Музей прикладного искусства академии им. А. Л. Штиглица

Великолепно, чудесно, прекрасно, невероятно красиво, удивительно, познавательно. Так отзываются о музее прикладного искусства академии Штиглица в Санкт-Петербурге. Любители истории и дизайна признаются, что давно мечтали увидеть уникальные интерьеры, но сделать это довольно сложно. Расскажем, почему стоит осмотреть достопримечательность своими глазами и как попасть внутрь академии Штиглица.
Содержание
Режим работы музея 2025
Музей академии Штиглица в Санкт-Петербурге принимает посетителей ежедневно, за исключением понедельника и праздничных дней. Познакомиться с экспозицией можно со вторника по воскресенье, рабочие часы — с 11.00 до 17.30. Касса работают до 17 часов.
Однако побродить по залам самостоятельно не получится. Ещё десять лет назад доступ был свободным. Теперь попасть в Музей имени барона Штиглица можно при посещении в сборной группе или прийти организованной группой (от 1-го до 10 человек) и обязательно заказать сопровождение экскурсовода. Ограничение объясняют тем, что это часть учебного заведения, для которой действуют особые нормы безопасности.
Экскурсии и цена билета
При Музее Штиглица создано экскурсионное бюро. Посещения, групповые и индивидуальные, проводятся только по записи. Продолжительность обзорной экскурсии — 75 минут. Гостей проведут по основным залам. Гид расскажет об истории музея и учебного заведения, экспонатах и интерьерах. Здесь нет живописных полотен. Экспозицию составляют предметы, которые имеют не только художественную, но и практическую ценность: мебель, посуда, костюмы, часы, светильники. Во время экскурсии посетителям разрешают делать фото.
Записаться на посещение музея можно через его экскурсионное бюро по телефону 8 (812) 273-59-03. Звонки принимают с 11 до 17 часов со вторника по пятницу. В субботу — с 10 до 16 часов. Более удобный вариант записи — онлайн в официальном сообществе во ВКонтакте. Предварительно нужно посмотреть расписание экскурсий и даты для бронирования. Информация периодически обновляется. Примерно с середины текущего месяца открывается запись на следующий. Писать надо в личные сообщения в ВК. Записи на экскурсию в академию Штиглица обрабатывают в рабочее время. Круглосуточного администратора нет. В заявке на экскурсию нужно указать дату, время, количество посетителей, фамилию и номер телефона для контакта.
Купить билет в музей Штиглица в Санкт-Петербурге можно в день посещения. Гостям, которые записались заранее, предлагают пройти в кассу. Там они оплачивают стоимость экскурсии, называя фамилию, которую указали в заявке. К оплате принимают наличные деньги и банковские карты. Если посетители опоздали, их места могут занять другие люди. Поэтому сотрудники музея рекомендуют приходить за 10 – 15 минут до начала экскурсии, чтобы успеть расплатиться за билеты.
Стоимость билетов в музей в 2025 году:
- Полная стоимость обзорной экскурсии в группе до 25 посетителей — 900 рублей с человека. Дети до 7 лет могут пройти бесплатно.
- Для школьников, студентов, пенсионеров и других льготных категорий стоимость билета — 500 рублей с человека. Скидка предоставляется только при покупке билетов в кассе и после предъявления документов.
- Экскурсия в музей для организованной группы до 10 человек обойдётся в 15 000 рублей.
- Для групп из пенсионеров или школьников (студентов) цена составит 6000 и 5000 рублей соответственно.
Внешний вид и особенности архитектуры
Попасть в музей Штиглица стоит, считают те, кто там уже побывал. Но и снаружи двухэтажное здание — настоящий шедевр архитектуры. В нём соединены черты итальянских палаццо в традициях Возрождения и другая стилистика. Первый этаж с арочными зарешёченными окнами. В декоре окон второго этажа использованы мотивы, повторяющие стиль библиотеки и известных дворцов Венеции. В нишах по бокам установлены скульптуры Афины и Гефеста, богов, которые покровительствовали искусствам и ремёслам. Центр здания украшен горельефом с аллегорическими изображениями видов художественного и прикладного творчества. Один из персонажей «срисован» с самого Месмахера. На фризе музейного здания грифоны держат цепи со вставками из мозаики и медальонами. На них – изображения выдающихся художников, зодчих, мастеров и ремесленников разных стран и эпох. Внимание прохожих притягивает купол из стекла, которым накрыто главное помещение музея — выставочный зал. Перед зданием установлены фонари из бронзы с фигурами итальянских малышей – путти. Мальчики что-то мастерят и ваяют, напоминая о вечности красоты и пользе учения. Студенты Академии считают путти своими ангелами-хранителями.
Внутри музея
В Музее Штиглица 32 зала, экскурсантам показывают 14 из них. В фонде хранится свыше 35000 предметов: фарфор и керамика, русские изразцовые печи, гобелены, образцы старинной мебели, изделия из металлов и стекла, часы, ткани, костюмы. Примерно десятая часть коллекции выставлена на обозрение. Для посетителей представлены почти все исторические эпохи и стили, начиная с античности заканчивая современностью. С момента основания коллекции систематизация экспонатов велась по историческим периодам. Важнее было время создания произведения, а не имя творца или мастера. По замыслу Месмахера, музей должен был стать самым большим в мире учебным пособием по истории художественных стилей. При первом директоре студенты училища активно участвовали в отделке интерьеров. Им доверяли расписывать стены и плафоны, изготавливать печные изразцы и вырезать деревянные детали, они вышивали, ткали и шили.
Выставочный зал
Сначала гости музея Штиглица попадают в величественный аванзал. Колонны из мрамора и расписные потолки в стиле итальянского Возрождения создают торжественное возвышенное настроение. Затем – выставочный зал площадью более тысячи квадратных метров с двухъярусными аркадами в стиле итальянского Ренессанса. Свет проникает в помещение через прозрачный купол. Когда-то он был составлен из стеклянных квадратов и цветных звёзд. Но первозданный вид пострадал во время Великой Отечественной войны. Каркас восстановили, но стекло оставили без росписи. Аркады зала продолжают столбы, увенчанные коринфскими колоннами. Стены декорированы рельефами с портретами русских и зарубежных архитекторов, художников, скульпторов. На второй этаж можно подняться по беломраморной лестнице. С самой верхней площадки посетителей приветствует скульптура барона Штиглица.
Первый этаж

На первом этаже расположены залы, посвящённые русскому прикладному творчеству и печному ремеслу, древнему Египту, готическому стилю, династии Медичи. Они воссоздают исторический облик помещений и интерьеры, характерные для тех времён.
- Зал древнерусского искусства
Зал, названный Теремком, — искусное подражание интерьерам древних московских палат. Помещение тесноватое и низкое со сводчатым потолком, богато изукрашенное в светлые лазурные и охряные тона. Вдоль стен стоят резные скамьи. В витринах русские национальные костюмы, традиционные куклы, ткани, расшитые золотыми и серебряными нитями, жемчугом, и украшения.
- Египетский зал
В этом зале представлены экспонаты из Древнего Египта XIII — XI веков до нашей эры и более позднего времени: глиняные скульптуры, фаянс, изделия из бронзы, амулеты, изображения богов, фигурки скарабея.
- Готический зал
Готика в интерьере — это суровые германские статуи рыцарей, деревянные изваяния святых, резные ларцы, копия Мадонны из Собора Парижской богоматери, старинные книги в тяжёлых кожаных окладах, массивная мебель. Светлые краски дают лиможские эмали из Франции, утварь со вставками слоновой кости и серебром, ковры и гобелены.
- Зал Медичи
В зале в честь династии Медичи сохранились оригинальные росписи в стиле итальянского Возрождения. Там можно увидеть скульптуру Меркурия, копию работы Джамбалоньи с виллы Медичи. Медальоны изображают представителей могущественной флорентийской семьи, которая покровительством наукам и творчеству.
- Зал печей
В этом зале представлена коллекция русских изразцовых печей, каждая — произведение искусства. Их начали собирать в 1887 году. Первый экспонат куплен у нижегородской купчихи. Печи с изразцами были неотъемлемой чертой зажиточного дома. Они служили центром и хранителем жилища. Каждая печка со своим характером. На изразцах изображены не только орнаменты, но и сценки из жизни, забавные надписи. К примеру, печь, привезённую из Владимирской губернии, можно читать, как книгу.
Второй этаж
На второй этаж музея посетителей уводит просторная боковая лестница. Она объединяет его с учебным корпусом. Арочные проёмы украшены живописным изображением собора Святого Петра из Рима. В залах представлены интерьеры разного времени французские, итальянские и английские.
- Зал Генриха II
Коллекция и интерьер — воплощение французского Возрождения. Стены отделаны резным деревом, синим бархатом и щитами, украшенными геральдическими символами Генриха II. В центре зала камин из мрамора с живописными вставками. На камине и в витринах выставлена посуда с гербом или монограммой монарха и его фаворитки Дианы. В зале экспонируются гобелены и фаянс XVI века из Голландии, Персии, Испании.
- Зал Людовика XIV
Зал, посвященный интерьерам эпохи «короля-солнца», обставлен очень пышно. На стенах — яркие гобелены, на которых изображены картины из жизни французского монарха. В витринах посуда из нежнейшего фарфора, коллекция часов, от напольных до карманных. Утончённая и роскошная мебель передает настроение эпохи.
- Комната Людовика XIII
Интерьер воссоздаёт убранство Рыцарского зала и Малой столовой в замке де Шеверни. Перекрытия, покрытые затейливой росписью, стены, обшитые деревом и украшенные арабесками. Восточный рисунок в медальонах.
- Венецианский зал
Зал Тьеполо представляет эпоху окончания итальянского Возрождения. Интерьер воссоздаёт стиль Венецианской республики в XVIII веке. Оформление копирует оформление библиотеки во Дворце дожей.
- Лоджии Рафаэля
Это три зала с выходом во дворик. В начале XVI века Рафаэль выполнил заказ Ватиканского дворца на создание оригинальных лоджий. Его роспись повторили студенты училища. Дополняют интерьер гобелены.
- Зал Фарнезе
Его отделка копирует дворец кардинала Фарнезе. Вызолоченные детали и розетка с цветочным орнаментом на потолке, стены декорированы золочёной кожей и рельефами из белого мрамора. В витринах сосуды из горного хрусталя с эмалью, роскошные безделушки.
- Елизаветинский зал
Интерьер в английском стиле со светлым позолоченным потолком и лёгкими орнаментами. В зале выставлены часы Джеймса Кокса и экспонаты, связанные со стекольным производством.
История

Образовательное учреждение, в котором готовили первых в России художников для промышленности, преподавателей рисования и черчения для школ, носит имя финансиста Александра Людвиговича Штиглица (1814 – 1884). В 1876 году щедрый меценат пожертвовал значительный капитал на создание в Санкт-Петербурге Центрального училища технического рисования. На пост директора пригласили М. Е. Месмахера (1842 – 1906), выдающегося архитектора. На втором этаже училища появился музей прикладного искусства. А.А. Половцов, зять барона Штиглица, привозил со всего мира редкие предметы, которые служили в быту и в тоже время представляли художественную ценность. Собрание быстро увеличивалось. В 1885 году для музея решили выстроить отдельное здание. Проект, разработанный самим Месмахером, стал образцом соединения лучших архитектурных традиций.
Весной 1896 года музей торжественно открыли. На событии присутствовали члены семьи императора, известные художники и многочисленные поклонники искусства. Публику восхитило величественное новое здание и великолепное убранство залов. Каждый был посвящён определенному историческому периоду или стилю. Искушённый петербургский бомонд был поражён богатством интерьеров, отделанных гранитом, мрамором, бронзой, художественной росписью. В музейных витринах демонстрировали лучшие образцы предметов прикладного искусства: изделия из фарфора, посуда, образцы тканей, гобелены, ювелирные изделия. На тот момент коллекция состояла из 15 тысяч экспонатов.
Галерея Штиглица при петербургском училище технического рисования стала центром культурной жизни и одной из популярных достопримечательностей столицы. В музейных залах проходили выставки знаменитых художников и декораторов. Для студентов оригинальные интерьеры и экспонаты служили учебными пособиями для изучения утилитарного искусства разных стилей и времён.

В 1905 году из-за революционных событий музей закрыли. В годы Первой мировой в уникальных интерьерах разместили мастерские, где изготавливали перевязочные материалы и противогазы. Ряд залов использовали как складские помещения. В 1915 году коллекцию готовили к эвакуации. Несколько лет экспонаты провели в упаковке.
В 1922 году Училище вошло в состав Академии художеств, а музей присоединили к Эрмитажу. С 1924 года возобновили экскурсии, их проводили раз в неделю. В 1927 году опять — закрытие. Экспонаты распределили по петербургским музеям. Часть собрания передали организации «Антиквариат», которая экспортировала предметы искусства.
В 1930-е годы в музейных залах расположили техникум, готовивший специалистов для промышленности, и выставку приборов. Потом там открыли музей городского хозяйства и строительства. В начале 40-х годов здание снова отдали в ведение Эрмитажа.
Во время Великой Отечественной войны музей Штиглица пострадал от артиллерии и бомбёжек. После окончания блокады Ленинграда в этих помещениях решили создать училище для подготовки архитекторов, реставраторов, промышленных дизайнеров и декораторов. Позже оно стало вузом, названным в честь скульптора Веры Мухиной. В народе его прозвали «Мухой».
Постепенно принялись восстанавливать музейные помещения, уцелевшие после войны. Стали возвращать экспонаты из Эрмитажа, Русского музея и других коллекций. С 1980 года здесь ведётся масштабная профессиональная реставрация. В 2008 году Академии и музею вернули имя основателя А. Л. Штиглица.
Как добраться
Адрес музея Штиглица — Соляной переулок, 15. Это центральная часть Санкт-Петербурга. Неподалёку находится Летний сад, набережная реки Фонтанки, Пантелеймоновский мост и одноимённая церковь.
Добраться к музею удобнее всего на метро. Рядом три станции. Ближайшая — Чернышевская (расстояние 1,2 км). От станции Невский проспект (выход к каналу Грибоедова) и от Гостиного двора — примерно 1,8 км. Можно доехать к месту автобусом или троллейбусом. Ближайшие остановки: «Моховая улица» — автобусы № 46, 49, 76, «Улица Пестеля» — автобус № 290 и троллейбусы № 8 и 15. Если вы хотите добраться на трамвае, выбирайте маршруты №3 и Т17а и выходите на остановке «Летний сад».
Официальный сайт: https://museum.ghpa.ru
Схема проезда:
Видео о музее Штиглица:
Отзывы
