя на нее, кажется невероятным, что ваза выполнена из цельного куска камня. Материалом стал редкий минерал – зелено-волнистая яшма, добытая на Алтае.

  1. Лоджии Рафаэля

Благодаря этому залу можно ненадолго перенестись в Ватикан. Библия на потолке – так еще называют это место. Можно бесконечно разглядывать затейливые переплетения орнамента рафаэлевских гротесков, в точности скопированных со стен Папского дворца.

  1. Зал Тициана

Здесь ценители итальянской живописи могут полюбоваться работами итальянского мастера эпохи Возрождения. Один из наиболее ценных шедевров – картина «Даная». Искусствоведы всего мира сходятся во мнении, что из пяти полотен Тициана, написанных по этому мифологическому сюжету, образец в Эрмитаже является наиболее высокохудожественным.

  1. Зал Леонардо да Винчи

Сохранившиеся произведения живописи итальянского гения – настоящая редкость во всем мире. Посетители Эрмитажа получают возможность прикоснуться его творчеству в облике двух картин – «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».

  1. Малый и Большой итальянский просветы

Насладиться итальянской живописью в естественном освещении и полюбоваться стеклянными потолками можно в этих уникальных залах Нового Эрмитажа.

  1. Белый зал

Залу № 289 по праву принадлежит звание одного из лучших проектов архитектора А. Брюллова. Оказавшись в нем, можно перенестись в эпоху Древнего Рима и прогуляться по вилле знатного патриция. Скульптуры богов Олимпа и сияющие глянцем белоснежные колонны создают волшебную атмосферу античного мира.

  1. Гербовый зал

От простора и роскоши этого зала захватывает дух. Золотые колонны, грандиозные люстры и скульптурные композиции прекрасно справляются с задачей, которую поставил перед архитектором Николай I – продемонстрировать богатство и могущество России.

  1. Александровский зал

Здесь можно полюбоваться необычными сводчатыми потолками, отдать долг памяти событиям войны с Наполеоном и рассмотреть коллекцию разнообразных серебряных изделий.

  1. Малахитовая гостиная

Парадная гостиная жены Николая I радует глаз сочетанием благородного золотого и насыщенного зеленого цветов. Можно часами разглядывать затейливые узоры малахита на поверхностях колонн и различных изделий, выставленных в зале.

  1. Золотая гостиная Марии Александровны

Золотой зал в Эрмитаже по праву считается одним из самых роскошных. Убранство гостиной заставляет задуматься о былом величии и могуществе российской правящей династии. Кроме золотого интерьера здесь можно полюбоваться резными камнями из собрания герцога Орлеанского, которое приобрела Екатерина II.

  1. Концертный зал

Главное, на что стоит посмотреть, помимо нарядного и торжественного интерьера зала – это грандиозная Рака Александра Невского. Гробница святого князя из серебра в стиле барокко собирает вокруг себя множество туристов своими затейливыми узорами и монументальностью. Бытует мнение, что на ее изготовление был затрачен годовой запас серебра Российской Империи.

  1. Большая церковь

В Эрмитаже можно увидеть совершенно нетипичную для России церковь. Изысканные золотые узоры ажурной лепнины на потолке и стенах, светлые тона, золоченые колонны – все это отвечает традициям стиля рококо.

  1. Фельдмаршальский зал

В величественной атмосфере зала можно рассмотреть портреты знаменитых русских полководцев. Каждый из них висит в нише на стене, всего их семь, а портретов – шесть. В XIX в. седьмую нишу было принято оставлять пустой, чтобы мотивировать военных совершать геройские подвиги.

  1. Николаевский зал

Самый большой зал Эрмитажа мог вместить на роскошных балах и маскарадах до 5 тыс. человек. От других парадных залов Эрмитажа его отличает сдержанный и официальный интерьер.

  1. Зал Древнего Египта

Благодаря экспозиции в этом зале можно узнать подробности загадочного мира древних египтян. Особое внимание туристов привлекает настоящая мумия египетского жреца, возраст которой – более 3000 лет.

  1. Рыцарский зал

Ценители оружия точно найдут, что посмотреть в этом зале. Образцы работ великих оружейных мастеров из Европы разных эпох, доспехи, щиты – все это можно здесь увидеть. Самый примечательный экспонат – композиция четырех рыцарей в полный рост верхом на конях.

Виртуальный путеводитель по залам Эрмитажа в Санкт-ПетербургеВиртуальный путеводитель по залам Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Вы можете прогуляться по залам музея совершенно бесплатно не выходя из дома. На интерактивном плане-схеме залов Эрмитаж выберете интересующий вас зал и откроется его панорама, вы можете двигать камеру на 360 градусов, а нажав на значок «i», сможете ознакомится с кратким описанием зала или отдельного экспоната.

Видео-гид по лучшим залам Эрмитажа

<

Последнее обновление: