Павловский дворец

Ансамбль Большого дворца и парка в Павловске ежегодно посещают многие тысячи туристов наряду с другими жемчужинами пригородов Санкт-Петербурга. Великокняжеская, а затем и императорская резиденция Павла I отличается от других духом семейного гнезда, а не пышностью и парадностью.
Содержание
История Павловского дворца

Собственные охотничьи угодья неподалеку от Царского Села Екатерины II стали своеобразным откупом от нелюбимого сына Павла Петровича и невестки Марии Федоровны за рождение первенца-наследника Александра в 1777 году.
В обретенном имении поселения раньше не было. Только с началом строительства великокняжеских хором возникло и село Павловское. Для новых хозяев возвели два небольших деревянных дома – Пауллюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Мариина Долина).
Подготовка к созданию нового дворца велась по проекту только что прибывшего в Россию молодого шотландского архитектора Чарльза Камерона. Вокруг планировалось разбить английский пейзажный парк с обычными для XVIII века увеселениями – павильонами, беседками, прудами.
Новый Эрмитаж?

К моменту закладки первого камня в 1782 году Павел и Мария уже давно путешествовала по Европе под псевдонимами графов Северных. Для будущих семейных апартаментов в течение всего вояжа у лучших мастеров они приобретали произведения искусства, мебель, скульптуры, изящный фарфор и предметы быта.
Большой дворец пришлось подстраивать под размещение приобретенной коллекции. Этим занимались не только Камерон, но и архитектор Винченцо Бренна, уже помогавший великокняжеской чете обустраивать гатчинский дворец, и декоратор Габриель Виолье-старший, консультировавший супругов в вопросах приобретения европейских предметов интерьера.
Кто жил в Павловском дворце

По окончании основных строительных работ, в 1788 году Павел Петрович подарил уютное семейное гнездышко любимой супруге. В 1796 году после вступления Павла I на престол Павловский дворец стал загородной императорской резиденцией.
После убийства императора Павла I дворец остался в распоряжении его вдовы Марии Федоровны. После смерти императрицы в 1828 году наследство перешло ее младшему сыну – Михаилу Павловичу, в 1849 году – Константину Николаевичу (второму сыну Николая I).
Наследники бережно относились к всему павловскому ансамблю. В 1872 году библиотека и организованный музей древностей стали открыты для ученого сообщества и великосветской публики, а перед дворцом был установлен памятник Павла I.

Последним владельцем с 1915 по 1917 годы был князь Иван Константинович, сын Константина Николаевича.
Советский период

Общедоступный музей во дворце был открыт в 1918 году по распоряжению Луначарского. В конце двадцатых годов и начале тридцатых часть ценностей была изъята и продана за границу ради «финансирования советской промышленности».
С начала Великой Отечественной войны и до оккупации в сентябре 1941 года удалось эвакуировать примерно половину экспонатов.
Фашисты организовали во дворце казармы, госпиталь, гестапо. Парковые деревья использовались на дрова. При отступлении в январе 1944 года весь комплекс был подожжен. От зданий остались почти остовы.

Восстановление началось сразу после освобождения организаторскими усилиями директора Анны Зеленовой и помощи хранителя дворцов Царского Села Анатолия Кучумова. Уже к осени 1957 года открылись первые пять залов. Остальные реставрировались поэтапно до 1978 года.
Интересно: для восстановления интерьеров пригодились и их описания, сделанные Марией Федоровной в 1795 году.
Большой дворец в цифрах
- Год закладки: 1782;
- Общая площадь дворца: более 11540 м2;
- Площадь парка: 540 га;
- Залы, доступные для осмотра: 45;
- Статус музея-заповедника: 1983 год;
- Объект всемирного наследия ЮНЕСКО: с 1990 года;
- Восстановление фресок Гонзаго: 2011 год.
Архитектурный стиль Павловского дворца
Здание дворца на главенствующем холме над небольшой речкой Славянкой Чарльз Камерон задумал, как усадьбу в три этажа в классическом палладианском стиле с куполом, двумя открытыми полуциркульными галереями и служебными флигелями.
По фронтону главного корпуса на уровне 2-3 этажей расположены четыре пары колонн. Со стороны парка выступ фасада оформлен в виде портика с шестью колоннами. Кровля завершается куполом, поддерживаемым 64 колоннами.
Для придания большей величественности дворцовому комплексу в 1796-1800 годах архитектор Бренна добавил существующим флигелям и галереям высоты, пристроил к ним новые закругленные служебные корпуса и домовую церковь.
В результате парадный фасад приобрел форму почти полного круга, разомкнутого на ширину торжественного въезда карет. Изменились и назначения некоторых внутренних помещений. В южном флигеле появился Тронный зал.
Пожар, случившийся в 1803 году, привел к реконструкции здания уже знаменитым архитектором Андреем Воронихиным, так как Бренна уехал из России. Всего строительные работы велись 50 лет, до 1822 года. При этом изначальная идея классического стиля была сохранена.
Залы дворца и внутреннее убранство
Противоречивой натуре Павла Петровича в новом жилище хотелось одновременно величественности, соответствующей его замыслам, и теплоты семейного уюта, чтобы помещения не подавляли личность излишним объемом и нескончаемым блеском золота.
Египетский вестибюль
Увлечение египетской мифологией Павел Петрович с женой «подхватили» в Европе, откуда и привезли статуи, первоначально установленные в Нижних сенях. В пожаре 1803 года они погибли.
К современному виду входную группу привел Андрей Воронихин. 12 новых статуй, символизирующих месяцы года, изготовил русский скульптор Александров. Над статуями выполнены медальоны согласно знакам зодиака.
Из 12 скульптур XIX века подлинников – десять. В 1944 году сгорели две центральные у входных дверей, их восстановили по фотографиям.
Танцевальный зал
В небольшом зале великокняжеская семья принимала самых близких гостей, а также собиралась для музицирования. После гибели Павла I вдова перевезла сюда из Михайловского замка четыре картины римской тематики художника Гюбера Робера, приобретенные в европейском турне
Старая гостиная
Гостиная, примыкавшая к танцевальному залу также сохранила интерьер, созданный первым архитектором. Обстановка в гостиной подлинная – мебельный гарнитур мастера Анри Жакоба, пейзажи западных мастеров, канделябры, фарфоровая посуда, вазы, часы, шкатулка для рукоделия и другие приятные мелочи привезены из европейского путешествия.
Бильярдная
Комната для отдыха и игры в модное развлечение уникальна тем, что менее всего пострадала в войну. Сохранился практически весь лепной декор. Небольшие картины с видами Венеции подлинные, как и фарфоровые вазочки. Клавикорды, расположенные у окна, – презент Потемкина Екатерине II.
Малиновый кабинет
Помещение появилось из четырех подсобных, как главный рабочий кабинет императора, после коронации. Мебельный гарнитур – подарок Екатерины II сыну к завершению постройки Павловского дворца. Картины с видами Павловского парка созданы русскими художниками в начале XIX века.
Общий кабинет
Помещение для посиделок большой семьи постепенно превратилось в маленький музей. На стенах по описи 1817 года находилось 163 живописных полотна. Самое известное из них – «Семейный портрет», где изображены супруги и все их 10 детей.
Новый кабинет
Рабочий кабинет Павла I появился в 1800 году вместо супружеской спальни. Стены отделали искусственным мрамором и зеркалами. Вазы, часы, мебельный гарнитур – подлинные, а письменный прибор – авторская копия Чесменского прибора Екатерины II.
Белая столовая
Самый большой зал первого этажа служил парадной столовой, позднее – гостиной. Камерон оформил ее в греческом стиле с многочисленными пилястрами. Пейзажи Павловского парка появились на стенах в 1800 году. Знаменитый Гербовый сервиз на 60 персон из 606 предметов (из них сохранилась примерно половина) подарил матери Николай I в 1827 году.
Итальянский зал
Для возведения главного зала Павловского Дворца (1782-1786 годы) архитектор Чарльз Камерон взял за образцы римский Пантеон и виллу Ла Ротонда в Виченце. Общая высота помещения 22 м. Особенностью помещения является окно в маковке купола, служащее источником света.
Из античных скульптур, расположенных в нишах, в пожаре 1803 сохранилась одна – «Эрот». На освободившиеся места переместили двух Сатиров и Венеру из коллекции Екатерины II. Перед оккупацией Павловска их удалось замуровать в подвалах и сохранить для потомков. Главная люстра пережила войну в эвакуации.
Греческий зал
Для проведения самых торжественных балов и приемов Камерон задумал колоннадный зал. Он отделан несколькими видами искусственного мрамора. Весь интерьер восстановлен заново после войны. Из подлинников – эвакуированная мебель, светильники и вазы.
Залы Войны и Мира

Парные восьмиугольные залы с входами из Греческого сначала служили парадными гостиными великокняжеской четы. В зале Войны – лепнина и светильники с символами Древнего Рима: орлами, шлемами, трофеями. В нишах на постаментах бюсты римских императоров. В зале Мира – женская атрибутика, посвященная изобилию и благополучию.
Весь декор восстановлен после войны. Из подлинных достопримечательностей – две вазы севрского фарфора и хрустальная ваза-треножник.
Парадная спальня
Природные мотивы (цветы, фрукты, бабочки, павлины) как бы переходят с мебельного шелка на стены. Этот декор, полностью утраченный в войну, восстановлен на основе единственного спасенного предмета мебели. Самый ценный экспонат – туалетный прибор (64 предмета), подарок Марии Антуанетты.
Парадная библиотека Павла I
Цель устройства – показать просвещенность будущего монарха. Потолочный плафон – символичная картина «Истина, изгоняющая пороки». На стенах – французские коврики с иллюстрациями басен Лафонтена. В небольших шкафчиках – самые нужные книги по военному делу, истории, философии.
Пилястровый кабинет
Из жилых покоев императрицы в южной галерее – это самое большое помещение. Кабинет – единственное творение Кваренги в Павловском дворце. Доминанты интерьера – пилястры – полуколонны из золотистого искусственного мрамора.
Кабинет «Фонарик»
Любимое место отдыха вдовствующей императрицы создал архитектор Воронихин. Внешнюю стену, обращенную в Собственный садик, он превратил в полукруглый эркер. Огромные окна позволяли наслаждаться красотой природы в любой сезон.
Кабинет «Палатка»
Необычное название – у самой маленькой комнаты апартаментов императрицы. Она служила будуаром. Здесь Мария Федоровна завтракала, переодевалась. На пристроенной террасе в тени деревьев хорошо отдыхалось в жаркие дни.
Картинная галерея
Отдельную галерею над покоями Марии Федоровны построил архитектор Бренна после коронации Павла I при одновременной переделке и южного служебного флигеля. На стенах около 100 картин – пейзажей, портретов, исторических и евангельских сцен. Огромный потолочный плафон с тремя сюжетами античных мифов был полностью воссоздан по оставшимся фотографиям.
Кавалерский зал
Собрание античных скульптур разместилось в переходе к домовой церкви. Стены и потолки обильно украшены лепниной. Среди нехарактерных изображений – медальон с мальтийским крестом, символом рыцарского ордена, Великим Магистром которого провозгласили Павла I в 1798 году.
Тронный зал
В надстроенном южном флигеле Бренна по требованию императора устроил Тронный зал. Квадратное помещение скруглено за счет оборудования в каждом углу глубокой арочной ниши.
Особенно удивительна роспись потолка. Декоратор Гонзаго на совершенно плоской поверхности нарисовал круговую ротонду-лоджию без купола. Изображение стен и колонн в перспективе создает эффект бесконечной высоты небес.
Дворцовая церковь
Домовый храм Петра и Павла поставлен не в православных, а в католических традициях: одноярусный иконостас, не полностью отделяющий алтарное пространство, на стенах вместо икон – копии картин европейских мастеров на сюжеты из Евангелия и деяний апостолов, большие статуи в нишах. На потолке – фреска «Обращение Савла».
Галерея Гонзаго
Светлая открытая галерея, выходящая в парк справа от главного здания, служила летней столовой. Ее роспись «под античность» декоратор Гонзаго сделал уже после смерти Павла I, в 1807 году.
Простенки между реальными колоннами и пилястрами он заполнил изображениями римских античных зданий, уходящих в перспективу с ощущением расширения пространства.
Библиотека Росси
Этаж библиотеки для размещения 18000 книг был надстроен над галереей Гонзаго в 1822 году архитектором Карло Росси. В полукруглом помещении разместили встроенные шкафы, выполненные по чертежам зодчего в мастерской питерского мастера Бобкова.
Музей в Павловском дворце
Сейчас во дворце располагается музей с богатым фондом. Туристам кроме постоянной экспозиции – комнат и парадные залов дворцового ансамбля предлагаются и выставки:
- жилые интерьеры русских усадеб;
- мир женских увлечений XVIII-XIX веков;
- возрождение музея после войны;
- выставка фарфора и другие.
Временные экспозиции зависят от юбилейных и памятных дат. Так к прошедшему юбилею со дня рождения Чарльза Камерона в 2022 году действует выставка, посвященная его творчеству в Павловске и Царском Селе.

