Все музеи Санкт-Петербурга

Музей прикладного искусства академии им. А. Л. Штиглица

Музей прикладного искусства академии им. А. Л. Штиглица

Великолепно, чудесно, прекрасно, невероятно красиво, удивительно, познавательно. Так отзываются о музее прикладного искусства академии Штиглица в Санкт-Петербурге. Любители истории и дизайна признаются, что давно мечтали увидеть уникальные интерьеры, но сделать это довольно сложно. Расскажем, почему стоит осмотреть достопримечательность своими глазами и как попасть внутрь академии Штиглица.

Режим работы музея 2025

Музей академии Штиглица в Санкт-Петербурге принимает посетителей ежедневно, за исключением понедельника и праздничных дней. Познакомиться с экспозицией можно со вторника по воскресенье, рабочие часы — с 11.00 до 17.30. Касса работают до 17 часов.

Однако побродить по залам самостоятельно не получится. Ещё десять лет назад доступ был свободным. Теперь попасть в Музей имени барона Штиглица можно при посещении в сборной группе или прийти организованной группой (от 1-го до 10 человек) и обязательно заказать сопровождение экскурсовода. Ограничение объясняют тем, что это часть учебного заведения, для которой действуют особые нормы безопасности.

Экскурсии и цена билета

Экскурсия по музею Штиглица в Санкт-Петербурге

При Музее Штиглица создано экскурсионное бюро. Посещения, групповые и индивидуальные, проводятся только по записи. Продолжительность обзорной экскурсии — 75 минут. Гостей проведут по основным залам. Гид расскажет об истории музея и учебного заведения, экспонатах и интерьерах. Здесь нет живописных полотен. Экспозицию составляют предметы, которые имеют не только художественную, но и практическую ценность: мебель, посуда, костюмы, часы, светильники. Во время экскурсии посетителям разрешают делать фото.

Купить билет в онлайн музей, без лишних трудностей, можно онлайн у специализированной туристической компании, есть возможность сделать отмену заказа за 48 часов с полным возвратом денег, если у вас поменялись планы. Цена стандартного билета — 2600 рублей за человека.

Купить билет на экскурсию в музей Штиглица

Записаться на посещение музея можно через его экскурсионное бюро по телефону 8 (812) 273-59-03. Звонки принимают с 11 до 17 часов со вторника по пятницу. В субботу — с 10 до 16 часов. Более удобный вариант записи —  онлайн в официальном сообществе во ВКонтакте. Предварительно нужно посмотреть расписание экскурсий и даты для бронирования. Информация периодически обновляется. Примерно с середины текущего месяца открывается запись на следующий. Писать надо в личные сообщения в ВК. Записи на экскурсию в академию Штиглица обрабатывают в рабочее время. Круглосуточного администратора нет. В заявке на экскурсию нужно указать дату, время, количество посетителей, фамилию и номер телефона для контакта.

Купить билет в музей Штиглица в Санкт-Петербурге можно в день посещения. Гостям, которые записались заранее, предлагают пройти в кассу. Там они оплачивают стоимость экскурсии, называя фамилию, которую указали в заявке. К оплате принимают наличные деньги и банковские карты. Если посетители опоздали, их места могут занять другие люди. Поэтому сотрудники музея рекомендуют приходить за 10 – 15 минут до начала экскурсии, чтобы успеть расплатиться за билеты.

Стоимость билетов в музей в 2025 году:

  • Полная стоимость обзорной экскурсии в группе до 25 посетителей — 900 рублей с человека. Дети до 7 лет могут пройти бесплатно.
  • Для школьников, студентов, пенсионеров и других льготных категорий стоимость билета — 500 рублей с человека. Скидка предоставляется только при покупке билетов в кассе и после предъявления документов.
  • Экскурсия в музей для организованной группы до 10 человек обойдётся в 15 000 рублей.
  • Для групп из пенсионеров или школьников (студентов) цена составит 6000 и 5000 рублей соответственно.
Читать еще:  Ледокол «Красин» в Санкт-Петербурге

Внешний вид и особенности архитектуры

Вход в музей академии им. А. Л. Штиглица и главный фасад

Попасть в музей Штиглица стоит, считают те, кто там уже побывал. Но и снаружи двухэтажное здание — настоящий шедевр архитектуры. В нём соединены черты итальянских палаццо в традициях Возрождения и другая стилистика. Первый этаж с арочными зарешёченными окнами. В декоре окон второго этажа использованы мотивы, повторяющие стиль библиотеки и известных дворцов Венеции. В нишах по бокам установлены скульптуры Афины и Гефеста, богов, которые покровительствовали искусствам и ремёслам. Центр здания украшен горельефом с аллегорическими изображениями  видов художественного и прикладного творчества. Один из персонажей «срисован» с самого Месмахера. На фризе музейного здания грифоны держат цепи со вставками из мозаики и медальонами. На них – изображения выдающихся художников, зодчих, мастеров и ремесленников разных стран и эпох. Внимание прохожих притягивает купол из стекла, которым накрыто главное помещение музея — выставочный зал. Перед зданием установлены фонари из бронзы с фигурами итальянских малышей – путти. Мальчики что-то мастерят и ваяют, напоминая о вечности красоты и пользе учения. Студенты Академии считают путти своими ангелами-хранителями.

Внутри музея

В Музее Штиглица 32 зала, экскурсантам показывают 14 из них. В фонде хранится свыше 35000 предметов: фарфор и керамика, русские изразцовые печи, гобелены, образцы старинной мебели, изделия из металлов и стекла, часы, ткани, костюмы. Примерно десятая часть коллекции выставлена на обозрение. Для посетителей представлены почти все исторические эпохи и стили, начиная с античности заканчивая современностью. С момента основания коллекции систематизация экспонатов велась по историческим периодам. Важнее было время создания произведения, а не имя творца или мастера. По замыслу Месмахера, музей должен был стать самым большим в мире учебным пособием по истории художественных стилей. При первом директоре студенты училища активно участвовали в отделке интерьеров. Им доверяли расписывать стены и плафоны, изготавливать печные изразцы и вырезать деревянные детали, они вышивали, ткали и шили.

Выставочный зал

Выставочный зал музея Штиглица

Сначала гости музея Штиглица попадают в величественный аванзал. Колонны из мрамора и расписные потолки в стиле итальянского Возрождения создают торжественное возвышенное настроение. Затем – выставочный зал площадью более тысячи квадратных метров с двухъярусными аркадами в стиле итальянского Ренессанса. Свет проникает в помещение через прозрачный купол. Когда-то он был составлен из стеклянных квадратов и цветных звёзд. Но первозданный вид пострадал во время Великой Отечественной войны. Каркас восстановили, но стекло оставили без росписи. Аркады зала продолжают столбы, увенчанные коринфскими колоннами. Стены декорированы рельефами с портретами русских и зарубежных архитекторов, художников, скульпторов. На второй этаж можно подняться по беломраморной лестнице. С самой верхней площадки посетителей приветствует скульптура барона Штиглица.

Первый этаж

Аванзал музея Штиглица в Санкт-Петербурге
Аванзал музея

На первом этаже расположены залы, посвящённые русскому прикладному творчеству и печному ремеслу, древнему Египту, готическому стилю, династии Медичи. Они воссоздают исторический облик помещений и интерьеры, характерные для тех времён.

  • Зал древнерусского искусства

Зал, названный Теремком, — искусное подражание интерьерам древних московских палат. Помещение тесноватое и низкое со сводчатым потолком, богато изукрашенное в светлые лазурные и охряные тона. Вдоль стен стоят резные скамьи. В витринах русские национальные костюмы, традиционные куклы, ткани, расшитые золотыми и серебряными нитями, жемчугом, и украшения.

  • Египетский зал
Читать еще:  Крейсер "Аврора"

В этом зале представлены экспонаты из Древнего Египта XIII — XI веков до нашей эры и более позднего времени: глиняные скульптуры, фаянс, изделия из бронзы, амулеты, изображения богов, фигурки скарабея.

  • Готический зал

Готика в интерьере — это суровые германские статуи рыцарей, деревянные изваяния святых, резные ларцы, копия Мадонны из Собора Парижской богоматери, старинные книги в тяжёлых кожаных окладах, массивная мебель. Светлые краски дают лиможские эмали из Франции, утварь со вставками слоновой кости и серебром, ковры и гобелены.

  • Зал Медичи

В зале в честь династии Медичи сохранились оригинальные росписи в стиле итальянского Возрождения. Там можно увидеть скульптуру Меркурия, копию работы Джамбалоньи с виллы Медичи. Медальоны изображают представителей могущественной флорентийской семьи, которая покровительством наукам и творчеству.

  • Зал печей

В этом зале представлена коллекция русских изразцовых печей, каждая — произведение искусства. Их начали собирать в 1887 году. Первый экспонат куплен у нижегородской купчихи. Печи с изразцами были неотъемлемой чертой зажиточного дома. Они служили центром и хранителем жилища. Каждая печка со своим характером. На изразцах изображены не только орнаменты, но и сценки из жизни, забавные надписи. К примеру, печь, привезённую из Владимирской губернии, можно читать, как книгу.

Второй этаж

Второй этаж музея Штиглица в Санкт-Петербурге

На второй этаж музея посетителей уводит просторная боковая лестница. Она объединяет его с учебным корпусом. Арочные проёмы украшены живописным изображением собора Святого Петра из Рима. В залах представлены интерьеры разного времени французские, итальянские и английские.

  • Зал Генриха II

Коллекция и интерьер — воплощение французского Возрождения. Стены отделаны резным деревом, синим бархатом и щитами, украшенными геральдическими символами Генриха II. В центре зала камин из мрамора с живописными вставками. На камине и в витринах выставлена посуда с гербом или монограммой монарха и его фаворитки Дианы. В зале экспонируются гобелены и фаянс XVI века из Голландии, Персии, Испании.

  • Зал Людовика XIV

Зал, посвященный интерьерам эпохи «короля-солнца», обставлен очень пышно. На стенах — яркие гобелены, на которых изображены картины из жизни французского монарха. В витринах посуда из нежнейшего фарфора, коллекция часов, от напольных до карманных. Утончённая и роскошная мебель передает настроение эпохи.

  • Комната Людовика XIII

Интерьер воссоздаёт убранство Рыцарского зала и Малой столовой в замке де Шеверни. Перекрытия, покрытые затейливой росписью, стены, обшитые деревом и украшенные арабесками. Восточный рисунок в медальонах.

  • Венецианский зал

Зал Тьеполо представляет эпоху окончания итальянского Возрождения. Интерьер воссоздаёт  стиль Венецианской республики в XVIII веке. Оформление копирует оформление библиотеки во Дворце дожей.

  • Лоджии Рафаэля

Это три зала с выходом во дворик. В начале XVI века Рафаэль выполнил заказ Ватиканского дворца на создание оригинальных лоджий. Его роспись повторили студенты училища. Дополняют интерьер гобелены.

  • Зал Фарнезе

Его отделка копирует дворец кардинала Фарнезе. Вызолоченные детали и розетка с цветочным орнаментом на потолке, стены декорированы золочёной кожей и рельефами из белого мрамора. В витринах сосуды из горного хрусталя с эмалью, роскошные безделушки.

  • Елизаветинский зал

Интерьер в английском стиле со светлым позолоченным потолком и лёгкими орнаментами.  В зале выставлены часы Джеймса Кокса и экспонаты, связанные со стекольным производством.

История

Музей центрального училища технического рисования барона Штиглица, 1897 год
Музей центрального училища технического рисования барона Штиглица, 1897 год

Образовательное учреждение, в котором готовили первых в России художников для промышленности, преподавателей рисования и черчения для школ, носит имя финансиста Александра Людвиговича Штиглица (1814 – 1884). В 1876 году щедрый меценат пожертвовал значительный капитал на создание в Санкт-Петербурге Центрального училища технического рисования. На пост директора пригласили М. Е. Месмахера (1842 – 1906), выдающегося архитектора. На втором этаже училища появился музей прикладного искусства. А.А. Половцов, зять барона Штиглица, привозил со всего мира редкие предметы, которые служили в быту и в тоже время представляли художественную ценность. Собрание быстро увеличивалось. В 1885 году для музея решили выстроить отдельное здание. Проект, разработанный самим Месмахером, стал образцом соединения лучших архитектурных традиций.

Читать еще:  Египетский зал и мумии в Эрмитаже

Весной 1896 года музей торжественно открыли. На событии присутствовали члены семьи императора, известные художники и многочисленные поклонники искусства. Публику восхитило величественное новое здание и великолепное убранство залов. Каждый был посвящён определенному историческому периоду или стилю. Искушённый петербургский бомонд был поражён богатством интерьеров, отделанных гранитом, мрамором, бронзой, художественной росписью. В музейных витринах демонстрировали лучшие образцы предметов прикладного искусства: изделия из фарфора, посуда, образцы тканей, гобелены, ювелирные изделия. На тот момент коллекция состояла из 15 тысяч экспонатов.

Галерея Штиглица при петербургском училище технического рисования стала центром культурной жизни и одной из популярных достопримечательностей столицы. В музейных залах проходили выставки знаменитых художников и декораторов. Для студентов оригинальные интерьеры и экспонаты служили учебными пособиями для изучения утилитарного искусства разных стилей и времён.

Выставка исторических предметов в музее Штиглица, 1903 год
Выставка исторических предметов в музее Штиглица, 1903 год

В 1905 году из-за революционных событий музей закрыли. В годы Первой мировой в уникальных интерьерах разместили мастерские, где изготавливали перевязочные материалы и противогазы. Ряд залов использовали как складские помещения. В 1915 году коллекцию готовили к эвакуации. Несколько лет экспонаты провели в упаковке.

В 1922 году Училище вошло в состав Академии художеств, а музей присоединили к Эрмитажу. С 1924 года возобновили экскурсии, их проводили раз в неделю. В 1927 году опять — закрытие. Экспонаты распределили по петербургским музеям. Часть собрания передали организации «Антиквариат», которая экспортировала предметы искусства.

В 1930-е годы в музейных залах расположили техникум, готовивший специалистов для промышленности, и выставку приборов. Потом там открыли музей городского хозяйства и строительства. В начале 40-х годов здание снова отдали в ведение Эрмитажа.

Во время Великой Отечественной войны музей Штиглица пострадал от артиллерии и бомбёжек. После окончания блокады Ленинграда в этих помещениях решили создать училище для подготовки архитекторов, реставраторов, промышленных дизайнеров и декораторов. Позже оно стало вузом, названным в честь скульптора Веры Мухиной. В народе его прозвали «Мухой».

Постепенно принялись восстанавливать музейные помещения, уцелевшие после войны. Стали возвращать экспонаты из Эрмитажа, Русского музея и других коллекций. С 1980 года здесь ведётся масштабная профессиональная реставрация. В 2008 году Академии и музею вернули имя основателя А. Л. Штиглица.

Как добраться

Адрес музея Штиглица — Соляной переулок, 15. Это центральная часть Санкт-Петербурга. Неподалёку находится Летний сад, набережная реки Фонтанки, Пантелеймоновский мост и одноимённая церковь.

Добраться к музею удобнее всего на метро. Рядом три станции. Ближайшая — Чернышевская (расстояние 1,2 км). От станции Невский проспект (выход  к каналу Грибоедова) и от Гостиного двора — примерно 1,8 км. Можно доехать к месту автобусом или троллейбусом. Ближайшие остановки: «Моховая улица» — автобусы № 46, 49, 76, «Улица Пестеля» — автобус № 290 и троллейбусы № 8 и 15. Если вы хотите добраться на трамвае, выбирайте маршруты №3 и Т17а и выходите на остановке «Летний сад».

Официальный сайт: https://museum.ghpa.ru

Схема проезда:

Видео о музее Штиглица:

Отзывы

Последнее обновление: