Все дворцы Санкт-Петербурга

Шереметьевский дворец (Фонтанный дом)

Шереметьевский дворец (Фонтанный дом)

Здесь удивительным образом соединяются сразу несколько видов творчества и науки — архитектура и декораторское искусство, музыка, поэзия, театр и история. Дворец Шереметьева в Санкт-Петербурге, известный также как Фонтанный дом, — одна из самых популярных достопримечательностей северной столицы. Мы выяснили, почему сюда тянет ценителей красоты, меломанов и поклонников Анны Ахматовой и как побывать в стенах знаменитого особняка.

История Фонтанного дома

Вид дома Шереметевых на Фонтанке в Санкт-Петербурге, 1867 год, картина Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович)
Вид дома Шереметевых на Фонтанке, 1867 год, картина Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович)

История Фонтанного дворца началась более трехсот лет назад. Российский самодержец и основатель Санкт-Петербурга Петр Великий одарил своего соратника фельдмаршала Бориса Шереметева. В 1712 году пожаловал ему землю на берегу речки Безымянный Ерик, позже ее нарекли Фонтанкой. Заболоченный участок предназначался для  «хоромного дворового строения», по-современному — для индивидуального жилищного строительства.

По велению Шереметева там возвели одноэтажный деревянный дом и распланировали усадьбу для летнего пребывания, рядом вырыли пруд. В конце 1730-х годов на этом же месте выстроили каменный дворец в один этаж, а через пару десятилетий добавили к нему второй. Парадный фасад особняка был повернут к реке, поэтому его прозвали Фонтанным домом. Постепенно усадьба разрасталась, становилась основательнее и изысканнее. Появлялись новые постройки: оранжерея, садовые павильоны, флигели — и архитектурные украшения.

Спустя еще несколько лет дворец графов Шереметьевых на Фонтанке в Санкт- Петербурге стал центром культурной жизни. Внук основателя поместья Николай Петрович завел в родовом гнезде домашний театр и оркестр. Он был не только покровителем искусств, но и сам музицировал — умел играть  на виолончели, рояле, скрипке. Талантливых артистов из крепостного народа граф отбирал лично. При Фонтанном дворце был специально построен Театральный флигель. Там ставили комедийные спектакли, оперы и балеты. Вся столичная знать съезжалась посмотреть представления.

Дмитрий Шереметев, сын графа Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой-Ковалевой, бывшей крепостной и примы театра, рано осиротел. Мать умерла сразу после родов, а отец через шесть лет. В 1809 году по решению императрицы Марии Федоровны над  малолетним наследником и его имуществом установили государственную опеку. Позже новый владелец дома Шереметьевых продолжил традиции предка. В особняке устраивали концерты зарубежные и отечественные музыкальные звезды. Исполняли свои произведения Лист, Глинка, Берлиоз, пели Виардо, Рубини, Бартенева. Здесь же писал портреты Орест Кипренский, товарищ Дмитрия Шереметева.

В 1871 году, после смерти отца Дмитрия Николаевича, его сыновья Сергей и Александр разделили родовую усадьбу. Первому достался Фонтанный дом, второму — часть имения со стороны Литейного проспекта. Там в 1874 году по проекту архитектора А. К. Серебрякова начали строить пятиэтажные корпуса доходных домов. В результате некоторые служебные здания, садовые постройки, оранжерею и отдельные флигели снесли.

Интерьер Малиновой гостиной в Фонтанном доме Шереметевых, 1860 год, художник Редковский А.А.
Интерьер Малиновой гостиной в Фонтанном доме Шереметевых, 1860 год, художник Редковский А.А.

После революции 1917 года последний хозяин особняка Сергей Шереметев добровольно передал его государству. На территории парка разместился Союз по заготовке дров «Северокустарь». Несколько флигелей заняли коммунальные квартиры. В одной из них поселилась Анна Ахматова с мужем. В 1918 году в центральной части Фонтанного дворца большевики устроили музей. Там показывали публике сохранившиеся интерьеры, произведения искусства  и предметы дворянского быта. Экспозицию закрыли в начале 30-х годов. Коллекцию перераспределили по другим музеям, а кое-что оказалось в комиссионных магазинах.

В залах Шереметьевского дворца накануне Великой Отечественной войны открыли Дом занимательной науки для детей. А после окончания  блокады Ленинграда в 1944 году большую часть помещений получил Арктический научно-исследовательский институт. Его сотрудники по-своему использовали уникальные интерьеры. В одном зале сделали бассейн, чтобы запускать модели кораблей. Часть комнат перегородили, мрамор закрасили. За 40 лет дворец привели в плачевное состояние.

Только в 1989 году власти обратили внимание на дворец графа Шереметьева в Санкт- Петербурге. Здесь начали большую реставрацию. Через год он стал частью Государственного музея театрального и музыкального искусства. Восстановительные работы вели до 2010 года. Некоторые интерьеры собирали долго и буквально по частям. К примеру, стенам Белого зала возвращали первоначальный вид два года, но некоторые детали вернуть не получилось. Сейчас для посетителей открыта анфилада парадных комнат на втором этаже особняка. На первом — Музей музыки с обширным собранием инструментов. В южной части, во флигеле находится Музей Анны Ахматовой.

Сегодня Шереметьевский дворец является важным культурным и образовательным центром Петербурга. В его стенах проходят экскурсии, выставки, мастер-классы, спектакли, концерты.

Интересные факты и легенды

Шереметьевский дворец (Фонтанный дом), фотография 1910-1930 года
Шереметьевский дворец (Фонтанный дом), фотография 1910-1930 года

С дворцом Шереметевых связано много любопытных историй. Самая трогательная и печальная из них о русской Золушке — Прасковье (Ковалевой) Жемчуговой. Граф Петр Шереметев заметил нежноголосую дочку кузнеца, когда заезжал в свои Ярославские владения. Семилетнюю девочку забрали в имение, где стали обучать пению, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам и хорошим манерам. Юная крепостная актриса с успехом выступала. Её талант отметила Екатерина II, а графский сын Николай влюбился в прекрасную Прасковью. Долгое время они скрывали свои отношения. Родственники были против мезальянса. Но Николай пошел наперекор всем. Он дал вольную возлюбленной и ее родным. В 1801 году Прасковья и Николай обвенчались в Санкт-Петербурге. Жили новобрачные в Фонтанном доме. Но семейное счастье оказалось коротким. В 1803 году Прасковья родила сына, а через три недели умерла от обострившейся чахотки. Ей было 34 года. Граф пережил супругу на шесть лет. В память о ней он сделал много доброго, в том числе построил в Москве Странноприимный дом — больницу для бедняков. Теперь это НИИ имени Склифосовского.

Читать еще:  Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Анна Ахматова уверяла, что не раз видела в Шереметьевском дворце призрачную тень Прасковьи Жемчуговой. Поэтесса даже написала стихи об этих встречах. Теперь еще несколько фактов, неоспоримых и мистических.

  • Графскую фамилию и производные слова изначально писали без мягкого знака. То есть правильно — Шереметевы, Шереметевский дворец. Написание с мягким знаком появилось, когда отменили крепостное право. Шереметьевскими стали называть бывших крестьян графа.
  • Основатель Фонтанного дома, фельдмаршал Борис Шереметев был прославленным военачальником и пользовался популярностью в народе. О нем слагали песни. Одна из них — «Поход Шереметева под Ригу».
  • Сами Шереметевы в роскошном Фонтанном доме жили нечасто. Дворцовые покои они сдавали в аренду. В числе «квартиросъемщиц» была Екатерина II. По ее распоряжению тут поселили красавчика камер-юнкера Жихарева. Экс-фаворит Платон Зубов ревновал императрицу к сопернику и заказал его убийство. Юношу убили в Белом зале. Будто бы его призрак иногда показывается посетителям дворца.
  • Именно в Шереметевском дворце художник Орест Кипренский написал самый известный портрет А. С. Пушкина. Оригинал картины хранится в Третьяковской галерее.
  • В коллекции музея есть музыкальные часы XVIII–XIX века в стиле ампир. Реставраторы восстановили механизмы, и теперь хронометры показывают точное время. Но не все из них могут воспроизводить мелодии.
  • Среди экспонатов Музея музыки хранится «блокадная виолончель». Ее создатель — Алексей Ушаков, известный мастер струнных смычковых инструментов, архитектор и исследователь. Он работал над виолончелью почти 15 лет. Свидетельство тому надпись, обнаруженная внутри деки. Там сказано: «Инструмент начат в 1941-м. Закончен в 1956-м. Помешала война. Блокада».

Особенности архитектуры

Главный фасад Шереметьевского дворца в Санкт-Петербурге

Шереметевский дворец — памятник архитектуры и яркий пример русского барокко. Над его внешним обликом потрудились лучшие зодчие XVIII-XIX веков: С. Чевакинский, Ф. Аргунов, Д. Квадри, И. Корсини, Н. Бенуа и другие. В итоге получилось великолепное здание, признанное одним из красивейших в Санкт-Петербурге.

Парадный фасад дворца смотрит на набережную из-за изящной узорчатой ограды. Ворота украшены характерной для барокко декоративной деталью — картушем. Так называлась своеобразная вывеска, указывающая, кому принадлежит усадьба. Золоченый герб рода Шереметевых держат два золотых льва.

Центральная часть дворца находится в глубине двора, по обе стороны от нее развернуты два крыла, это пристроенные позже флигели. Здание пышно декорировано пилястрами, резными карнизами, лепными украшениями.

Залы и интерьеры дворца

Белый зал Шереметьевского дворца в Санкт-Петербурге
Белый зал

Интерьеры дворца были отделаны в стиле барокко:  пышно и богато. Покои внутри украшены золотом, дорогим текстилем и деревом, на стенах и потолках — лепнина, роспись, пол выложен наборным паркетом. Пять поколений Шереметевых приобретали произведения искусства и редкие вещи. Сюда привозили картины, скульптуры, книги, монеты, оружие.

Часть комнат переделали в начале XIX века. Николай Шереметев обустраивал покои для своей супруги актрисы Прасковьи Жемчуговой. Их сын Дмитрий перестроил усадьбу на свой вкус. При нем интерьеры оформили по-новому. Отделкой занимался популярный в те годы русский архитектор и декоратор Иероним Корсини. По его проекту создали оригинальную и необычную парадную анфиладу на втором этаже родового особняка. Залы предназначались для приема гостей, поэтому отличались особой роскошью.

В послереволюционное время внутреннее убранство особняка сильно пострадало, многие раритетные вещи оказались утрачены. Но сейчас в Шереметевском дворце восстановлена и открыта для посетителей анфилада парадных залов. Что любопытно — в каждом помещении есть какие-то музыкальные инструменты или что-то, связанное с музыкой.

  • Белый зал — одно из самых впечатляющих мест Шереметевского дворца. Это просторное помещение по высоте занимает сразу два этажа Галерейного флигеля. В нем должна были праздновать свадьбу графа Николая Шереметева и актрисы Прасковьи Жемчуговой. Но она не состоялась, влюбленные лишь обвенчались в присутствии двух свидетелей. Позже здесь проводили балы, пел хор Шереметевых, тут давали симфонические концерты. Теперь зал и музыкальные традиции восстановлены.
  • Античный зал переделан из спальни Николая Шереметева, третьего владельца дворца. Комнату украшают барельефы с древнегреческими орнаментами.
  • Домовая церковь Святой Варвары — самая древняя часть анфилады. Архитектор Джакомо Кваренги сделал стены из искусственного мрамора, а Иероним Корсини добавил лепнину, позолоту и роспись с библейскими сюжетами.
  • Рядом с церковными покоями — Образные комнаты. При Николае Шереметеве тут жила Прасковья Жемчугова. Потом здесь хранили семейные иконы. Сейчас можно увидеть реконструированные по фотографиям образа святых.
  • Парадной лестнице Иероним Корсини подарил новую, еще более красивую, отделку. Здесь размещен портрет генерал-фельдмаршала Бориса Шереметева, написанный крепостным художником И.П. Аргуновым.
  • Лепной зал оформлен в стиле неоренессанса. Стены и потолок с лепным узором, который издалека напоминает настоящее кружево. В конце XIX века эта комната служила портретной галереей императорской семьи. Екатерины II висит и сейчас.
  • Желтая гостиная, она же Золотая, меняла облик не один раз. Когда-то она называлась Зеленой, по цвету штофа. В новой отделке преобладает золото — оно на тиснении обоев, карнизах, мебели, плафоне.
  • Этрусская гостиная оформлена в терракотово-черных красках. Рисунки в модном «помпейском» стиле нанесены прямо на древесину без слоя грунтовки. Этрусский зал прославился не только благодаря декору, в нем уникальная акустика. Именно тут выступали знаменитые исполнители. В зале стоит рояль композитора Глинки и уникальная клавишная арфа немецкого мастера Кристиана Дитца.
  • Оружейный зал оформлен в белом цвете под мрамор. Его украшают вертикальные выступы — пилястры и два мраморных камина.
  • Белая гостиная — одно из самых величественных дворцовых помещений. На стенах — узорный штоф, также декорирована мебель. На карнизах и потолке — позолота. Беломраморные скульптуры в античном стиле и картины дополняют интерьер.
  • Поугольный зал состоит из двух довольно скромных помещений, оформленных в светлых тонах с позолотой. Тут были кабинет и спальня Дмитрия Шереметева. Стены украшены изображениями с видами Петербурга и Иерусалима.
Читать еще:  Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге

Музей музыки в Шереметьевском дворце

Музей музыки в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге

Графы Шереметевы прославились как меценаты и ценители музыки. Они собирали необычные музыкальные инструменты, устроили в своем особняке театр и держали хоровую капеллу при домовой церкви. Поэтому в 1990 году решено было открыть Музей музыки в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге. Он расположен на первом этаже главного здания усадьбы и идеально подходит для этого места. В основе музейной коллекции — экспонаты, собранные генералом Константином Штакельбергом. Он руководил императорским придворным оркестром при Александре III.

Сейчас музей музыкальных инструментов — это семь постоянных экспозиций. В залах представлены экспонаты от древних времен до наших дней и собранные со всего мира. Здесь можно увидеть крошечную свистульку и величественный орган, античные лиры и кифары, рояль Михаила Глинки и виолончель Николая II. Посетителям покажут необычные инструменты. Например, вертикальное пианино и скрипку, которая помещается в карман. Есть зал, где можно познакомиться с организацией оркестра эпохи барокко, а в другом — современного симфонического. В музее воссоздан кабинет композитора Александра Глазунова, перевезенный из Парижа. Целый зал посвящен жизни и творчеству выдающегося дирижера Евгения Стравинского.

Интересное, что  собранные в музее инструменты можно не только посмотреть, но и услышать, а на некоторых даже разрешают  поиграть. Во время экскурсий используют архивные записи музыки и современные аудио- и видеоматериалы.

Музей Анны Ахматовой

Музей Анны Ахматовой в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге

Адрес Шереметьевского дворца — набережная реки Фонтанки, 34. А вот Музей Анны Ахматовой, который находится во флигеле особняка, располагается уже на Литейном проспекте, 53.

После революционных событий 1917 года дворцовые флигели отдали под коммунальные квартиры для сотрудников научных и культурных учреждений. В 1918 году одну из комнат северного крыла занял востоковед и переводчик Владимир Шилейко с супругой Анной Ахматовой. Для нее это был второй брак, но в 1921 году пара рассталась. А на следующий год начался роман поэтессы и Николая Пунина, историка и комиссара Русского музея. Он жил в южном флигеле Фонтанного дома. В 1924 году Ахматова стала его гражданской женой и переселилась в квартиру Пуниных. Они разошлись в 1938 году, но до 1952 года поэтесса осталась в Фонтанном дворце. Здешние комнаты и залы, прилегающий сад увековечены в стихах. Ахматова считала это место магическим и писала, что его навещают тени «петербуржской истории».

Читать еще:  Дворец Монплезир в Петергофе

К 100-летнему юбилею  Анны Ахматовой в южном флигеле Шереметьевского особняка открылся музей. Поначалу он был филиалом другого литературного мемориала, но теперь стал самостоятельным.

Сейчас музейный вход украшает копия известной фотографии Ахматовой, выбитая на кирпиче. Рядом выделено место для граффити и цитат. Внутри реконструирован интерьер квартиры начала XX века, хранятся личные вещи поэтессы и других жильцов. Стены украшают раритетные фотографии, живописные полотна, графика. Всего в фонде более 50 тысяч экспонатов. Среди них письма, рукописи и книги Ахматовой, издания писателей Серебряного века с автографами, картины, скульптуры, мебель, бытовые предметы.

В 1991 году в музее открылся культурный центр, где проходят встречи с писателями, лекции. В галерее «Сарай» выставляют работы современных художников, фотографов, декораторов и других творческих профессий.

Режим работы и цена билетов 2025

Учреждения культуры, расположенные в Фонтанном доме, обособлены друг от друга. У каждого свои по часы работы, цены на входные билеты и экскурсии.

Музей музыки на Фонтанке открыт для посетителей в понедельник и с четверга по воскресенье, время работы —  с 11 до 19 часов. По средам  часы работы с 13.00 до 21.00. На час раньше закрывается касса и вход по билетам, купленным онлайн.

Во вторник — выходной день, последняя пятница каждого месяца — санитарный.

Цены на билеты в Шереметьевский дворец в 2025 году:

  • Для взрослых — 400 рублей, на выбор осмотр «Анфилады парадных залов» (2-й этаж) или «Открытых фондов», коллекции музыкальных инструментов на 1-м этаже.
  • Проход для одного человека в составе экскурсии — 500 рублей.
  • Для пенсионеров, детей от 7 до 18 лет, льготников — 150 рублей, в составе экскурсии — 250 рублей.

Бесплатно могут посетить музей  дети до 7 лет, многодетные семьи, прописанные в Санкт-Петербурге и некоторые другие категории. Полный список льготников опубликован на официальном сайте.

Купить билет в Шереметьевский дворец в Санкт- Петербурге можно в музейной кассе и на интернет-портале музея. Там же размещена информация об экскурсионных программах. На постоянной основе проводится экскурсия-обзор «Шереметевский дворец в истории Санкт-Петербурга», через день — «Шедевры музыкальной коллекции». По четвергам и субботам в 12 часов можно принять участие в программе «Звучащий мир музыкальных инструментов» и узнать о трех основных способах генерации звука. Также в Фонтанном доме организуют тематические мероприятия, посвященные праздникам и знаменательным датам. Расписание ищите на сайте Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Экскурсии в Шереметьевский дворец:

Музей Анны Ахматовой в доме на набережной Фонтанки можно посещать все дни недели, исключая понедельник. Во вторник, а также с четверга по воскресенье экспозиция работает с 10.30 до 18.30. В среду — с 12 до 20 часов. Музейная касса закрывается за час до закрытия экспозиции.

Стоимость входных билетов в музей-квартиру А. Ахматовой:

  • Для самостоятельного осмотра без скидки — 500 рублей, для льготных категорий — от 290;
  • С аудиогидом — 800 рублей, для льготников — 300;
  • В сопровождении экскурсовода — 900 рублей и 500.

Приобрести билеты можно двумя способами: в кассе и на официальном сайте. Учтите, что в мемориальную квартиру Ахматовой допускаются дети с 14 лет.

Как добраться

Находится Шереметьевский дворец на набережной реки Фонтанки, 34. Это центр Санкт-Петербурга. Рядом Литейный проспект и Аничков мост. Неподалеку две станции метро — «Гостиный двор» и «Маяковская». Обе примерно в одном километре, или в 10-15 минутах ходьбы. Если вы добираетесь от «Гостиного двора, следует двигаться по Невскому проспекту, перейти Аничков мост, затем  повернуть налево на набережную Фонтанки, еще 400 метров и вы на месте. От метро «Маяковская» нужно идти налево, не доходя до моста свернуть направо. Путь от станции «Невский проспект» (линия №2) и «Чернышевская» (линия №1)  займет около 20 минут.

Напротив Фонтанного дома на Литейном проспекте расположена остановка наземного транспорта «Улица Жуковского». Здесь проходят автобусы № 15 и троллейбусы № 3, 8, 12, 15.

Схема проезда:

Видео о Шереметьевском дворце (Фонтанный дом):

Отзывы

Дата публикации: