Пригороды Санкт-Петербурга

Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец в Ораниенбауме

Европейская элегантность, азиатский колорит и русский размах нашли гармоничное воплощение в одном архитектурном шедевре XVIII века. Китайский дворец Екатерины II – очень любопытная, но малоизвестная достопримечательность. Причин несколько – удалённость от туристического центра, длительная реставрация и сезонный режим работы. Расскажем,  где находится Китайский дворец в Санкт-Петербурге и что там можно посмотреть. Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме (г. Ломоносов) – это одна из частей большого архитектурно-паркового комплекса. Сейчас он относится к музею-заповеднику «Петергоф».

История дворца

Китайский дворец в Ораниенбауме, 1900-1905 год
Фотография дворца 1900-1905 года

В 1757 году императрица захотела обзавестись собственной летней дачей вдали от шумного Санкт-Петербурга, чтобы отдыхать в уединении, наслаждаясь природой, и приглашать важных гостей. Здание планировали сделать довольно скромным по площади одноэтажным павильоном, но с роскошной внутренней отделкой. Екатерину, которая ценила искусство, привлекало модное тогда направление рококо. Разработать архитектурный стиль Китайского дворца в Ораниенбауме  поручили известному архитектору из Италии Антонио Ринальди. По его замыслу дом должен был прятаться в пышной зелени парка и появляться перед гостями внезапно.

Ринальди получил от императрицы карт-бланш и неограниченный бюджет. Он потратил огромные суммы на создание интерьеров и паркового ансамбля. В отделке залов использовали уникальные материалы и техники. Для дворца заказывали и приобретали произведения живописи и скульптуры, везли из-за границы мебель и предметы обихода. Екатерина Великая по достоинству оценила труды архитектора. Свою летнюю резиденцию она прозвала «шкатулкой с драгоценностями». Строительство и отделку ораниенбаумского дворца закончили в 1768 году. Рядом возвели отдельный концертный зал и павильон с аттракционом — Катальную горку.

Примерно через сотню лет дворец императрицы в Ораниенбауме унаследовала герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, правнучка Екатерины II. Новая владелица пристроила второй этаж, а внизу с южной стороны —  остекленную галерею и два небольших помещения в итальянском стиле предваряющие парадные залы — антикамеры.

Дети семейства Мекленбург-Стрелицких у Китайского дворца в в Ораниенбауме, 1867-1870 год
Дети семейства Мекленбург-Стрелицких у Китайского дворца, 1867-1870 год

После Октябрьской революции Китайский дворец был национализирован. В 1925 году в нем открыли музей. Еще через несколько лет объект отдали Минкульту и закрыли туда свободный доступ публики.

Императорская резиденция почти не пострадала во время Ленинградской блокады и военных действий. Дворец защищала стрелковая дивизия. Часть экспонатов отправили в Новосибирск, кое-что, например, стеклярусные панно укрыли в подземелье Исаакиевского собора. Потом их отдали в Эрмитаж.

В послевоенные годы в Китайском дворце провели первые реставрационные работы. Оказалось, что здание сильно пострадало от грунтовых вод, высокой влажности и атмосферных явлений. В 80-е годы была предпринята еще одна безуспешная попытка восстановить первоначальный вид и интерьеры резиденции. В 2004 году снова началась реставрация. Она продлилась более двух десятилетий. Сегодня для посетителей открыты все 17 залов, воссоздан ландшафт парка и скульптурные композиции.

Китай в Ораниенбауме: факты и легенды

История Китайского дворца полна любопытными фактами и преданиями. Приведем самые интересные.

  • Сама владелица Екатерина II никогда не называла свой дворец Китайским. Для неё он был дачей или голландским домиком. Новое название впервые появилось в документах XIX века. Возможно, повлиял декор некоторых помещений в азиатской стилистике. Кроме того, Антонио Ринальди специально для своего проекта привозил фарфор, ткани и мебель из Поднебесной и Японии.
  • Императрица Екатерина и её сын Павел I никогда не спали в дворцовых покоях. Их использовали для демонстрации роскоши перед зарубежными гостями. В залах и спальнях могли играть в карты, общаться и танцевать. А на ночёвку хозяева и публика отправлялись в более комфортный и просторный Меньшиковский дворец, расположенный неподалёку.
  • Потолки первого этажа украшают живописные плафоны. Они выполнены в особой технике. Классический метод – роспись по штукатурке. А плафоны Китайского дворца – это холсты на подрамниках, которые прочно закреплены на перекрытиях. Многие полотна нарисованы по заказу в Венецианской академии.
  • В 2009 году во время восстановительных работ в Зале муз нашли бутылку с запиской. Она была спрятана под паркетом. В записке оказались имена советских мастеров-реставраторов, которые здесь работали пять десятилетий назад.
  • По преданию в Китайском дворце бродят призраки. Самый известный из них — герцогиня Наталья Мекленбург-Стрелицкая. Девушка заболела воспалением легких и ушла из жизни в 19 лет. Ее похоронили в дворцовом парке. Могилу разорили вандалы. После этого в пустых залах стали слышать плач и стук каблуков по паркету.
Читать еще:  Александровский дворец в Царском Селе

Архитектура

Архитектура Китайского дворца в Ораниенбауме

В справочниках и путеводителях о Китайском дворце пишут, что это единственный уцелевший в России памятник рококо XVIII века. Его внешний облик — идеальное воплощение этого утонченного и воздушного стиля.

В проекте отражен один из главных принципов рококо – единство архитектуры и ландшафта. Здание, облицованное светлым гранитом и известковым туфом, располагается на невысокой террасе. Оно напоминает букву «П», растянутую с запада на восток. С обеих сторон к дворцу примыкают небольшие сады, вокруг парк.

Фасады дворца выглядят по-разному. До наших дней в неизменном виде сохранился только северный. Он значительно длиннее и богаче декорирован: украшен пилястрами, скульптурами, лепными гирляндами, балюстрадой с вазонами. Более скромный южный фасад выходит на пруд. В середине XIX века эта часть дворца была перестроена.

Восток и запад: интерьеры Китайского дворца

Антонио Ринальди создал легкий и лаконичный дворец, довольно простой снаружи. Затем наполнил его восхитительными интерьерами и вещами. Каждый зал оформлен по-своему, нет двух одинаковых. За основу архитектор выбрал направление —  шинуазри. По-французски «chinoiserie», а по-русски «китайщина». В декорировании некоторых помещений использованы материалы и предметы, привезенные из Китая и Японии. На росписях и вышитых панно изображения пагод, азиатские пейзажи, диковинные звери и птицы, восточные вельможи.

В других покоях — лучшие образцы европейского искусства, преимущественно итальянского. Залы декорированы плафонами из Венеции с сюжетами из мифов и пасторалей, портретной живописью. Стены и проёмы украшает элегантная лепнина, подчеркнутая позолотой. В основном – это цветочные гирлянды и обрамления из листьев. Во дворце большие окна, обилие зеркал, изящной мебели, изысканных безделушек и полезных вещей.

Ринальди пришлось потрудиться над отделкой пола в ораниенбаумском дворце. Поначалу его сделали из итальянского искусственного мрамора. Но суровый и влажный климат пригорода Санкт-Петербурга быстро разрушал камень. В 1770 году во дворце постелили наборный паркет. Рисунки, которые сочетаются с интерьером комнат, выполнил сам архитектор. Для изготовления паркета применяли более 15 видов дерева. Березу, дуб, клен из русских лесов, из-за рубежа везли красное дерево и черное, самшит, персидский орех, амарант. Мастера старались сохранять фактуру и не подкрашивать древесину. Красота получилась невероятная. Реставраторы дворца тоже вложили немало труда и сил в восстановление пола. В итоге они вернули первозданный вид узорчатому паркету площадью более 700 квадратных метров.

Летний дворец Екатерины II можно условно поделить на три части. Вдоль всего здания с северной стороны расположены в ряд парадные залы, гостиные, кабинеты. На южной стороне находятся личные покои монарших особ. В восточной части — Павла I. В западной — комнаты императрицы.

Передняя

Передняя Китайского дворца в Ораниенбауме

Гости прежде всего попадали в переднюю. Стены комнаты украшены лепниной, которая хорошо сохранилась, и полотнами неизвестного мастера XIX века. На потолке — живописный плафон «Аполлон и изящные искусства» художника  Якопо Гуарана. В комнате стоят резные столики, стилизованные под китайские. Но они изготовлены в петербургской мастерской.

Гардеробная

От центрального входа в покои Павла можно пройти через гардеробную. Поначалу в этом помещении действительно держали одежду. Затем в нем устроили библиотеку, а потом буфетную. Самый примечательный элемент декора — плафон «Суд Париса» кисти Серафино Бароцци. Стены возле дверей декорированы живописными панно XVIII века, изображающими древнеримских богов и героев.

Половина Павла

В крыле Павла, сына императрицы, располагаются четыре помещения. Три из них долгое время были закрыты для посещения, потому что нуждались в масштабной реконструкции. Открыли их к 250-летнему юбилею Китайского дворца.

  • Розовая гостиная

Покои Павла начинаются с Розовой гостиной, когда-то тут была его детская. Серафино Бароцци, итальянский мастер-живописец, расписал стены видами итальянского города Геркуланум. На потолке плафон кисти венецианского художника Гаспаро Дициани, изображающий богинь Диану и Аврору. Он сохранился в первоначальном виде. В XIX веке роспись заклеили обоями, а потом затянули розовой тканью. Тогда гостиная получила нынешнее название. Комнату украшают парадный и камерный портреты Екатерины.

  • Штофная опочивальня
Читать еще:  Форт «Константин» в Кронштадте

Штофная опочивальня Китайского дворца в Ораниенбауме

Опочивальню наследника престола назвали так из-за декора стен. Они были обтянуты зеленым штофом, шелковой тканью с вытканными узорами. В процессе реконструкции её заменили современной имитацией. Спальня состоит из небольшой ниши — алькова, там висит  портрет Павла, и основной части. Потолочная лепнина и плафон с музой астрономии Уранией остались с XVIII века. Паркет повторяет декор потолка и признан одним из лучших во дворце. В опочивальню вернули после реставрации уникальные соломенные панно с пасторальными сценками из сельской жизни. Они вышиты шелковой синелью по золотой рисовой соломке.

  • Будуар

Второе название комнаты — Живописный кабинет. Изначально его стены были декорированы полотнами, написанными маслом. Потом их место заняли панно Якопо Гуарана из Камерюнгферской комнаты, которая располагается в покоях императрицы. В обрамлении дерева аллегорические картины, изображающие богинь-покровительниц искусств — в их числе «Музыка», «Живопись» и «Драма». Этот же художник выполнил плафон «Психея и Флора».

  • Кабинет Павла

Скромное помещение раньше соединялось с Будуаром. Но в XIX веке дверь замуровали, а комнату переделали в ванную. Стены кабинета расписал художник Бароцци. В отделке использовали китайские миниатюры на мраморных и деревянных дощечках. Полусферический потолок декорирован лепниной и плафоном с аллегорией «Геометрия» кисти Г. Дициани. С его росписью отчасти перекликается рисунок паркета.

Парадная анфилада

Вдоль северного фасада Китайского дворца  растянулась череда из 7 парадных залов и кабинетов. Помещения, составляющие анфиладу, располагаются симметрично с западной и восточной сторон здания. В центре – Большой зал.

  • Зал муз

Зал муз в Китайском дворце в Ораниенбауме

Первый, если считать с востока, будет Зал муз, овальное помещение с огромными окнами-дверями и сводчатым потолком. Это один из лучших дворцовых интерьеров екатерининской эпохи, неизменно восхищавший гостей императрицы. Идея декора — содружество покровительниц искусств. На стенах зала девять муз, изображённых темперой. Художник Стефано Торелли выбрал для росписи нежные светлые тона. Обрамляют картины лепные бело-золотые гирлянды. Потолок украшен лепниной и плафоном. Посетителей впечатляет фигура Венеры, сидящей на облаке, в окружении амуров и граций. Элегантный паркет дополняет убранство зала.

  • Голубая гостиная

Голубая гостиная Китайского дворца в Ораниенбауме

Этот зал изначально был декорирован голубым шёлком. В XIX веке ткань заменили на картины, написанные Александром Бейдеманом, русским художником, знатоком исторической живописи. От прежней отделки остался плафон «Время, похищающее Истину», обрамленный лепкой, придверное панно и наборный паркет.

  • Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме

Это помещение предназначалось для аудиенций Екатерины II. Поэтому оно должно было поражать роскошью отделки. На стенах — панно с диковинными птицами, рыбами, бабочками, цветами. Они вышиты шелковыми нитями (синелью) и стеклянными трубочками разного размера – стеклярусом. Резные золоченые рамы имитируют пальмовые стволы. Мотивы для вышивки китайские, но выполняли работу русские золотошвейки, которыми руководила француженка Мари де Шель. Мозаичный пол в Стеклярусном кабинете соответствовал изысканному декору, он был сделан из смальты – непрозрачного стекла. Но позже его заменили на паркет.

  • Большой зал

Большой зал Китайского дворца в Ораниенбауме

Большой зал – центр дворца, он соединяет в анфиладу помещения западного и восточного крыла. В нем планировали проводить приемы зарубежных гостей. Но гораздо чаще здесь устраивали балы. Интересно, что, по сравнению с другими,  этот зал декорирован сдержанно. Росписи почти нет, только вставки цветного мрамора и колонны.

  • Штукатурный покой

Он примыкает с запада к Большому залу. Оформлен покой по канонам стиля рококо. Стены и потолок пышно декорированы золоченой лепниной, отсюда и название — Штукатурный. Украшают зал картины итальянских художников с романтическими сюжетами — «Венера и Адонис», «Анжелика и Медор», «Селена и Эндимион». Помещение кажется выше из-за эллипсовидного потолока. В его центре —  плафон «Встреча Орфеем Солнца» венецианского мастера Франческо Цуньо.

  • Малый Китайский кабинет
Читать еще:  Что посмотреть в Кронштадте за 1 день

Помещение — яркий пример направления шинуазри. Так представляли европейцы интерьеры Поднебесной. Их главные отличия от нежного и элегантного рококо — прямые линии вместо округлых и насыщенные краски. С золотыми оттенками сочетают черный, красный, зеленый цвета. Стены обтянуты тканью с рисунком в восточном стиле. На стенах портреты Екатерины и её приближённых. Лаковая мебель, фарфор и вазы XVIII века привезены из Китая и Японии. Повсюду драконы, экзотические птицы, цветы. Даже на ярком паркете — длиннохвостый дракончик.

  • Большой Китайский кабинет

Большой Китайский кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме

Его прозвали Китайской галереей. Этот зал императрица особенно любила. В его интерьере эффектно сочетаются «китайщина» и декор европейского рококо.  Плафон С. Бароцци «Союз Европы и Азии», его второе название — «Китайская свадьба». Полотно аллегорически изображает единение двух культур. На стенах — панно, набранные из дерева и моржовой кости. На них китайские пейзажи, мифические животные, сценки из жизни. В кабинете стоят черные лакированные стулья с золоченым орнаментом, чеканные шкафчики из Японии, резные шкатулки, фарфоровые вазы, деревянные скульптуры богов. Тут же установлен английский стол для бильярда.

Половина Екатерины II

Покои императрицы Екатерины в Китайском дворце состоят из четырех помещений. В оформлении интерьеров также смешаны западные и восточные стили.

  • Китайская опочивальня

Стены спальни первоначально обтянули розовым шелком. Но Екатерине это не понравилось. Она захотела, чтобы сделали обои в восточном духе. Русские мастера выполнили её пожелание. На белом атласе они нарисовали, как видят  «китайщину». Сохранилось несколько фрагментов этой росписи.  На потолке — плафон «Китайское жертвоприношение», написанный итальянцем  Якопо Гуарана. Несмотря на название, ничего ужасного там нет: люди в восточных одеяниях, животные, зонтики и опахала. Опочивальня украшена старинными зеркалами, двери и камин — азиатскими орнаментами.

  • Камерюнгферская (Туалетная)

Эту комнату называли Ореховый покой, потому что изначально ее украшали панно из ореха. В XIX веке их переместили в Будуар, а здесь установили резные панели, спроектированные архитектором Бонштедта. На стенах туалетной висят портреты фрейлин Екатерины. Французский художник Жан де Сампсуа увидел в них олицетворение времен года, разных стихий и сторон света. На сферическом потолке сохранился оригинальный  плафон «География», это парящая в облаках женщина, окруженная крылатыми младенцами. На паркете продолжен тот же мотив, там изображена роза ветров.

  • Портретная

Это скромно декорированное помещение. Главная его особенность — 22 портрета. Все написаны придворным живописцем Екатерины итальянцем Пьетро Ротари. Это камерные изображения девушек и юношей, так называемые «головки Ротари». Полотна объединяет лепная цветочная гирлянда. Во время революции шесть картин похитили, однако позднее их заменили на схожие.

  • Кабинет Екатерины II

В этом зале императрица уединялась для чтения. Тут стоял письменный стол, шкаф с книгами. Именно отсюда началась история знаменитой библиотеки Екатерины Великой, которую перевезли в Эрмитаж. Стены кабинета расписаны сюжетами из древнеримских мифов. Это истории о Венере и Адонисе, Селене и Эндимионе, а также о Меркурии. В декоре использовано не только золото, но и серебро. Паркет превосходный, а потолок украшает плафон с аллегорией «История».

Где находится и как добраться

Китайский дворец располагается на территории дворцово-парковый ансамбля «Ораниенбаум» по адресу: Ломоносов, Верхний парк, 7. Расскажем, как добираться до музея из Петербурга. Удобнее всего доехать с Балтийского вокзала электричкой в сторону Ломоносова. Электропоезда отправляются каждые 20-30 минут. До станции «Ораниенбаум-1» примерно час пути. Железнодорожная платформа расположена напротив Верхнего парка и Меньшиковского дворца. Придется пройти около полутора километров, или примерно 15 минут. Вначале по улице Петербургской, затем по Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом».

Из Петербурга можно доехать на автобусе. От метро «Проспект Ветеранов» до железнодорожной станции «Ораниенбаум-1» идет маршрут № 343 . От метро «Автово» — автобусы № 200 и 401. Нужно доехать до остановки «Школа», затем идти по указателям.

Китайский дворец является сезонным музеем. Его можно осмотреть только в теплое время года (с мая по сентябрь) и в хорошую погоду. Про режим работы и билеты читайте в нашей статье.

Официальный сайт: https://peterhofmuseum.ru

Схема проезда:

Китайский дворецМузей в Ломоносове

Видео о Китайском дворце:

Отзывы

Дата публикации: