Все музеи Санкт-Петербурга

Корпус Бенуа

Корпус Бенуа в Санкт-Петербурге

Корпус Бенуа в Санкт-Петербурге – филиал Русского музея, здание, пристроенное к западной части Михайловского дворца. Его стоит посетить всем ценителям живописи, ведь здесь собрана яркая коллекция русского авангарда и изобразительного искусства конца XIX – начала ХХ вв. Подробнее об истории, архитектуре и экспозициях музея – читайте в нашей статье.

История

Деталь главного фасада выставочного здания Императорской Академии Художеств (корпус Бенуа) в Петрограде из ежегодника Императорского Общества архитекторов-художников, выпуск десятый, Петроград, 1915
Деталь главного фасада выставочного здания Императорской Академии Художеств (корпус Бенуа) в Петрограде из ежегодника Императорского Общества архитекторов-художников, выпуск десятый, Петроград, 1915

Идея о строительстве корпуса Бенуа зародилась в начале XX века, по инициативе Императорской Академии художеств, представители которой хотели организовать удобное пространство для проведения временных выставок – Дворец искусств. Инициативу поддержал император Николай II, лично выделив участок под строительство на углу Инженерной улицы и канала Грибоедова (в то время Екатерининского канала). Там находилось здание Государственной типографии, находившееся в аварийном состоянии.

Для архитекторов составили техническое задание на разработку проекта Дворца искусств, которое содержало следующие требования: здание должно быть двухэтажным, оформленным в классическом стиле, с фасадом, выходящим на канал. На втором этаже должны располагаться просторные выставочные залы с хорошим освещением и простым оформлением, а на первом – ресторан.

Свои варианты проектов Дворца искусств представляли разные архитекторы, но ни один из них не удовлетворял вышеописанным требованиям в полной мере. В конце концов, разработку проекта поручили Леонтию Николаевичу Бенуа – русскому архитектору Императорского двора. Его авторству принадлежит множество зданий в Петербурге, Москве и других городах России. Бенуа разработал проект Дворца Искусств совместно с другим русским архитектором С.О. Овсянниковым. Работа над проектом шла в период с 1910 до 1912 гг.

К строительным работам приступили 27 июня 1914 года, а в августе этого же года Россия вступила в Первую Мировую войну. Из-за дефицита средств в бюджете, который был в большей мере направлен на военные нужды, строительство затянулось на пять лет – до 1919 года. Но петербургское творческое сообщество начало использовать Дворец искусств уже до того, как он был достроен – так, в 1917 году здесь прошла выставка «Общины художников» в честь 45-летнего юбилея Ильи Репина, ставшая крупным культурным событием города.

После Октябрьской революции здание Дворца искусств передали в ведение Русского музея. В 1930-е гг. в нем организовали отдел, посвященный современному искусству. В это же время Дворец искусств переименовали в честь его создателя Л.Н. Бенуа.

Читать еще:  Академии художеств

В 1952 году во время реконструкции проведены крупные работы внутри корпуса Бенуа по освежению интерьеров, а также построен переход, который объединил его с Михайловским замком.

В настоящее время корпус Бенуа служит местом для постоянных экспозиций, посвященных русскому искусству, проведения временных тематических выставок, концертов, лекций, фотосессий.

Архитектура

Корпус Бенуа в Санкт-Петербурге

Согласно изначальному плану, главный фасад здания обращен к каналу Грибоедова. Узнать корпус Бенуа можно по желтым стенам, украшенным белыми ионическими колоннами. Архитектурный стиль здания – неоклассицизм.

Строение обладает характерными чертами, по которым можно узнать «почерк» Леонтия Бенуа – четкая архитектурная композиция и элегантные формы. Пространство между колоннами занимают высокие окна на первом этаже, что придает постройке легкость и воздушность. В целом внешнюю отделку бывшего Дворца искусств можно назвать сдержанной и строгой.

Часы работы

Михайловский замок и корпус Бенуа имеют одинаковый режим работы:

  • понедельник: 10:00 – 20:00;
  • вторник: выходной;
  • среда-четверг: 10:00 – 18:00;
  • пятница-суббота: 10:00 – 20:00;
  • воскресенье: 10:00 – 19:00.

Кассы закрываются на 30 минут раньше. 31 декабря и 1 января музей не работает. В праздничные дни время работы музея может меняться – уточняйте информацию на официальном сайте.

Вход в корпус Бенуа в Санкт-Петербурге
Вход в корпус Бенуа

Цена билетов

Стоимость Единого входного билета в Михайловский дворец и корпус Бенуа:

  • 1000 рублей – взрослый билет;
  • 500 рублей – билет для школьников, студентов, пенсионеров.

Отдельный билет в корпус Бенуа без посещения Михайловского дворца стоит:

  • 400 рублей – взрослый билет;
  • 300 рублей – билет для школьников от 14 лет, студентов, пенсионеров;
  • 200 рублей – билет для детей от 7 до 14 лет.

Дети до 7 лет могут посещать корпус Бенуа бесплатно. Купить билеты можно в кассах или онлайн на сайте Русского музея.

Посетить Михайловский дворец и корпус Бенуа можно не только самостоятельно, но и с экскурсией. Стоимость экскурсионного обслуживания:

  • 1200 рублей – взрослый билет;
  • 700 рублей – билет для школьников, студентов, пенсионеров, держателей Пушкинской карты;
  • 300 рублей – билет для детей от 7 до 14 лет.

Стоимость аудиогида составляет 450 рублей.

Что посмотреть в корпусе Бенуа

План-схема экспозиций корпуса Бенуа (маршрутный лист)
План-схема экспозиций корпуса Бенуа (маршрутный лист)

В корпусе Бенуа размещается значительная часть коллекции Русского музея. В его залах вы увидите яркие образцы живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее представлено несколько постоянных выставок, а также проводятся временные. Ниже мы подробно расскажем о них.

Постоянная экспозиция

В корпусе Бенуа представлены работы русских мастеров живописи и декоративно-прикладного искусства. Основная экспозиция разделена на три части:

  • Русское искусство конца XIX – начала XX века
Читать еще:  Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: билеты и режим работы в 2024 году

Выставочный зал корпуса Бенуа (Русский музей) в Санкт-Петербурге - Русское искусство конца XIX – начала XX века

Здесь посетители найдут образцы таких направлений в живописи, как неоклассицизм, реализм, русский модерн. Экспозиция – настоящая сокровищница с работами известных мастеров, среди которых И.И. Левитан, В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, З.Е. Серебрякова и другие.

Кроме работ отдельных художников, в экспозиции выставлены работы, принадлежавшие к разным художественным объединениям той эпохи – «Голубая роза», «Союз русских художников» и других. В экспозиционных залах вы сможете полюбоваться не только образцами живописи, но и работами известных скульпторов того периода – А.Т. Матвеева, П.И. Трубецкого и д.р.

  • Русское искусство ХХ века

Экспозиция в корпусе Бенуа - Русское искусство ХХ века

Экспозиция будет интересна всем ценителям стиля авангард. Среди полотен – яркие работы самого крупного объединения раннего авангарда «Бубновый валет», произведения художников, ставших основоположниками авангардистского течения в России, среди которых К. Малевич, М. Ларионов, В. Кандинский, Н. Гончарова и другие.

Несколько персональных залов посвящены работам отдельных художников – К. Петрова-Водкина и П. Филонова. Экспозиция также имеет несколько специальных разделов: творчество 20-30-х гг. ХХ века, период Великой Отечественной войны, 1950-е годы, 1960-2000-е годы.

Посетив мультимедийный зал, можно посмотреть документальные фильмы, посвященные русскому авангарду. Раздел, посвященный 70-80-м годам, расскажет о том, как развивались разные тенденции и направления советского искусства. Завершается экспозиция разделом, посвященном творчеству нонконформистов.

  • Российское декоративно-прикладное искусство ХХ века
Чернильница с крышкой «Физкультурницы», 1933-1944 гг. и группа «Активисты», 1930 г., Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в корпусе Бенуа
Чернильница с крышкой «Физкультурницы», 1933-1944 гг. и группа «Активисты», 1930 г., Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова

Экспозиция представляет крупное собрание художественного творчества прошедшего столетия, включающее в себя свыше 400 экспонатов. За стеклами многочисленных витрин – образцы фарфора, майолики, стекла, текстиля, мебели. Есть работы мастеров разных эпох. Дореволюционных художественных деятелей представляют такие известные фамилии, как М. Врубель, С. Серов, А. Головин, а также мастера, которые трудились на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах.

В разделе, посвященном 20-м гг. ХХ в., центром экспозиции стал агитационный фарфор ручной работы – изделия с символикой и лозунгами РСФСР. Значительное место в экспозиции 20-30-х гг. ХХ в. занял супрематический фарфор К. Малевича – изделия, расписанные геометрическими фигурами.

Интересен также художественный текстиль, представленный образцами агитационных тканей с советской символикой. Здесь представлены образцы, охватывающие период от 1920-х до 1960-х гг.

Интерактивная панорама залов корпуса Бенуа:

Самые знаменитые картины и экспонаты

Гуляя по залам корпуса Бенуа, можно своими глазами увидеть оригиналы тех самых полотен, известных многим из нас с детства – их изучали школе на уроках истории и писали по этим картинам сочинения. Вот лишь несколько примеров шедевров, что находятся в корпусе Бенуа Русского музея:

  • Валентин Серов: «Портрет Княгини Юсуповой» (1902 г.) и «Портрет Иды Рубинштейн» (1910 г.);
  • Борис Кустодиев: «Купчиха за чаем» (1918 г.) и «Масленица» (1916 г.);
  • Михаил Врубель: «Демон летящий» (1899 г.) и «Богатырь» (1899 г.);
  • Марк Шагал: «Прогулка» (1917 г.);
  • Казимир Малевич: «Красный квадрат» (1915 г.).

Временные выставки

Отдельные залы корпуса Бенуа служат для проведения временных выставок. Чаще всего здесь экспонируются собрания живописи и графики, посвященные либо конкретному автору, либо определенной тематике. Иногда проводятся интерактивные и мультимедийные экспозиции. Актуальное расписание временных выставок уточняйте на официальном сайте Русского музея.

Читать еще:  Домик Петра I

Видео-экскурсия по постоянной экспозиции в Корпусе Бенуа:

Как пройти и где вход в корпус Бенуа

Адрес корпуса Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге: набережная канала Грибоедова, 2 / Инженерная улица, 2. Музей расположен в самом центре Санкт-Петербурга, в шаговой доступности от знаковых достопримечательностей, таких как Спас на Крови, Казанский собор, Летний Сад, Зимний дворец и других. Есть три наиболее удобных варианта, как добраться до корпуса Бенуа Русского музея:

  • От метро «Невский проспект»

Станция метро «Невский проспект» на синей ветке – ближайшая к корпусу Бенуа. Расстояние пешком составляет всего 460 метров, а путь займет примерно 6 минут. Выйдите из метро на канал Грибоедова и поверните направо. Двигайтесь по направлению к Спасу на Крови – его будет хорошо видно на протяжении всего пути. Немного не доходя до собора, вы попадете к корпусу Бенуа Русского музея – вход в него находится на набережной канала Грибоедова, рядом с пересечением с Инженерной улицей.

  • От метро «Гостиный двор»

Если вам удобнее передвигаться по зеленой ветке метро – можно доехать до станции «Гостиный двор» и перейти на синюю ветку. Далее двигайтесь по тому же маршруту, который описан выше.

  • На автобусе, троллейбусе или трамвае

Доехать до корпуса Бенуа можно с помощью наземного транспорта. В нужном направлении ходят автобусы №№ 3, 22, 27, 49, а также маршрутка №К212. Из троллейбусов подходят маршруты с номерами 5 и 22.

Если вы планируете посетить филиал Русского музея во время прогулки из другой точки города – найдите корпус Бенуа в Санкт-Петербурге на карте и выстройте маршрут от точки, где находитесь.

Схема проезда:

Русский музей, корпус БенуаМузей в Санкт‑Петербурге

Отзывы