Особняк Брусницыных
В Санкт-Петербурге до сих пор можно обнаружить старые заброшенные здания. Среди них выделяется особняк Брусницыных, построенный на Кожевенной линии Васильевского острова. С ним связано много мистических историй.
Содержание
История
Кожевенная линия получила свое название из-за мастерских по выделке кож, расположенных в этом месте, начиная с середины XVIII века. В течение столетия ими в основном заправляли немцы. Так здание по адресу Кожевенная линия, дом 27 до середины XIX века принадлежало госпоже Анне Екатерине Фишер. Его она унаследовала после смерти мужа Вильманстрандского (немецкого) купца Иоганна Фишера. Первый этаж здания был отведен под контору, на втором этаже располагались помещения, в которых жили служащие фабрики.
В 1844 году хозяйка согласилась продать дом тверскому крестьянину Николаю Мокеевичу Брусницыну, предполагавшему заняться кожевенным производством. Уже через три года под его руководством трудился десяток мастеровых людей. Крестьянин оказался расторопным и поставил свою фабрику на широкую ногу. Спустя какое-то время у него уже трудилось 600 человек рабочих.
Брусницын интересовался зарубежными технологиями и внедрял у себя. Не забывал фабрикант и об обеспечении тружеников жильем. Так рядом с фабрикой было построено общежитие. Одно из зданий предназначалось для семейных рабочих, второе — для холостых.
Брусницын мог позволить себе купить место для своего особняка на центральных улицах. Но предпочел жить как можно ближе к производству. С этой целью он произвел реконструкцию дома вдовы Фишер. К двухэтажному зданию было пристроено еще одно крыло, обновлен фасад. Внутри расширены оконные проемы, подняты потолки. К 1877 году для расширяющегося производства потребовалось построить новый двухэтажный склад.
После смерти Николая Брусницына в 1882 году дом наследовали три его сына: Николай, Александр и Георгий. Братья решили вновь перестроить дом. Проект они заказали у архитектора Анатолия Ковшарова. Архитектор был знаменит умением совмещать в своих работах различные стили.
В первую очередь внимание уделялось отделке интерьеров. Ковшаров смело использовал, казалось бы, не сочетающиеся материалы и приемы. Эклектика присутствовала во всем: отделке залов, мебели, декоративных элементах. Это позволило придать каждому из помещений свой, неповторимый облик. Столовую оформили в стиле ренессанс, курительной комнате придали восточный стиль в сочетании с мавританским, а танцевальный зал напомнил помпезность эпохи Людовика XV.
На втором этаже снова поднимали потолки. С восточной стороны строения сделали дополнительную пристройку для возведения парадной лестницы. Все надстройки лицевого фасада выровняли под единый карниз. Во дворе появился зимний сад. Он представляет собой двухэтажную стеклянную оранжерею с экзотическими растениями, доставленными из разных мест. Здание приобрело новый вид, сохранившийся до сих пор.
После революционных событий 1917 года особняк национализировали. В нем расположилось заводоуправление кожевенного завода им. А.Радищева. Двое из братьев Николай и Георгий уехали за границу. Оставшийся Александр продолжал трудиться в должности главного инженера на своем предприятии. В 1919 году он был арестован ЧЕКа (Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем), но через год выпущен по ходатайству рабочих и служащих.
Как ни странно звучит, но новые хозяева бережно относились к особняку и даже пытались поддерживать его состояние. Кожевенное предприятие на месте ворот устроило проходную и вестибюль, сохранивший все декоративные элементы. В 1993 году была осуществлена реставрация. Были отремонтированы Белый зал и столовая.
В перестройку, в связи с закрытием фабрики, здание долгое время простояло бесхозным. Из-за протечек крыши в 2017 году частично обрушился потолок. Особняк часто посещали мародеры, кравшие то, что было можно оторвать. Часть интерьеров безвозвратно утрачена.
В текущий момент здание требует основательной реконструкции. Министерство культуры Санкт-Петербурга ищет инвесторов, но желающих не находится. Предварительный масштаб работ оценивается в 500 миллионов рублей.
НА ЗАМЕТКУ. На сохранившиеся интерьеры особняка Брусницыных можно полюбоваться в нескольких современных кинофильмах. В нем снимали сцены Александр Митта для своей картины «Шагал — Малевич», Карен Шахназаров — для «Анны Карениной», Алексей Учитель — для «Матильды».
Как попасть в особняк: цена билета и экскурсии
Иногда попасть в особняк Брусницыных удается в составе экскурсии, которую бесплатно проводит проект «Открытый город» при поддержке городской власти.
Легенда о зеркале Дракулы и интересные факты
Существует предание, что во время реконструкции особняка кто-то из сыновей Николая Брусницына приобрел старинное зеркало и поместил его в Танцевальный зал. Привезли его из Италии, где с XVI века оно находилось в одном из дворцов. Якобы там была тайно спрятана урна с прахом румынского князя Влада III Цепеша (Дракулы). Если же верить другим легендам, то на место захоронения графа Дракулы претендуют два места в Румынии: монастырь Снагов и монастырь Комана. Воздействие останков направлялось и на зеркало. Достаточно было посмотреть в него, как несчастья не заставляли себя долго ждать. Люди начинали болеть, с ними происходило что-то необъяснимое простыми словами. Так это или не так не известно. Но вот неприятности в семье Брусницыных начались. После того как умерла маленькая внучка главы многочисленного семейства, зеркало убрали в одну из кладовых.
После революции зеркалом украсили Дом культуры им. Кирова. Провисело там оно недолго. Его быстро вернули назад. Зеркало поместили в кабинет зам. директора. Говорят, что тот таинственно исчез, а затем, то же самое случилось и с зеркалом. После этого кабинетом пользоваться перестали и просто заколотили. Есть вероятность, что зеркало спрятано в особняке. Местные жители утверждают, что с наступлением темноты в здании происходит что-то непонятное.
Архитектурные особенности
Здание со стороны улицы выглядит не так помпезно как традиционные дворцы. Это двухэтажный особняк, оформленный в стиле эклектика. Так как братьев было трое, то для их семей были отведены собственные апартаменты. С этой целью зданию придали форму буквы «Ш» — свое крыло каждому. Внутри помещения поражают художественной отделкой. Парадные помещения выполнены в виде анфилады, хозяйственные вынесены в западную часть особняка. Заглянуть в дом Брусницыных можно с черного входа. Анфиладные комнаты соединяются с парадным входом коридором, украшенным барельефами и лепниной. Принудительного освещения в нем нет. Свет поступает только через огромные окна. А вот потолок заметно испорчен протечками, что портит общее впечатление.
Залы, интерьеры и что посмотреть
Если удастся зарезервировать экскурсию, то стоит внимательно осмотреть следующие помещения.
Парадная лестница
Парадный вход в особняк закрыт, но от него в здание ведет мраморная лестница. Верхняя часть анфилады поддерживается кариатидами. Стены и потолок украшены белым растительным орнаментом и мифическими существами. Освещения не предусмотрено. Свет льется через многочисленные окна. С улицы к помещению примыкает здание оранжереи. В советское время она была отдана для химической лаборатории. Именно ее сотрудники натягивали защитный брезент от дождя, лившего через разрушающуюся крышу.
Парадная столовая
Столовой отведено место на втором этаже. В ее оформлении применен стиль позднего Возрождения. Сохранившийся интерьер — подлинный. Большой кессонированный потолок венчает огромная люстра, изготовленная из хрусталя. По стенам установлены бра в том же стиле. Вначале в них были свечи, в дальнейшем замененные на электрические лампочки.
Потолок украшает лепнина, окрашенная под дерево. Он гармонично сочетается с дубовыми настенными панелями и такими же дверями. Когда-то стены и стулья парадной столовой были обиты кожей светлых тонов. Но увидеть их уже не доведется, так как все утащено мародерами. С древних временен символом успешной торговли служила голова барана. Подобными и растительными резными деталями отделаны все деревянные двери зала.
Окон по центральному фасаду в столовой не предусмотрено. Зато из нее открывается вид на зимний сад, в котором были посажены уникальные цветы и растения. Оранжерея функционировала круглый год и привлекала внимание гостей. Из мебели в столовой сохранился только буфет резного дерева. А вот большого овального дубового стола на 60 персон уже нет. Он был куда-то увезен еще в начале советской власти.
Бильярдный зал
Для мужчин предназначался Красный кабинет, дверь в который была скрыта за дубовым буфетом. Эта же комната служила бильярдной. Ее украшал камин. Люстра над бильярдом могла подниматься или опускаться при помощи специальной ручки, расположенной на стене. Чтобы в помещение не попадал свет из оранжереи, окна закрывались плотным занавесом. До нашего времени сохранились резной потолок из лепнины, раскрашенной под дерево, и шкафчики для игровых принадлежностей. Кроме того, по углам помещения располагаются небольшие встроенные диваны, обивка которых выполнена во время обустройства бильярдной.
Танцевальный зал (Белый зал)
В него можно было попасть из Парадной столовой. Внешний вид помещения выдержан в белых и золотых оттенках. Стены и потолок покрывает лепнина с растительным орнаментом, головками амуров и девушек, изображением музыкальных инструментов и декоративных венков. Зал украшают хрустальная люстра и мраморный камин. Над последним располагается зеркало, повешенное таким образом, чтобы в нем отражались потолочная часть с люстрой.
Курительная
Рядом с Белым залом находилась курительная комната, выдержанная в мавританском стиле. Гипсовая лепнина стен раскрашена яркими красками и дополнена золотыми вкраплениями. Среди них можно прочитать мелкую вязь слов, прославляющих Аллаха. Восточные мотивы использованы и при создании стеклянной люстры. Она выполнена из латуни, на которой выделяются надписи. Люстра висит таким образом, чтобы она отражалась в зеркале, повешенном над камином, и зрительно расширяла пространство помещения.
Гостиная
В особняке Брусницыных существовало несколько гостиных, расположенных вдоль Кожевенной линии. В текущее время сохранился интерьер только одной. Комната оформлена в коричневых тонах. Поверхность стен занята панно с резными рамами из лепнины. Они отделаны позолотой, повторяющейся и в отделке деревянных дверей. Между панно располагаются специальные вставки, украшенные лепниной и зеркалами. Они создают эффект бесконечной перспективы. Стены затянуты шелком, сохранившимся с XIX века
Где находится и как добраться
Здание расположено на Васильевском острове по адресу: Кожевенная линия, дом 24. До него в будни можно доехать на автобусе №151 или маршрутке №359б. Остановка «Кожевенная линия». Ближайшее метро — станция «Василеостровская». От нее придется идти пешком в течение 40 минут. На личном автомобиле следует ехать по Большому проспекту до дома №27 практически до пересечения с Косой линией.
Расположение особняка купцов Брусницыных на карте города:
Видео об особняке: