Троице-Измайловский собор
В северной столице возведено множество различных храмов и церквей. Среди них особое место занимает Троице-Измайловский собор. Он выделяется не только размерами. Голубые звездные купола можно увидеть издалека. Храм находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, где пересекаются проспекты Измайловский с Троицким.
Содержание
История
Кроме названия «Троице-Измайловский собор» существуют следующие: Свято-Троицкий Измайловский собор, Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Указ о создании Лейб-гвардии Измайловского полка был подписан государыней Анной Иоанновной в 1730 г. Наименован по селу Измайлово, которое принадлежало династии Романовых. По старшинству в Российской империи находился на третьем месте. Через три года после его основания была возведена деревянная походная церковь. В ней не было предусмотрено отопления, поэтому могла использоваться только в летний период. Она располагалась около деревни Калинкиной рядом с устьем реки Фонтанка. После того как Измайловский полк перевели выше по течению реки, туда же перенесли и храм. В 1824 году произошло наводнение, во время которого обветшавшая от времени церковь значительно пострадала.
Император Николай I обратился к архитектору Василию Стасову за проектом нового здания. Планировался каменный собор, за образец которого предложено взять прежнюю деревянную церквушку. Строительство собора велось на казенные средства. Дополнительно его финансировал Николай I из собственных денег. Тем самым он отдавал дань уважения тому времени, когда сам проходил в нем службу в качестве командира.
К закладке фундамента приступили 13 мая 1828 года, в День Святой Троицы. На возведение стен потребовалось 4 года. Еще три года посвятили внутренней отделке. Торжественный обряд освящения построенного здания приурочили к 25 мая (6 июня) 1835 года, к празднику Троицы. На строительство потратили 3 миллиона рублей. Оно стало крупнейшей стройкой северной столицы в середине XIX века. Помещение вмещало 3000 посетителей и лишь немного уступало Исаакиевскому собору. Посещать разрешалось не только военным, но и обычным прихожанам.
В период строительства были обнаружены ошибки архитектора при проектировании. Колонны, поддерживавшие огромный купол, дали трещины. Позднее с купола сняли леса, и его унесло сильным порывом ветра. Исправлять просчет Стасова поручили его ученику П. Базену. Он заново сделал расчеты. Для стропил выбрал сухую древесину, маковки покрыли медной краской и дополнительно загрунтовали. Весной 1835 года мастер Ф. Брандуков покрасил их в кобальтовый оттенок и нарисовал золотые звезды.
При соборе 1 ноября 1870 года было основано благотворительное общество, существовавшее до Октябрьской революции. В его ведении находились богадельня для престарелых женщин, приюты для мальчиков (на 20 человек) и девочек (на 50 человек) и квартиры для прихожан, не имеющих средств. Непосредственное участие в его работе принимал великий князь Константин. В 1912 г. к их деятельности присоединилось Братство православного воспитания детей и полностью взяло на себя опеку над приютами.
После революционных событий 1917 года богослужения продолжались в течение некоторого времени. В 1932 г. предпринималась попытка ликвидации, но верующим удалось не дать закрыть собор. В 1933 году Ленинградскую митрополию возглавлял будущий глава Российской православной церкви Алексий I. В этот период прекратил деятельность Троицкий собор в составе Александро-Невской лавры. По этой причине Свято-Троицкий Измайловский собор мог функционировать вместо него, став кафедральным.
1938 год — время запрещения православных богослужений во многих храмах страны. Собор был закрыт, а его служители перешли в оставшиеся незакрытыми церкви. Позднее здание передали театру им. Ленсовета в качестве декоративной мастерской. В 1940 г. один из городских инженеров предложил переоборудовать помещения под крематорий, но инженерам удалось его отстоять. Они сослались на тот факт, что нельзя возводить такое сооружение в центральной городской части, где проживает большое количество людей.
В период блокады здесь было обустроено бомбоубежище. Останки умерших от голодного истощения горожан складывали по всему помещению. Рядом с собором размещалась зенитная батарея. В военные годы в период бомбежек были значительно повреждены купола и фасады здания, облетела лепнина и пострадала резная часть иконостаса, в некоторых местах была уничтожена роспись.
Послевоенное восстановление здания состоялось в 1952–56 гг. В этот период проводили срочный ремонт купола и фасадов. В 1966–67 гг. проводились реставрационные работы по восстановлению фасадов, которые прежде не могли быть выполнены из-за недостатка финансирования. В 1990 году храм вернули прихожанам. К 8 сентября в нем возвели временный иконостас и провели первое за многие десятилетия богослужение. На протяжении двух лет воссоздавался утраченный иконостас. Музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе, передал небольшую часть образов, а также церковную утварь для проведения богослужений. Часть икон была пожертвована прихожанами.
Первое после закрытия собора в революционные годы всенощное бдение состоялось в 1997 году накануне престольного праздника Троицы. Его проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, заложив практику архиерейского служения во время празднования Святой Троицы.
Пожар и восстановление
После возвращения Измайловского собора епархии в нем были начаты мероприятия по возрождению святыни. Реставрацию пришлось приостановить 25 августа 2006 года ввиду пожара, случившегося прямо в часы вечерней службы. Сначала вспыхнуло под лесами в центральной части, потом под северной. Пламя быстро перешло на чердак, и перекрытия. Из-за высоты собора до места горения не могла дотянуться ни одна пожарная лестница. Пожар смогли остановить только к ночи, но заливали здание до самого утра.
В огне погиб оригинальный деревянный центральный купол, созданный по проекту инженера П. Базена. Простояв 170 лет и уцелев во время бомбежки в годы ВОВ, его не стало от элементарной халатности. Одной из версий следствия был поджог, но она не оправдалась. Строительными рабочими на стройке скорее всего были оставлены газовые баллоны. Перед возгоранием были слышны три хлопка. Вероятно, что это взорвались они.
В огне были повреждены также малые купола, водой залили внутренний интерьер. Комиссия, осуществлявшая восстановительные работы, пришла к решению не реставрировать прежний центральный купол, а возвести новый. Строительные конструкции для куполов, несущие и ограждающие элементы построили из клееного деревянного бруса, опорное кольцо сделали железобетонным. Клееные деревянные элементы воссоздавались по уникальным историческим чертежам на заводе «ТВТ Стройинвест» в Нижнем Новгороде.
К исходу 2007 года последствия пожара удалось ликвидировать и начать вновь воссоздавать иконостас. В 2008 г. закончилось сооружение центрального купола. Полностью реставрационные работы завершились к январю 2017 г.
Интересные факты
- Высота здания зафиксирована на отметке 80 метров. На день освящения 25 мая (6 июня) 1835 года Собор Святой Живоначальной Троицы по своим габаритам считался наиболее значительным в Российской империи. Затем он утратил первенство, уступив Исаакиевскому, Смольному соборам и Храму Спаса на крови, которые были построены позже.
- Свод в центральной части занимает второе место по величине среди деревянных церковных куполов на территории Европы.
- Собор Святой Живоначальной Троицы стал первым регулярным, специально построенным для элитного полка.
- А. С. Пушкин присутствовал в Соборе Святой Живоначальной Троицы на бракосочетании сестры Ольги.
- В 1867 году здесь состоялось еще одно значимое таинство венчания. Женихом был Ф. Достоевский, невестой — А. Сниткина.
- В 1894 году в нем проводилось отпевание русского композитора, пианиста и музыкального педагога А. Рубинштейна.
- Под центральным куполом до 1938 года висела бронзовая люстра, вес которой составлял почти 5000 кг.
Режим работы 2024 и расписание богослужений
Свято-Троицкий Измайловский собор открыт каждый день по расписанию:
- будние дни — 09:00– 19:00;
- воскресные и праздничные дни — 08:00–20:00;
- в 16:00 каждый день проводится служба рядом с мощами великих угодников Божиих, принадлежащих блаженной старице Матроне Московской, семейным покровителям Петру и Февронии Муромским и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту;
- по вторникам в 17:00 — проведение молебна с чтением акафиста рядом с образом Божией матери «Всецарица»;
- по средам в 17:00 — проведение молебна с чтением акафиста рядом с иконой с частицей великомученика Георгия Победоносца.
Архитектурные особенности
Здание выполнено в стиле ампир. Архитектор В. Стасов за основу проекта взял греческий равноконечный крест, бывший в планировке ранее действующего деревянного храма. В основание фундамента было забито 9000 свай длиной по 9 метров. Затем была произведена установка плит из тосненского камня на известковом растворе. Цоколь выложен гранитом. Для кладки стен и колонн использовали красный кирпич, который связывали полосовым и брусковым железом. Отделочным материалом для покрытия послужил искусственный мрамор. Им же оформлены пилястры.
Венчает собор композиция из пяти куполов. Одного большого центрального и четырех меньших по размеру, расположенных по сторонам света. Они были выполнены из хорошо просушенной древесины. Николай I считал, что купола должны быть того же оттенка, что и у Архангельского собора в московском Кремле и Тверском. Этому требованию соответствовал светло-синий цвет мундирных воротников рядовых Семеновского полка. По желанию императора маковки собора украсили золотыми звездами, разбросанными по голубому фону. На центральном куполе нарисовано 280 звезд, на меньших по 208 штук.
Колокола отливали в Ярославле. Их поручили мастеру Ивану Оловянишникову. Модели для скульптур ангелов, установленных в нишах портиков, разрабатывал скульптор С. Гальберг. Скульптуры ангелов и парадный фриз выполнены по образцам скульпторов С. Гальберга и И. Леппе.
Внутреннее убранство и святыни храма
Над росписью собора работали крепостные художники Травин и Медведев. До этого они работали в поволжских храмах. Затем им стал помогать сын Медведева. Над иконостасом работали В. Шебуев, А. Иванов, А. Егоров, Н. Майков, В. Сазонов. Частично иконы поступили из Исаакиевского собора, часть осталась от предыдущей деревянной церкви. Иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей сохранились с тех времен.
Внутри помещения главный купол оформлен углублениями с декоративными розетками. Полукруглый иконостас располагался среди 24 рифленых коринфских колонн и соединялся с надпрестольным навесом. Стены храма покрывали знамена, захваченные в период русско-турецкой войны 1877– 78 гг. как трофейные. Здесь же были прикреплены настенные доски из мрамора, на которых были выбиты имена полковых офицеров, погибших в период Отечественной войны 1812 года на полях Аустерлица, Бородино и т.д. В стеклянных витринах находятся ключи от поверженных городов и форменная одежда, которую носили члены императорской фамилии.
В текущее время главной святыней Свято-Троицкого собора принято считать икону Святой Живоначальной Троицы, созданную в 1406 г. иконописцами, принадлежавшими к новгородской школе. Она считается самой древней из икон в Санкт-Петербурге. На ней можно увидеть трех Ангелов, символов Святой Троицы (Отец, Сын и Дух Святой). В нижней части изображен фрагмент из событий жития патриарха Авраама. После изъятия из иконостаса после революции 1917 года святыня хранилась в Третьяковской галерее, пока ее не продали в личное собрание одного из заокеанских коллекционеров. В 2000-х годах образ выставили на аукционе Christie’s, где он и был выкуплен. К 300-летию Северной столицы список Святой Живоначальной Троицы вернулся на Родину.
В храме присутствуют иконы Николая Чудотворца. Возле одной из них молился печерский старец архимандрит Иоанн Крестьянкин. Вторую сопровождает житие Николая Угодника. Останки мощей Матроны Московской и преподобных муромских Петра и Февронии хранятся в специальных раках. Ксения Петербургская — святая покровительница Санкт-Петербурга. Здесь можно прикоснуться к ее образу, выполненному на основе прижизненного портрета художником Р. Гирвелем.
Территория собора
В 1886 году рядом со Свято-Троицким собором возведен Памятник Славы в честь погибших в период Русско-турецкой войны 1877–78 годов. Автор проекта — скульптор Д. Гримм. Памятник высотой 28 метров представляет пятиярусную композицию, образованную захваченными в боях 108 пушками. Монумент венчает колонна, символизирующая собой Славу. Ее автор скульптор П. Шварц. На вершине установлена скульптура богини победы с лавровым венком в руках. Подножие памятника высотой 6,5 метров выполнено из мрамора. На нем закреплены пластины из бронзы, на которых увековечены сражения и наименования полков.
В январе 1930 года памятник демонтировали и отправили на переплавку. В 1969 г. появился бюст В. Стасова, который выполнила скульптор М. Литовченко. В 2005 году все вернулось на круги своя. Колонну Славы восстановили, а бюст В. Стасова убрали.
В 1894–95 гг. напротив Измайловского собора возведена памятная часовня Святому Александру Невскому. Проект выполнил архитектор С. Кондратьев. Строительству предшествовал сбор денег силами офицерского состава Измайловского полка и частными лицами. Мотивом послужили спасение в 1888 году царствующего семейства при сходе с рельсов в Борках императорского поезда и наследника императорской семьи Николая по прибытии в Японию во время путешествия вокруг Африки и Азии.
Для строительства часовни использовали проект здания в стиле ампир. Ее маковка окрашена в светло-синий оттенок и покрыта звездами, как и купола на Измайловском соборе. В ней установлен белый с позолотой иконостас работы П. Абросимова с иконами, созданными И. Тюриным. Во время советской власти часовня не работала. Восстановительные работы велись в 1998 г. Они начались в августе, а уже в ноябре прошло освящение вновь открытого храма.
Адрес и как добраться
Собор стоит в центральной части Троицкой площади в Адмиралтейском районе Северной столицы по адресу: Измайловский пр., 7А. Доехать до Троице-Измайловского собора легко. Подойдет любой вид городского транспорта. Удобнее всего добираться на метро до станции «Технологическая». Необходимо пересечь Московский проспект и двигаться вдоль 1-й Красноармейской улицы. Она ведет к Измайловскому проспекту. От станции метро придется пройти всего 800 метров. Возле собора находится остановка общественного транспорта «Измайловский проспект». Ориентироваться следует по Троицкому проспекту. Здесь останавливаются автобус №10 и троллейбусы № 3, 8.
Схема проезда: