Петергоф
Впервые это место упоминается в «Походном журнале» Петра Великого 13 сентября 1705 года, но только в 1714 году у него возник замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю. Надо сказать, что Петергоф можно было бы в буквальном смысле называть «Петра твореньем». До наших дней сохранились собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что Петр не только занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов.
Немного истории:
Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы «Монплезир» и «Марли«.
По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, равняться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой — стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить.
На естественном уступе высотой 16 метров был возведен Большой дворец, в середине 18 века перестроенный в стиле барокко под руководством Растрелли. По замыслу Петра, желавшего украсить парадный вход дворца водопадами, возвели Большой каскад — огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы. Это одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире, композиционным центром которого является фонтан «Самсон» со статуей библейского Самсона, раздирающего пасть льву.
Этот фонтан стал символом победы русских над шведами: лев был частью герба Швеции, а Петра часто сравнивали с Самсоном. «Самсон» — самый высокий петергофский фонтан, высота струи которого может подниматься до 20 метров.
Большой каскад составляют 64 фонтана, 255 скульптур, барельефов, маскаронов и других декоративных архитектурных деталей, что позволяет считать это фонтанное сооружение одним из самых крупных в мире.
Семейство фонтанов Петергофа обширно и многообразно. Фонтан «Пирамида», похожий формой на обелиск, — памятник победам русских войск над шведами.
Двухъярусные «Римские фонтаны» созданы по образцу каменных фонтанов, установленных в Риме перед собором Святого Петра. Причудлив и изыскан каскад «Шахматная гора» («Каскад драконов»),
Мировой известностью пользуются фонтаны-шутихи «Зонтик», «Дубок» и «Елочка» Петергофа. Шутка заключается в том, что, прогуливаясь возле замаскированного фонтана можно попасть под струи воды, неожиданно брызнувшие из форсунок. Многие посетители не могут отказать себе в удовольствии испытать судьбу и пробежаться по камушкам этих фонтанов.
Во время Великой Отечественной войны Петродворец был захвачен немцами. Его оккупация длилась почти три года, и за это время немцы взорвали и сожгли Большой дворец, нанесли тяжелый урон Большому каскаду, каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора», уничтожили подземные водоводы, вырубили, перекопали и заминировали парки, вывезли множество статуй, в том числе и «Самсона». То, что сейчас мы имеем возможность любоваться уникальной красотой Петергофа, гармонией искусства и природы, получившей отражение в парках и фонтанах этого города-музея.
Большой дворец
Роскошь и размеры помещений, блестящее мастерство архитектора и сотен первоклассных мастеров производили ошеломляющее впечатление.
Роскошная золоченая парадная лестница вела в не менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аванзал, также украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами. Миновав его, гости оказывались на оси парадной анфилады покоев дворца. Казалось, длина его бесконечна. Тем более, что в глубине перспективы находилось окно, через которое взгляд проникал в пространство парка.
Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало теме парадных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых «выходах монарха», но и во всех ритуалах и даже танцах.
Главное сооружение западной части Нижнего парка — дворец Марли. Несмотря на небольшие размеры, он играет достаточно важную роль в общей структуре всего ансамбля. Силуэт Марли виден издалека. Сравнительно скромный, но изящный фасад с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток, как сказочное видение, отражается в спокойной глади пруда. В нижнем парке построены дворцы Марли, Эрмитаж, Монплизир.
Монплизир стал первой картинной галереей в России, здесь находилась купленная Петром I большая коллекция картин голландских и фламандских художников. Перед дворцом устроен сад с цветниками, фонтаном и скульптурами.
Нижний парк распланирован так, что каждому дворцу соответствуют каскады фонтанов:
Большому Петергофскому дворцу — большой каскад,
Монплизиру — каскад драконов,
Эрмитажу — львиный каскад,
дворцу Марли — каскад «Золотая гора».