Соборы и храмы Санкт-Петербурга

Казанский собор

Казанский собор: режим работы, экскурсии и стоимость билетов в 2021 году

Без привычного ансамбля Казанского собора невозможно представить Невский проспект, да и Санкт-Петербург в целом. Еще труднее понять, как техническими средствами начала XIX века удалось воздвигнуть столь грандиозное здание.

История создания и строительства Казанского собора

Если Исаакиевский собор в его современном виде строили без малого 40 лет, то 10-летие возведения Казанского для начала XIX столетия – вершина скорости для подобных масштабных объектов!

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, рисунок из книги "История русского искусства" Грабарь И.Э., 1910 год
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, рисунок из книги «История русского искусства» Грабарь И.Э., 1910 год

Императрица Анна Иоанновна, вступившая на престол в 1730 году, стала обустраиваться в Санкт-Петербурге с большим размахом. В 1732 году для нее в Летнем саду заложили новый дворец. Годом позднее решили возвести и новую придворную церковь на Невской перШпективе (как говорили при Петре I и Анне Иоанновне).

Внутренний вид церкви Рождества Богородицы, 1733-1737 год, рисунок из книги "История русского искусства" Грабарь И.Э., 1910 год
Рисунок из книги «История русского искусства» Грабарь И.Э., 1910 год

Храм, равноудаленный от Летнего сада и Адмиралтейства, заложили в сентябре 1733 года во имя Рождества Богородицы, по форме похожую на Петропавловский собор. К Невскому проспекту она выходила северным фасадом (боком). Торжественное освящение церкви состоялось в июне 1737 года, главной иконой стал семейный Романовский список с Казанского образа Матери Божией.

Уже через два года здесь венчались мать будущего наследника принцесса Анна Леопольдовна с принцем Антоном Ульрихом. Традиция бракосочетаний царственных особ именно в этой церкви сохранялась в течение всего XVIII века. Уже при Елизавете Петровне статус храма повысили до собора и нарекли Казанским. К концу XVIII века его архитектурный стиль устарел, да и здание обветшало.

Новый Казанский собор

Проект фасада Собора Казанской иконы Божией Матери с западной стороны, архитектора Воронихина Андрея Никифоровича
Проект фасада Собора Казанской иконы Божией Матери с западной стороны, архитектора Воронихина Андрея Никифоровича

Павел Петрович после европейского путешествия был в восторге от западной архитектуры и мечтал об установлении копии римского собора святого Петра в собственной столице.

Конкурс на строительство нового храма прошел в 1799 году с участием многих знаменитых архитекторов периода царствования Екатерины II. Проект Чарльза Камерона новый император посчитал лучшим, но затем отменил свое же решение.

В 1800 году новоиспеченный президент академии художеств граф Александр Строганов (бывший обер-камергер наследника) спротежировал собственного архитектора Андрея Воронихина. Бывший крепостной царедворца обучался зодчеству сначала в Москве у Баженова, затем во Франции и Швейцарии.

Портрет архитектора Казанского собора Воронихина Андрея Никифоровича, до 1811, неизвестный художник
Портрет архитектора Казанского собора Воронихина Андрея Никифоровича, до 1811, неизвестный художник

Воронихин, перестроивший ранее только два дворца для патрона, в проекте всей жизни сделал удачную компиляцию нескольких европейских культовых зданий. От собора Святого Петра в Риме он вдохновился полуциркульной галереей, от лондонского – святого Павла – формой и его куполом. Современники находили во внешних деталях определенные черты и других знаменитых церквей.

Архитектору нового Казанского собора удалось решить несколько проблем. Он создап особо торжественным северный фасад, выходивший к Невскому проспекту, за счет установки грандиозной колоннады. Собственно, храм и «спрятан» за ней. Виден только огромный купол. Одновременно была скрыта и его видимая асимметричность по отношению к поперечной оси здания. Пришлось отступить далее и от проспекта, так как сносить действующую церковь разрешалось только после возведения новой.

Продольный разрез Казанского собора, 1838 год, архитекторов Скотти, Морган
Продольный разрез Казанского собора, 1838 год, архитекторов Скотти, Морган

Очень важно: по православным канонам алтарь должен «смотреть» на восток, в крайнем случае – на северо- или юго-восток. Расположение Казанского собора определялось линией Невского проспекта.

У главного входа в храм был оформлен особый полукруглый сквер с решеткой по личным чертежам Воронихина, впоследствии получивший имя зодчего.

Строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге

Вид на Казанский собор с западной стороны, 1809 год, картина художника Воробьева М.Н.
Вид на Казанский собор с западной стороны, 1809 год, картина художника Воробьева М.Н.

В царствование Павла I успели провести только подготовку территории. Закладка собора состоялась уже после известных мартовских событий, 27 августа 1801 года (по старому стилю). Александр I не отказался от отцовской идеи поставить величественный кафедральный собор.

Читать еще:  Церковь святой Екатерины Александрийской

Для устройства фундамента было забито 38000 свай длиной от 2 до 4 саженей, скрепленных в одну общую клеть. С алтарной стороны на время частично осушали канал, чтобы укрепить берег. Под несущие стены уложили плиты из тосненского камня, а под углы и опорные столбы – гранитные блоки. Удивительно, но огромный по площади храм до сих пор не дает осадку и не образует трещин.

Внешние стены и колоннада возведены из пудостского туфа. По свойствам он напоминает итальянские травертины. Относительно легкий, но прочный материал снаружи дополнительно обрабатывали алебастром и наносили краску под его естественный цвет.

Царские врата главного иконостаса Казанского собора после 1836 года, по проекту архитектора Тона К.А.
Царские врата главного иконостаса собора, 1836 год, по проекту архитектора Тона К.А.

Казанский собор иногда называют музеем русского камня. На цоколь собора и в основании наружных колонн использовали сердобольский гранит. Внутренние колонны, ступени лестниц при входах сделаны из финского гранита рапакиви. Пол внутри храма и амвон выложен из плит розового тивдийского мрамора из Карелии. Кроме того, в декоративной отделке присутствуют:

  • прионежский шокшинский кварцит;
  • карельские шунгитовые сланцы;
  • приладожский ювенский мрамор;
  • алтайские ревневские яшмы.

К 1805 году собор подвели под кровлю. В следующем году установили внешнюю колоннаду. Позднее возвели купол и приступили к оформлению интерьеров. В 1809 году встали на места внутренние колонны.

Казанский собор со стороны Невского проспекта, 1812-1815 год, картина Бенжамена Патерсена
Казанский собор со стороны Невского проспекта, 1812-1815 год, картина Бенжамена Патерсена

Иконы и фрески, более походящие на картины западных мастеров, создавали знаменитые русские художники: Александр Иванов, Карл Брюллов, Орест Кипренский, Владимир Боровиковский и другие.

Размах фантазий архитектора и его покровителя останавливал только значительный перерасход запланированного финансирования. Из экономии пришлось отказаться от огромных статуй апостолов и архангелов, а также от симметричной южной колоннады.

К 1811 году Казанский кафедральный собор был построен. 15 сентября состоялось его торжественное освящение. Отделочные работы, создание икон и росписей, другие небольшие работы длились до 1814 года (до смерти Воронихина). По новому храму чуть позднее были названы улица, сквер, мост и даже остров.

Имперский период

Невский проспект и Казанский собор в день похорон фельдмаршала М.И. Кутузова в 1914 году, картина Воробьева М.Н.
Невский проспект и Казанский собор в день похорон фельдмаршала М.И. Кутузова в 1914 году, картина Воробьева М.Н.

В 1812 году с нашествием Наполеона усилилось почитание Казанской иконы-заступницы. Перед ней в ответственные моменты молился император Александр I. После посещения службы именно в Казанском соборе отправился командовать войсками Михаил Илларионович Кутузов.

После освобождения России от захватчиков в храм доставили знамена побежденных французских частей и чтимый Ченстоховский список иконы Матери Божией. Позднее еще добавились трофейные стяги и штандарты, а также символические ключи взятых европейских городов. Кафедральный собор стал и храмом-памятником.

По указу императора в храме с особыми почестями погребли умершего в апреле 1813 года фельдмаршала Кутузова.

После победы над Наполеоном атаман Платов передал на нужды собора более 800 кг серебряных культовых предметов, награбленных врагами в храмах. Впоследствии серебро переплавили на новое убранство иконостаса. Его стоимость в современных деньгах превышает 2 млрд $.

Ремонты и реставрация

Вид Казанского собора в Петербурге, 1811 год, картина Алексеев Ф.Я.
Вид Казанского собора в Петербурге, 1811 год, картина Алексеев Ф.Я.

Ремонтировать собор вынужденно пришлось практически сразу после постройки. Суровый влажный питерский климат жестоко обходился с внутренним убранством. Уже в 1814 году с потолков начала опадать штукатурка вместе с фресками. Один из таких обвалов практически полностью уничтожил роспись плафона «Коронование богоматери». Пришлось также отказаться от барельефов и лепнины на верхних ярусах.

В 1826-1829 годах заменили росписи на «парусах» с изображениями евангелистов. Работы вели помощник Воронихина Павел Филиппов и легендарный Огюст Монферран. В 1834-1836 годах поставили новый, более пышный иконостас по проекту архитектора Константина Тона. Тогда и использовали платовское серебро, а Казанский образ получил золотую ризу с драгоценными каменьями. Часть новых икон и запрестольных образов были написаны художниками Федором Брюлловым, Василием Сазоновым, Иваном Тюриным и другими.

Памятник Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге, фото 1866-1868 год
Памятник Кутузову у Казанского собора, фото 1866-1868 год

К 25-летней годовщине избавления страны от наполеоновских полчищ перед Казанским собором установили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Монументы полководцам-победителям стали символами стойкости русского духа. Их не стали убирать и даже закрывать в тяжелый период ленинградской блокады.

В дальнейшем поновления икон (или их полная замена) проводились регулярно до самой Октябрьской революции. В 1865 году большой образ Божией Матери появился и на апсиде с внешней стороны. Его на медной доске выполнил Иван Тюрин. Электрифицировали собор в 1903 году.

Читать еще:  Исаакиевский собор

От революции и до наших дней

Макет «лагеря Шмидта О. Ю. во льдах» у Казанского собора, фото 1934 года
Макет «лагеря Шмидта О. Ю. во льдах» у Казанского собора, фото 1934 года

В 1922 году Казанский собор подвергся буквально разграблению. На нужды советской власти были варварски ободраны ради серебра иконостас и царские врата, отобраны драгоценные богослужебные предметы, лишилась золотой ризы главная святыня. Вес изъятых ценностей превысил 2 тонны.

Через 10 лет запретили богослужения, а в здании создали музей истории религии и атеизма. Именно сюда были перевезены мощи Александра Невского, Серафима Саровского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и Иоасафа Белгородского. Воцерковленные служащие музея спрятали святыни на чердаке собора, замаскировав их под другие экспонаты. Только в период с 1989 по 1991 годы мощи были вновь обретены и переданы монастырям, откуда они были изъяты. Казанскую икону перевезли в действовавший весь советский период Князь-Владимирский собор. На законное место она вернулась летом 2001 года.

Реставрационные работы проводились после Великой Отечественной войны в 1950-1956 годах. Храм для верующих открылся 4.11.1990 года в праздник Казанской иконы Божией матери. Музей окончательно выехал в 1998 году. Снова кафедральным собор стал 31.12.1999. Восстановление внутреннего убранства и, в первую очередь, алтаря проводилось с конца 90-х и все «нулевые» годы. Утраченный серебряный декор заменили лепниной из гипса и мастики с покрытием из сусального серебра и золота. Комплексная реставрация фасадов состоялась в 2012-2019 годах. Заново выполнена известковая обмазка пудостского камня с восстановлением исторического колера стен.

Архитектура Казанского собора в Санкт-Петербурге

Вид Казанского собора с высоты

Казанский собор построен в архитектурном стиле зрелого классицизма, иначе – русского ампира. На плане его форма – католический крест. Над средокрестием находится огромный купол, на тот момент – крупнейший в России. Крыша представляет сложную систему арок и стропил из кирпича и дерева.

Западный фасад с главным входом, а также южный оформлены в виде величественных портиков. Первый – с 12-ю, второй – с 24-мя колоннами. Восточный (алтарный) фасад выполнен в виде одинарной апсиды, украшенной большой Казанской иконой и золоченым образом Христа на сюжет Входа Господня в Иерусалим.

Колоннада

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге

Знаменитая дугообразная колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге выходит на Невский проспект. Крыша – в виде аттика с балюстрадой наверху. Колонны выстроены в четыре ряда. Каждая их пара стоит на серьезном инженерном сооружении: мощном пилоне, поверх которого положены:

  • квадратная тумба в два кирпича;
  • гранитная плита толщиной 240 мм;
  • тонкая свинцовая плита по диаметру основания;
  • круглая рельефная база.

Колонны неровные. На каждой из них – по 20 желобков-каннелюров, создающих иллюзию дополнительной стройности.

В нишах северного фасада – четыре скульптуры святых: Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Собственно вход располагается за портиком с золоченым «всевидящим оком» на фризе.

Воронихин дал архитектурному украшению здания и практическое назначение. Колоннада служит парадным подъездом. По ней кареты доставляли особо знатных персон к северному входу в храм. Въезд и выезд возведены по типу триумфальных арок. Они украшены двумя парами пилястр, барельефами с библейскими сюжетами по фризу, аттику и стенам. При отсутствии отдельной колокольни звонница устроена на стене западной «триумфальной арки».

Купол собора

Купол Казанского собора в Санкт-Петербурге

Купол воздвигнут на высоком барабане из трех сопряженных частей. Первая – металлическая. Воронихин впервые применил стропильную конструкцию с вертикальными, горизонтальными ребрами и подкосами. Вверху на ней закреплен шестиконечный крест, а внизу – паникадило (люстра). Верхнее покрытие – ковкое железо. Ниже прочность поддерживают два купола из кирпича.

Аэросъемка собора

Внутреннее убранство собора

Внутреннее убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге

Собор имеет три алтаря: главный – в честь Казанской иконы, левый – Антония и Феодосия Печерских, правый – Рождества Богородицы. Здание поделено на три части (нефа) двумя рядами парных колонн. Главный иконостас поддерживают четыре бронзовые колонны, отделанные голубой яшмой. Центр притяжения взглядов – Всевидящее Око в обрамлении золотых лучей над царскими вратами.

Читать еще:  Колоннада Исаакиевского собора

От воронихинского варианта внутреннего оформления Казанского собора осталось то, что выполнено в камне: полы и колонны, а также главная идея: «Иисус Христос – Солнце правды».

Первоначальные фрески и барельефы верхних ярусов на библейские и евангельские сюжеты заменены росписями в технике гризайль, имитирующими лепнину в виде цветов и барельефов. Многие иконы в советское время переехали в музеи. Иконостас воссоздан по фотографиям начала ХХ столетия.

Отреставрированное в XXI веке внутреннее убранство продолжает поражать посетителей великолепием: блеском позолоты на капителях колонн, пилястр и рамах икон, необычными нимбами над Иисусом в виде солнечных лучей, оригинальными узорами каменных полов.

Панорама собора

Санкт‑ПетербургЯндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Святыни и реликвии

Икона Казанской Божьей Матери в Казанском соборе в Санкт-Петербурге
Икона Казанской Божьей Матери в соборе

Кроме Казанской иконы, к почитаемым относятся:

  • образ Николая, святителя Мирликийского и Ченстоховская икона Богородицы, переданные Кутузовым;
  • икона Воскресения Христова – подарок иерусалимского патриарха Дамиана;
  • икона Спасителя в иконостасе;
  • ковчег с мощами нескольких российских подвижников.
Могила Кутузова в Казанском соборе в Санкт-Петербурге
Могила Кутузова

К святыням можно отнести и могилу великого полководца. Она расположена возле южной стены собора, в правом приделе. Место захоронения Кутузова обнесено невысокой оградой. Из военных трофеев в храме остались 6 ключей городов и 5 штандартов. Остальное было переданы московскому Историческому музею в 1913 году.

Краткое описание Казанского собора в цифрах

  • официальный год постройки – 1811;
  • длина – 72,5 м;
  • ширина – 57 м;
  • глубина фундамента – 8,5 м;
  • высота Казанского собора (с крестом) – 71,6 м;
  • высота наружных колонн – 14 м;
  • масса наружных колонн – примерно 27 т;
  • высота внутренних колонн – 10,7 м;
  • диаметр внешнего купола – 17,1 м;
  • диаметр свода купола внутри – 6,7 м.
  • окончательная смета – 5 млн 204 тыс. руб.

Чтобы посчитать, сколько колонн у Казанского собора, следует сложить количество наружных:

  • в колоннаде 76;
  • в северном портике 20;
  • в южном портике 20;
  • в западном портике 12.

Итого – 128. Плюс 56 внутренних. Всего – 184.

Интересные факты о Казанском соборе в Санкт-Петербурге

Вид Казанского собора в Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта

Удивительно, но споры на тему, кто и когда построил Казанский, а заодно и Исаакиевский собор, почему-то только разгораются. Современные блогеры, как древний Фома неверующий, изучают трещины и сколы в стенах и колоннах, развивают невероятные версии от «всплывших» античных зданий до деятельности инопланетян. Их не убеждают ни проекты авторов, ни рисунки и воспоминания современников строительства, ни документы, подписанные императорами. При этом собственных тайн и легенд у Казанского собора и так достаточно.

Еще современники отмечали, что некоторые символы, изображенные снаружи и внутри собора, слабо сочетаются с православием. Два Всевидящих Ока, солнечные часы, восьмиконечные звезды, кресты, похожие на тамплиерские и другие знаки наводили на мысль о масонском членстве главных создателей – Воронихина и графа Строганова. Множество солярных символов в интерьере скорее относится к язычеству, чем к христианству.

Отказ императора в финансировании южной дугообразной колоннады со связующей прямолинейной хордой (еще примерно 2 млн руб.) можно объяснить не только отсутствием денег в казне из-за постоянных войн в этот период. Очертания здания   стали бы явно похожими на один из важнейших символов масонства – часы песочные.

Легенды появились и после постройки собора. Одна из них связана с захоронением Кутузова. Якобы его сердце после вскрытия и бальзамирования тела захоронили в городе Бунцлау, чтобы оставаться в походе вместе с солдатами. Этот миф развеялся, когда после передачи собора музею атеизма могилу полководца вскрыли. Рядом с останками нашли его сердце в отдельной серебряной капсуле.

Другое питерское предание связано с покровительством Богородицы над блокадным Ленинградом. В годы войны Крестные ходы на Пасху 5 апреля 1942 года разрешили, но только вокруг храмов. Несомненно, выносили и Казанскую икону из Князь-Владимирского собора, где она пребывала с 1932 года. Сведения об общегородском крестном ходе с этим образом во главе – это миф. В православный праздник фашисты особенно сильно бомбили город. Проведение масштабного события привело бы к большим неоправданным жертвам.

Последнее обновление: