Спас на Крови
В центре Петербурга стоит храм Спаса на Крови. Кажется, что он случайно попал сюда из другого мира. Его архитектурный стиль отличается и от соседних жилых доходных домов, построенных в этот же период, и от своих «собратьев» – других столичных храмов. Ради его строительства была изменена даже конфигурация канала, возле которого он поставлен.
И судьба церкви с необычным историческим названием «Спас на крови» не менее драматична, чем жизненный путь российского императора, в честь которого он построен.
Содержание
История храма Спаса на Крови
Император Александр II за свое правление провел массу государственных реформ, изменивших жизнь страны до неузнаваемости: отмену крепостничества и аракчеевских военных поселений, введение прямого и косвенного налогообложения, контроля за бюджетными потоками, городского и земского самоуправления, создание новых систем среднего и высшего образования, судов присяжных, независимых от полицейского следствия. Военная реформа после Крымской войны изменила устройство, управление и финансирование армии. Это позволило провести победную балканскую кампанию 1877-1878 годов.
Возникшая оппозиция «народников», недовольная качеством реформ, быстро превратилась в террористов. Царь-освободитель благополучно пережил семь покушений, но был смертельно ранен в восьмом – 1 марта 1881 года*, на набережной Екатерининского канала.
Член террористической организации «Народная воля» Рысаков Н.И. бросил первую бомбу под лошадей кареты Александр II. Ранены были несколько казаков и случайные прохожие, Император не пострадал. Он решил подойти к пострадавшим, чтобы выразить слова утешения. И тогда, не замеченный охраной, второй сообщник Гриневицкий И.И. бросил под ноги Царя вторую бомбу. Спустя около часа после покушения Александр II скончался от полученного ранения в Зимнем дворце.
*Дореволюционные даты здесь и далее приведены по юлианскому (старому) стилю.
Увековечение памяти царя-реформатора
Уже на следующий день, 2 марта, Петербургская городская дума обратилась к наследнику, новому императору Александру III, по поводу постройки на месте ранения его отца часовни. Государь согласился с предложением, как временной мерой, до начала возведения полноценного храма-памятника.
Уже через 6 недель «на крови», то есть на месте пролития крови коронованной особы, стояла небольшая часовня, воздвигнутая на деньги двух купцов – Громова и Милютина. Сооружение пробыло на набережной два года, до начала строительства нового собора Воскресения Христова, или как называли в просторечии – Спаса на Крови, затем еще 9 лет оно находилось на Конюшенной площади.
Архитектор Спаса на Крови и его проект
Конкурс на проект новой церкви «на крови» в Санкт-Петербурге был объявлен одновременно с возведением часовни, но результаты ни первого, ни второго этапов не устроили главного заказчика – Александра III. Новый государь увлекся идеалами старинного русского быта и зодчества и хотел видеть новую церковь в традициях шатровых церквей XVII века, времен царствования Алексея Михайловича.
Только на третьем этапе летом 1883 года император одобрил проект Спаса на Крови, представленный архитектором Альфредом Парландом, идейным соавтором которого стал архимандрит столичной Троице-Сергиевой пустыни Игнатий Малышев, до пострига – художник и зодчий, учившийся у самого Карла Брюллова. Проект был признан предварительным.
Конечный результат оказался более массивным и компактным. Были учтены особенности грунта и изменение береговой линии канала, так как главной идеей стало возведение колокольни непосредственно над местом смертельного ранения царя и его выделение внутренним сооружением – сенью.
К соавторам Парланда, тем, кто построил Спас на Крови, можно отнести его учеников Фиделли и Орехова, а также всю государственную комиссию и, в особенности, архитектора Ивана Штрома.
Строительство собора
В церемонии торжественной закладки первого камня 18.10.1883 года участвовал император Александр III. Окончательный внешний вид храма утвердили только в мае 1887 года.
Большую часть из 4 млн 600 тыс. руб. выделило из казны и личных финансов семейство Романовых, 500 тыс. собрали среди российских граждан.
Возведение длилось почти 24 года. Такой долгий срок объясняется особенностями внутреннего убранства – использованием многочисленных мозаик вместо традиционных живописных икон и фресок, а также дорогостоящим строительством в уже законченном храме памятной сени с использованием драгоценных камней и золота.
Кроме того, промышленная революция второй половины XIX века также внесла коррективы: собор был электрифицирован, устроены системы отопления и вентиляции. Фундамент впервые был устроен не свайный, а сплошной бетонный.
Годом окончания постройки Спаса на Крови в Санкт-Петербурге стал 1907. Освящение храма состоялось уже при Николае II на праздник Преображения Господня 6 августа.
Период недолгого служения
До Октябрьской революции Спас на Крови содержался за счет бюджета империи. Службы проводились по большим праздникам и для поминовения убиенного государя, а вход дозволялся только узкому кругу избранных по специальным пропускам.
С 1917 года храм лишился содержания. Церковнослужители обратились к горожанам с сообщением об открытии обычных служб и просьбой о посильной помощи, а к новым властям – о разрешении на создание прихода, которое было получено в декабре 1919.
В двадцатые годы храм перевели под начало «обновленцев» — реформаторов православия под руководством ОГПУ, а затем в 1930 году закрыли совсем.
От храма до морга, склада и обратно
После прекращения служб руководство Ленинграда поставило вопрос о снесении собора, но – не сложилось. Ни в 1931, ни в 1938 году, ни при Хрущове. Говорят, что в 1941 даже завезли взрывчатку. Но началась война, блокада. В храме устроили морг для умерших от голода жителей.
Здание частично пострадало от обстрелов и бомбежек. При этом в планы срочной послевоенной реставрации, как объекта культурного наследия, оно не вошло. Его немного отремонтировали и устроили склад театральных декораций.
В 1961 году при техническом осмотре куполов и перекрытий был обнаружен фугасный снаряд, застрявший среди брусьев, держащих центральный купол. Огромными усилиями саперов опасная находка была снята с уровня более 45 м и обезврежена на Пулковских высотах.
В 1968 году храм отдали в ведение Исаакиевского собора, давно действовавшего как музей, а с 1970 начались реставрационные работы.
«Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса на Крови…»
Песню о родном городе Александр Розенбаум написал в 1984 году. Внешне за 14 лет вид собора, к сожалению, не менялся. Объект по-прежнему не входил в число первых по исторической значимости для городских властей. Леса сняли в 1991, и только в 1997 году храм открылся для посетителей как музей. Первая литургия состоялась 23.05.2004.
Архитектурные особенности и внешний вид
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) построен в неорусском стиле, как ветви эклектики. На волне патриотизма после успешной войны на Балканах высшее общество заинтересовалось допетровской историей Руси, ее образом жизни и зодчеством. Выбор архитектурного решения в стиле старинных московских или ярославских теремов и церквей стал следствием новых веяний. По формам и украшениям куполов собор имеет сходство с храмом Василия Блаженного на Красной площади.
Основной объем храма – четверик (куб). К нему пристроена алтарная часть в виде апсиды с двумя полукружьями и колокольня, полностью охватывающая место пролития крови императора. Для выполнения последнего условия пришлось изменить линию набережной – засыпать русло канала на 8 метров в ширину.
Над четвериком возвышаются 5 куполов, главный из которых – шатровый. Каждый из них имеет собственный рельефный рисунок и покрыт по медной основе несколькими видами ювелирной эмали. Еще четыре «луковицы» – над алтарем и колокольней – золоченые.
Входы в собор расположены по бокам колокольни, они оформлены в виде теремных крылец с характерными двускатными кровлями. Над ними – шатровые навершия, на остриях которых – гербы империи – двуглавые орлы.
Для облицовки здания использован красный кирпич германского производства. Нижний ярус (цоколь) отделан гранитом двух оттенков серого цвета. Декоративные детали подкупольных барабанов, оконных наличников, кокошников и закомар подчеркнуты светлым мрамором. Яркость стенам придают многочисленные изразцы и мозаичные иконы вместо росписей-фресок, совершенно не потерявшие цвет за столетие.
Интересно: Еще Монферран при строительстве Исаакиевского собора заметил, что во влажном петербургском климате краска с живописных икон быстро осыпается, и стал заменять их мозаичными изображениями.
На фасаде колокольни, обращенном в сторону канала, всю стену занимает изображение распятия Иисуса с предстоящими. По боковым ее стенам до самых закомар (полукруглых наверший) – гербы городов и российских губерний.
В особых нишах цоколя размещены 20 памятных досок из красного гранита. На одной из них перечислены благотворители, на остальных – главные даты жизни и деяния царя-освободителя.
Храм кратко в цифрах
- Высота Спаса на Крови (главного купола) – 81 м;
- Длина – 56,7 м;
- Ширина – 44,1 м;
- Высота колокольни – 63 м;
- Высота внутренних сводов – 45 м;
- Площадь мозаичного покрытия: снаружи – 400 м2, внутри – 7065 м2;
- Количество лампочек-свеч – 1689 шт.;
- Вместимость – 1600 чел.
Внутреннее убранство и святыни Спаса на Крови
Главное отличие оформления собора изнутри – полное отсутствие на стенах, потолках живописных икон – только мозаичные изображения и мрамор. При этом нет ощущения внутреннего холода, хотя главная изначальная идея – скорбь и покаяние.
Храм посвящен Светлой Пасхе. Стены «расписаны» сюжетами земной жизни Господа от Благовещения Девы Марии до чудес, совершенных Иисусом, и его Воскрешения.
Эскизы для будущих мозаик писали самые известные художники – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Николай Харламов, сам Альфред Парланд и другие. Панно изготавливались в столичной мастерской Владимира Фролова. Собирали их, а затем крепили на стенах 32 человека в течение 10 лет.
Модное электрическое освещение имело и практическую пользу – новые светильники не коптили.
Сень
В притворе собора располагается главная святыня – сень (покров) над местом, где получил смертельное ранение император Александр II. Ее возвели по образцу Царского места из Успенского собора Московского Кремля. Она возвышается над камнями мостовой, хранящими следы крови, на четырех колоннах из темной яшмы. Ограда состоит из орлецовой балюстрады, где на заднем плане вмонтирована небольшая часть подлинного ограждения набережной, а спереди – невысокие золоченые ворота.
По старым описаниям сам шатер был украшен подзором из уральского камня змеевика, в остроконечном навершии использованы яшма, лазурит, агат, топазы, горный хрусталь. Уже к середине тридцатых годов все драгоценности были утрачены. К периоду реставрации остались только основание и колонны. Сейчас верх сени изготовлен из гипса и затонирован под змеевик и другие упомянутые камни, восстановлена ограда.
Пол и стены
Пол храма собран из 10 сортов итальянской мраморной плитки. Узоры выполнены в античных традициях. К сожалению, за ранний советский период подлинные материалы были утрачены полностью, а восстановлены по фотографиям при реставрации к 1997 году.
Нижние ярусы стен и колонн отделаны камнем лабрадоритом. В отсутствие солнечного или электрического света он кажется абсолютно черным, соответствующим траурному настроению. При освещении среди темной массы проявляются синие переливы и искры.
Алтарный иконостас и киоты
Алтарная стена создана генуэзскими камнерезами из трех пород итальянского мрамора. Верхняя часть – цветом под дерево, средняя – из порфира, нижняя – почти черная. Узоры сделаны так искусно, что похожи на русские традиционные – деревянные.
От подлинных изящных царских врат, инкрустированных серебром, с иконами и украшениями из ювелирной смальты, сохранился только металлический каркас. На его основе российскими реставраторами возрождена точная копия уже в XXI веке. Не восстановлены пока только кресты по бокам врат из горного хрусталя.
Боковые части храма – киоты, в которых хранились богослужебные предметы, отделены от главного зала не менее интересными стенами из родонита (темно-розового камня).
Подробно осмотреть храм изнутри можно при помощи онлайн панорамы:
Мифы и легенды собора на Крови
Культовое здание с трагической историей не могло не обрасти мифами и тайнами.
Первая из них – размеры. Высота главного купола (81 м) соответствует году гибели Александра II. На самом деле верхняя точка равна 38 саженям – колокольне Ивана Великого в Москве. Выше ее церкви строить было не принято. А специально ли колокольню собора возвели на 63 метра по числу прожитых лет императора, или это случайность?
Когда снимали немецкий снаряд, застрявший в перекрытиях, пришлось разбирать мозаику, изображавшую Иисуса Пантократора, под главным сводом. По слухам, вражеский снаряд находился как раз в районе рук Господа, будто он сам Христос держал страшную ношу 20 лет, сохраняя храм от взрыва.
Еще одна легенда гласит, что снятые с куполов в тридцатые годы кресты ленинградцы спасли, тайно ночью затопив в канале. Когда при реставрации встал вопрос об их возвращении, к начальству пришел некий житель города и указал, где искать. Водолазы именно там их и обнаружили. А кем был этот гражданин: человеком, ангелом, святым, а может – Самим?
Безуспешные попытки сноса храма местные жители объясняют ходатайством душ умерших, чьи тела нашли в нем временный приют в блокадные годы. Кто знает, может, и весь город жив благодаря заступничеству царственных страстотерпцев?
Долгий период реставрации также оставил свой след в мифах. Ленинградцы говорили: когда снимут леса, тогда и советская власть закончится. Удивительно, но внешние работы закончились перед путчем 19.08.1991.
Ходит миф и о таинственной иконе, на которой периодически появлялись цифры, обозначающие знаковые для России годы: 1917, 1941, 1953. А сейчас – разобрать невозможно. Стоит посетить собор, вдруг именно вы разглядите 2022? Только молва говорит, что если образ и существует, то располагается он где-то в верхних мозаичных ярусах.
Адрес и где находится Спас на Крови
Храм находится по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2Б, литера А.
Ближе всего к одной из главных достопримечательностей города располагается станция «Гостиный двор» зеленой линии метро. От нее храм – в прямой видимости. От выхода №4 станции «Невский проспект» синей линии – немного дальше. Придется пройти квартал по проспекту в сторону Казанского собора и повернуть вправо на набережную канала.
Для большей наглядности смотрите местоположение храма на карте: