Топ 20 самых знаменитых соборов и храмов Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург — город, в котором живут представители различных конфессий. Построены храмы и церкви, посвященные историческим событиям и ставшие визитной карточкой культурной столицы. Мы предлагаем познакомиться и осмотреть самые красивые храмы и лучшие соборы Санкт-Петербурга. Для этого составили список ТОП-20, в котором представили адреса храмов и церквей Санкт-Петербурга.
1. Исаакиевский собор
Адрес: Исаакиевская площадь, д.4.
Главные соборы Санкт-Петербурга в первую очередь представлены Исаакиевским собором. Он посвящен преподобному Исааку Далматскому. Петр I родился в день его поминовения и поэтому почитал святого. Архитектурный стиль — поздний классицизм. Над проектом работал Огюст Монферран. Его трудом и талантом на Дворцовой площади была возведена Александровская колонна. Храм строился на протяжении сорока лет. Возведение курировал император Николай I. При его строительстве старались применять самые передовые технологии на тот период. Из-за высокой влажности грунта было сложно устанавливать гранитные колонны. Архитектор принял нетривиальное решение — первую колонну поставили до начала возведения стен. Потом в течение нескольких лет установили еще 47 колонн, и только после них начали класть стены.
Колонны возводили из гранита, добытого под Выборгом. Малахит для иконостаса везли с Урала. Для украшения куполов использовали метод огневого золочения. Огромный собор украшен внутри витражами и мозаичными панно. Над внутренней росписью работали самые маститые живописцы К. Брюллов, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Она выполнена масляными красками, не боящимися сырого петербургского климата. Для фасадов было изготовлено свыше 350 скульптур апостолов, ангелов и других персонажей Священного писания. Главной темой композиции стали сцены из жизни Иисуса Христа. На колоннаде оборудована смотровая площадка, с которой можно увидеть город со всех сторон. Что интересно, пройти на высоту 43 метров можно по 262 ступеням. Колоннада состоит из 24 колонн высотой по 14 метров.
2. Казанский кафедральный собор
Адрес: Казанская площадь, 2
Наиболее знаменитые соборы Санкт-Петербурга представлены Казанским кафедральным. Это значимый православный символ, без которого невозможно представить северную столицу. Над проектом в стиле русского классицизма работал архитектор А.Воронихин. Строить начали при императоре Павле I. Он задумывался в качестве символа воинской славы и был освящен за год до Отечественной войны 1812 года.
Икона Казанской Божьей матери — главная святыня, возле которой молились русские солдаты, отправлявшиеся в сражение с Наполеоном. Она дала наименование собору. Сюда же были свезены трофеи и знамена, захваченные при освобождении русских и европейских городов. В соборе располагается могила генерал-фельдмаршала М.Кутузова.
В плане здание образует крест с куполом в центральной части. Колоннада храма состоит из 96 колонн в виде дуги, обращенных к Невскому проспекту. Четыре ряда колонн окружают портик. По фасаду установлены скульптуры Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. До того времени, как храм вернули верующим, в нем существовал музей истории религии и атеизма.
3. Спас на Крови
Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2Б.
Постройке этого храма предшествовало смертельное ранение императора Александра II в 1881 году. Обычно большие храмы в России сооружали в классическом стиле. Для этого было выбрано другое решение. Архитектурный стиль — русский. Над проектом работали архитектор А. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Сбор денег для строительства вела вся страна. На возведение и отделку храма потребовалось 24 года. Освящение состоялось в 1907 году в честь Воскресения Христова.
Внешний вид храма напоминает московский собор Покрова на Рву и считается собирательным образом московских и ярославских церквей. На западном фасаде можно обнаружить гербы российских губерний и областей выполненных в мозаичном стиле. Вокруг здания расположены мраморные доски, на которых можно прочитать о достижениях России в период правления императора Александра II. Венчают храм девять куполов из цветной эмали или позолоченных. Внутри собор отделан мозаикой, над которой работали мастера В.Фролова. Среди них В.Васнецов, М Нестеров, Н. Харламов.
4. Смольный собор
Адрес: пл. Растрелли, 1.
Храм по изволению императрицы Елизаветы Петровны было решено строить в 1748 году. По ее желанию он планировался местом пострига и упокоения. Но на строительство собора ушло 87 лет, и осуществиться планам императрицы было не суждено. Архитектурный стиль — барокко. Над проектом работал Б.Растрелли. В плане храм приближен к кресту греческого стиля со слегка удлиненной базиликой и тремя нефами. Высота собора почти 94 метра.
Из-за недостатка финансирования ввиду Семилетней войны не была построена колокольня. Растрелли планировал сделать ее первый ярус в виде триумфальной арки. Внутренние помещения собора отделаны карельским и уральским мрамором. Стены оштукатуренные и выкрашенные в белый цвет. Простые с виду помещения обладают уникальной акустикой. На протяжении нескольких лет в нем проводились камерные концерты хора, основанного в 1991 году. Смольный собор считается основным храмом российских образовательных заведений. В начале каждого учебного года в нем проводится общая молитва для всех учащихся.
5. Петропавловский собор
Адрес: Петропавловская крепость, Соборная пл. 1.
Православные соборы и храмы Санкт-Петербурга начинали возводить с первых лет строительства города. Как только была обустроена Петропавловская крепость, сразу же приступили к закладке собора в честь Петра и Павла. Храм освящен в апреле 1704 года. Он самый старый на территории северной столицы. В Петропавловском соборе располагается усыпальница рода Романовых. Архитектурный стиль — петровское барокко. Над проектом работал Д.Трезини.
Храм имеет вытянутую планировку длиной 61 м и шириной 27,5 м. Центральная часть — колокольня, под сводами которой находится вход в собор. Ее высота 122,5 м. На протяжении долгого время это была самая высокая точка в городе. Шпиль колокольни венчает золотой ангел с крестом. Высота креста 6,5 м, ангела — 3,2 м.
В оформлении интерьера храма использованы лепка и роспись. Из камней применяли мрамор, яшму и родонит. Резной иконостас выполнен в виде арки, символизирующей победу России над Швецией. Усыпальница рода Романовых находится в юго-западном пределе. Здесь установлены мраморные саркофаги членов императорской семьи, начиная с дочери Петра I Натальи. В 1998 году здесь перезахоронили останки семьи Николая II, привезенные из Екатеринбурга.
6. Троицкий собор Александро-Невской лавры
Адрес: Набережная реки Монастырки, 1.
Александро-Невская лавра — первый крупный монастырь, построенный в городе. По повелению Петра I было выделено место, где планировалось начало Невского проспекта. Лавра носит название в память Александра Невского, который смог разбить на льду Чудского озера шведские полки. Архитектурный стиль — ранний классицизм. Над проектом работал И.Старов.
Современное здание Троицкого собора строилось в 1778–90 годы на месте разобранного старого храма. Он представляет собой крест, разделенный колоннами на три нефа. Купол располагается на высоком барабане. Вход — портик из 6 колонн, по краям которого возвышаются две колокольни. Внутренняя роспись выполнена по библейским мотивам. Для иконостаса был использован белый мрамор. Над статуями святых работал скульптор Ф.Шубин.
Главная святыня — мощи Александра Невского. На крышке серебряной раки помещены 79 частиц мощей православных святых. Среди них пророк Иоанн Предтеча, преподобный Сергей Радонежский, апостол Андрей Первозванный. В соборе находится икона «Невская Скоропослушница». Она была написана в XIX веке в афонском монастыре и считается чудотворной. Здесь же можно приложиться к иконам святителя Николая чудотворца и благоверного князя Александра Невского.
7. Троице-Измайловский собор
Адрес: Измайловский пр., 7А.
Наиболее интересные соборы Санкт-Петербурга, как правило, возводились для военных частей. Одно из наиболее значимых храмовых зданий города. Строился в 1828–35 годах на месте деревянной часовни, в которой молились гвардейцы Измайловского полка и местные жители. Архитектурный стиль — русский ампир. Над проектом работал В.Стасов.
В плане здание представляет собой крест. Купол венчают пять главок, на голубом фоне которых нарисованы золотые звезды. Вокруг собора расположены портики с 6 колоннами. В их нишах установлены скульптуры ангелов, отлитые из бронзы.
Внутренняя отделка выполнена из белого мрамора. В помещении установлены 24 колонны в коринфском стиле, пилястры которых также изготовлены из мрамора. Иконостас полукруглой формы соединяется с надпрестольной сенью в общую композицию. С 1836 года стены украшены белыми мраморными досками с выбитыми фамилиями офицеров, служивших в составе полка и погибших на территории Европы.
8. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Адрес: 15-ая линия Васильевского острова, 2/27.
Строение находится на берегу Невы, в том месте, где в разные периоды располагались здания Псковского, Киевского и Троицкого подворий. После возвращения Оптиной пустыни верующим, здесь открылось его подворье. Архитектурный стиль — русский. Над проектом работал В.Косяков.
Первый камень в основание храма Успения Пресвятой Богородицы был положен в августе 1895 года. Освящение главного придела состоялось в декабре 1897 года. В ней могут поместиться до 2000 прихожан. Церковь построена из кирпича и бетона. Ее венчает купол с пятью главками. Их гладкие части выполнены из алюминия.
Внутреннее пространство отделано росписью и мозаикой. Алтарный престол изготовлен из каррарского мрамора. Иконы для иконостаса расписывали в женском Новодевичьем монастыре. В настоящее время можно преклониться к иконам преподобных Оптинских старцев и Киево-Печерских святых, содержащих частицы их мощей. Здесь же находятся иконы Божией Матери «Скоропослушница», Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша».
9. Николо-Богоявленский Морской Собор
Адрес: Никольская площадь, 1/3.
Один из важнейших православных соборов города. Он назван в честь покровителя моряков Святого Николая. Является главным мемориалом в честь павших моряков и офицеров российского флота. Морской храм был построен рядом с городскими водными артериями — Фонтанкой, Екатерининским и Крюковым каналами. По нему стали называться близлежащие рынок, площадь, мосты. Архитектурный стиль — елизаветинское барокко. Над проектом работал архитектор С.Чевакинский.
Лучшие соборы города были построены в период правления дочери Петра I. Морской собор заложен по распоряжению самодержицы Елизаветы Петровны в 1753 году, освящен в 1762 году. Предназначен для одновременного посещения 5000 прихожан. Это дало повод Екатерине II распорядиться отмечать здесь все события, посвященные чествованию русских моряков.
Высота колокольни 74 м, главное здание на 10 метров ниже. В плане образует крест, который венчает купол из пяти золотых главок. Металлические конструкции для укрепления сводов были изготовлены на демидовских заводах в Туле. Во внутреннем убранстве сохранились резные иконостасы и старинные образа. Икона Николая Чудотворца греческого письма, в которой хранится частица мощей святителя, считается главной святыней храма.
10. Собор Владимирской иконы Божией Матери
Адрес: Владимирский проспект, 20.
Большие церкви Санкт-Петербурга устраивались в тех местах, где проживало наиболее многочисленное население. Владимирская икона Божьей Матери — одна из любимых православными. В 1756 году последовало разрешение императрицы Елизаветы Петровны на строительство в Придворных слободах каменной церкви в ее честь. Возведние велось в несколько этапов. Архитектурный стиль — барокко. Автор первого проекта неизвестен. В 1783 году архитектором Дж. Кваренги была спроектирована трехъярусная колокольня. В 1831 году архитектор А. Мельников пристроил двухэтажный притвор, а в 1848 году архитектор Ф.Руска пристроил еще один ярус колокольни.
Освящение храма производилось в 1783 году. Верхний этаж освящен в честь Владимирской Божьей матери, центральный престол — в честь Иоанна Дамаскина. Екатериной II было подарено собору напрестольное Евангелие. На центральном куполе были установлены скульптуры евангелистов. Все пять куполов храма покрыты золотом. Известно, что в 1828 году в церкви состоялось отпевание пушкинской няни Арины Родионовны. Неподалеку от нее жил Ф.Достоевский, который часто посещал службы незадолго до своей кончины.
11. Чесменская церковь
Адрес: улица Ленсовета, 12.
Полное название Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Возведена в честь победы русской флотилии в Чесменской бухте. Разгром турок произошел в 1770 году. Архитектурный стиль — русская неоготика. Над проектом работал Ю.Фельтен. Храм основан в 1777 году по распоряжению императрицы Екатерины II. Освящение состоялось к 10-летию событий.
В плане строение представляет собой четырехлистник, считающийся символом удачи. К квадратному зданию пристроены помещения со стрельчатыми арками. Венчают храм розового цвета светло-серые купола. По ажурному фасаду возвышаются барельефы и остроконечные башенки. При выходе находятся две скульптуры, символизирующие Веру и Надежду. Внутреннее убранство выполнено в строгой манере с минимумом украшений. Иконы были созданы итальянскими мастерами.
12. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Адрес: Набережная реки Карповки, 45.
Основателем женского монастыря был Иоанн Кронштадтский. Его покровителем был преподобный Иоанн Рыльский, в честь которого монастырь и получил название. Архитектурный стиль — неовизантийский. Над проектом работал епархиальный архитектор Н.Никонов. Закладка производилась в 1900 году, освящение состоялось в 1901 году. Размеры монастыря в плане 41х95 м. Храм венчают купола, отделанные мозаикой. Над ними возвышаются золотые кресты. Для отделки фасадов монастыря была использована керамика, выложенная в виде византийской двухцветной каменной кладки.
Для внутреннего убранства характерна простота и торжественность. Половую плитку выкладывали в виде узоров. В окнах разместили красочные витражи. При отделке отказались от золотых украшений, но использовали белый мрамор для жертвенников и престолов. В подвальном этаже находится гробница с мощами Иоанна Кронштадтского, возле которых происходили исцеления тяжело больных людей. В 1909 году было зафиксировано почти 10 таких случаев.
Наверху располагается Собор 12 апостолов с иконой Покрова Пресвятой Богородицы, выполненной на холсте. Она считается главной святыней. В предшествующее время образ хранился в запасниках Никольского храма на Большеохтинском кладбище и начал темнеть. В июле 1991 года была подарена монастырю и помещена в алтаре храма Собора Двенадцати Апостолов. Спустя полгода одна из монахинь заметила, что изображение на иконе начало светлеть. Уже к Троице она сама полностью обновилась.
13. Спасо-Преображенский собор
Адрес: Преображенская площадь, 1.
Полное официальное название — Собор Преображения Господня всей гвардии. В период советской власти многие храмы в центре Санкт-Петербурга были закрыты. Спасо-Преображенский — один из редких храмов, не прерывавших деятельности в этот период.
Архитектурный стиль — русский классицизм. Над проектом в 1743–54 годах работал архитектор М.Земцов. После его смерти архитектор П.Трезини внес изменения. Собор стал пятиглавым, что соответствует стилю барокко. После пожара 1825 года его восстанавливал архитектор В.Стасов. Обновление здания велось в стиле ампир. Современный вид здания относится к 1829 году. После восстановления в 1829 году главный алтарь Спасо-Преображенского собора освятили в честь Преображения Господня, правому пределу дано имя Сергея Радонежского, левому — священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского.
Общая площадь собора составляет 1180 м². Высота здания — 41,5 м. Вокруг него установлены трофейные пушки, захваченные у турок. Кроме них хорошо сохранились 12 орудий из Польши и 2 единорога с именной надписью принадлежности Лейб-гвардии Преображенскому полку. Во время русско-турецкой войны 1828–29 годов многие из них были захвачены у пораженной турецкой армии. В момент восшествия на престол Екатерины II офицеры Преображенского полка принимали непосредственное участие. Заложив храм, она хотела отблагодарить принимавших участие. Поэтому надпись о принадлежности пушек-единорогов не была случайной. Собор долгое время считался полковым.
Венчает здание купол, который размещен на световом барабане. Поэтому в соборе создается эффект легкости и дополнительного освещения. Изнутри он расписан в небесные цвета. В центральной части располагается вифлиемская звезда, а вокруг нее ангелы и святые. На стенах выполнены лепные панно, в которых присутствует военная атрибутика. В главном приделе на основе эскизов В.Стасова создан иконостас в четыре яруса. Внутри собора сохранились знамена и трофейные ключи от покоренных городов. В специально установленных витринах расположены мундиры членов императорской фамилии.
В Соборе Преображения Господня хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», выполненный на основе иконы из московской Скорбященской церкви на Большой Ордынке. Сохранилась и икона «Нерукотворный Спас», сопровождавшая императора Петра I во время военных походов.
14. Часовня Ксении Петербургской
Адрес: Камская улица, д.24Б.
Часовня располагается на Смоленском кладбище и построена в 1902 году в память православной юродивой Ксении Петербургской. Под нею находятся останки святой. Ксения жила в XVIII веке. После смерти мужа она распродала все имущество, оделась в мужскую одежду и стала просить милостыню. Кроме раздачи денег малоимущим прославилась умением предсказывать события. С ее помощью люди спасали свои души и находили успокоение в житейских невзгодах.
Часовня построена из кирпича и выкрашена в светло-зеленый оттенок. Ее стены украшают окна с распорками и витражами. Над зданием возвышается купол в виде золотой луковицы с крестом. Внутри установлен иконостас из белого мрамора. Много мозаичных библейских образов. На задней стене изображен Христос, на передней — Ксения Петербургская. Их образы выложены из красочной мозаики.
15. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Адрес: Камская улица, д.24.
Еще одна святыня Смоленского кладбища, в строительстве которой принимала участие Ксения Петербургская. Потихоньку от рабочих в ночные часы она по строительным лесам поднимала наверх кирпичи. Архитектурный стиль — русский классицизм. Над проектом работал архитектор А.Иванов. Современная церковь была основана в 1786 году. В 1790 году главный придел освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Строение представляет собой прямоугольник. Колокольня с двумя ярусами, в каждом из которых находится звонница. Храм окрашен в голубой цвет.
16. Воскресенский Новодевичий женский монастырь
Адрес: Московский проспект, дом 100.
Монастырь основала императрица Елизавета Петрова в 1764 году. Его деятельность была прервана в 1822 году, когда умерла последняя старица. Николай I в 1845 году посчитал необходимым возобновить работу монастыря. После этого он функционировал до 1925 года. Вновь свою деятельность монастырь начал в 1995 году с возвращением имущества верующим.
Архитектурный стиль — русский. Над проектом работал архитектор Н. Ефимов. Им спроектированы Собор Воскресения Христова, Церкви в часть Афонской иконы Божьей Матери и во имя Трех Святителей. После его смерти над зданиями храмов работали архитекторы В.Косяков, Н.Сычев и Э.Жибер. Колокольня с церковью в честь Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы построена архитекторами Л.Бенуа и В.Цейдлером.
На территории комплекса располагаются несколько церквей. Стены монастырских строений окрашены в желтый с розовым оттенок. Кельи располагаются на двух этажах. Их окна в виде арок объединены группами по трое. Центральное окно выполнено «глухим».
Главным храмом является Воскресенский собор. В нем пять престолов: Воскресения Христова, Архангела Михаила, во имя Всех Святых, Николая Чудотворца, Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери Ахтырская и частицы мощей православных святых, в том числе Матроны Московской.
17. Сампсониевский собор
Адрес: Большой Сампсониевский пр., д. 41.
Собор появился на месте деревянной церкви, установленной в честь победы, одержанной под Полтавой в 1709 году. Затем было принято решение перестроить ее в виде каменной. На строительство собора ушло 12 лет, что связано с недостатком финансирования.
Рядом с церковью находилось кладбище, которое не сохранилось. На нем были похоронены многие выдающиеся военачальники того периода и зодчие, принимавшие участие в строительстве значимых сооружений города. Над проектом Сампсониевского собора в стиле барокко работал архитектор П. Трезини.
Собор пятиглавый. Его высота составляет 35 м. Одновременно с ним была возведена колокольня высотой 37,5 м. На нее поднят колокол, изготовленный в 1763 году на московском заводе. Он сохранился в том же виде до сих пор. На восточной стене установлен иконостас высотой в 11,2 м и шириной 13,6 м. Он выполнен из сосны, окрашен в оливковый цвет и отделан резьбой из золота. Ни один оклад иконостаса не повторяется.
18. Большая Хоральная Синагога
Адрес: Лермонтовский пр., 2.
Оригинальные достопримечательности города — это храмы еврейской и мусульманской общин. Синагога строилась в 1883–1893 годах на деньги барона Гинцбурга и мецената Полякова. Архитектурный стиль — неомавританский. Над проектом работали архитекторы И. Шапошников, Л.Бахман, В.Стасов, Н.Бенуа.
Комплекс состоит из двух зданий — большой и малой синагог. В малой находится хоральная молельня. Строения выкрашены в терракотовый цвет. Крыша — сферический купол. Вместо стекол в окнах располагается мозаика.
Большая синагога рассчитана на 1200 посетителей. Она состоит из трех помещений. В главном зале молились только по субботам и праздничным дням. В центре расположены скамьи, на которых установлены таблички с именами наиболее почетных прихожан. До сих пор Санкт-Петербургская синагога является самой большой в России и славится акустикой.
19. Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»
Адрес: Приморский пр., 91.
Официальное название: Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй». Слово «Гунзэчойнэй» в переводе означает «источник святого учения Всесострадающего (Владыки-отшельника)». Разрешение на возведение первого в Европе дацана было получено представителем далай-ламы XIII в 1900 году. В 1909 году заложили первый камень. Строительство завершилось только в 1915 году. Оно проходило под руководством ученых-востоковедов, среди которых были Б. Владимирцев и Н. Рерих. Одним из авторов проекта стал архитектор Г. Барановский, построивший Елисеевский гастроном.
Для строительства дацана был использован гранит. Для отделки применяли позолоту, мозаику. Н. Рерих изготовил яркие витражи. На них художник изобразил буддийские «символы счастья». Изваяние Будды вновь открывшемуся дацану подарил король Сиама Рама VI. В храме проводятся богослужения, составляются гороскопы, лечат с помощью тибетской медицины.
20. Санкт-Петербургская соборная мечеть
Адрес: Кронверкский пр., 7.
Главная в дореволюционной России мечеть была сооружена в 1921 году. Архитектурный стиль — северный модерн. Над проектом работали Н.Васильев, С.Кричинский. Мечеть состоит из трех этажей. Общая высота 39 м. На территории комплекса построены два минарета высотой 48 м. Общая площадь мечети 1440 м². Она вмещает до 6500 верующих. Мечеть — одна из крупнейших на территории Европы.
Мечеть построена из серого гранита и отделана голубой майоликой. Внутри очень скромно. Стены покрывает растительный орнамент. Внутри и снаружи мечети на стены нанесены цитаты из Корана и копии орнаментов самаркандских мечетей.