Казанский собор
Без привычного ансамбля Казанского собора невозможно представить Невский проспект, да и Санкт-Петербург в целом. Еще труднее понять, как техническими средствами начала XIX века удалось воздвигнуть столь грандиозное здание.
Содержание
История создания и строительства Казанского собора
Если Исаакиевский собор в его современном виде строили без малого 40 лет, то 10-летие возведения Казанского для начала XIX столетия – вершина скорости для подобных масштабных объектов!
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Императрица Анна Иоанновна, вступившая на престол в 1730 году, стала обустраиваться в Санкт-Петербурге с большим размахом. В 1732 году для нее в Летнем саду заложили новый дворец. Годом позднее решили возвести и новую придворную церковь на Невской перШпективе (как говорили при Петре I и Анне Иоанновне).
Храм, равноудаленный от Летнего сада и Адмиралтейства, заложили в сентябре 1733 года во имя Рождества Богородицы, по форме похожую на Петропавловский собор. К Невскому проспекту она выходила северным фасадом (боком). Торжественное освящение церкви состоялось в июне 1737 года, главной иконой стал семейный Романовский список с Казанского образа Матери Божией.
Уже через два года здесь венчались мать будущего наследника принцесса Анна Леопольдовна с принцем Антоном Ульрихом. Традиция бракосочетаний царственных особ именно в этой церкви сохранялась в течение всего XVIII века. Уже при Елизавете Петровне статус храма повысили до собора и нарекли Казанским. К концу XVIII века его архитектурный стиль устарел, да и здание обветшало.
Новый Казанский собор
Павел Петрович после европейского путешествия был в восторге от западной архитектуры и мечтал об установлении копии римского собора святого Петра в собственной столице.
Конкурс на строительство нового храма прошел в 1799 году с участием многих знаменитых архитекторов периода царствования Екатерины II. Проект Чарльза Камерона новый император посчитал лучшим, но затем отменил свое же решение.
В 1800 году новоиспеченный президент академии художеств граф Александр Строганов (бывший обер-камергер наследника) спротежировал собственного архитектора Андрея Воронихина. Бывший крепостной царедворца обучался зодчеству сначала в Москве у Баженова, затем во Франции и Швейцарии.
Воронихин, перестроивший ранее только два дворца для патрона, в проекте всей жизни сделал удачную компиляцию нескольких европейских культовых зданий. От собора Святого Петра в Риме он вдохновился полуциркульной галереей, от лондонского – святого Павла – формой и его куполом. Современники находили во внешних деталях определенные черты и других знаменитых церквей.
Архитектору нового Казанского собора удалось решить несколько проблем. Он создап особо торжественным северный фасад, выходивший к Невскому проспекту, за счет установки грандиозной колоннады. Собственно, храм и «спрятан» за ней. Виден только огромный купол. Одновременно была скрыта и его видимая асимметричность по отношению к поперечной оси здания. Пришлось отступить далее и от проспекта, так как сносить действующую церковь разрешалось только после возведения новой.
Очень важно: по православным канонам алтарь должен «смотреть» на восток, в крайнем случае – на северо- или юго-восток. Расположение Казанского собора определялось линией Невского проспекта.
У главного входа в храм был оформлен особый полукруглый сквер с решеткой по личным чертежам Воронихина, впоследствии получивший имя зодчего.
Строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге
В царствование Павла I успели провести только подготовку территории. Закладка собора состоялась уже после известных мартовских событий, 27 августа 1801 года (по старому стилю). Александр I не отказался от отцовской идеи поставить величественный кафедральный собор.
Для устройства фундамента было забито 38000 свай длиной от 2 до 4 саженей, скрепленных в одну общую клеть. С алтарной стороны на время частично осушали канал, чтобы укрепить берег. Под несущие стены уложили плиты из тосненского камня, а под углы и опорные столбы – гранитные блоки. Удивительно, но огромный по площади храм до сих пор не дает осадку и не образует трещин.
Внешние стены и колоннада возведены из пудостского туфа. По свойствам он напоминает итальянские травертины. Относительно легкий, но прочный материал снаружи дополнительно обрабатывали алебастром и наносили краску под его естественный цвет.
Казанский собор иногда называют музеем русского камня. На цоколь собора и в основании наружных колонн использовали сердобольский гранит. Внутренние колонны, ступени лестниц при входах сделаны из финского гранита рапакиви. Пол внутри храма и амвон выложен из плит розового тивдийского мрамора из Карелии. Кроме того, в декоративной отделке присутствуют:
- прионежский шокшинский кварцит;
- карельские шунгитовые сланцы;
- приладожский ювенский мрамор;
- алтайские ревневские яшмы.
К 1805 году собор подвели под кровлю. В следующем году установили внешнюю колоннаду. Позднее возвели купол и приступили к оформлению интерьеров. В 1809 году встали на места внутренние колонны.
Иконы и фрески, более походящие на картины западных мастеров, создавали знаменитые русские художники: Александр Иванов, Карл Брюллов, Орест Кипренский, Владимир Боровиковский и другие.
Размах фантазий архитектора и его покровителя останавливал только значительный перерасход запланированного финансирования. Из экономии пришлось отказаться от огромных статуй апостолов и архангелов, а также от симметричной южной колоннады.
К 1811 году Казанский кафедральный собор был построен. 15 сентября состоялось его торжественное освящение. Отделочные работы, создание икон и росписей, другие небольшие работы длились до 1814 года (до смерти Воронихина). По новому храму чуть позднее были названы улица, сквер, мост и даже остров.
Имперский период
В 1812 году с нашествием Наполеона усилилось почитание Казанской иконы-заступницы. Перед ней в ответственные моменты молился император Александр I. После посещения службы именно в Казанском соборе отправился командовать войсками Михаил Илларионович Кутузов.
После освобождения России от захватчиков в храм доставили знамена побежденных французских частей и чтимый Ченстоховский список иконы Матери Божией. Позднее еще добавились трофейные стяги и штандарты, а также символические ключи взятых европейских городов. Кафедральный собор стал и храмом-памятником.
По указу императора в храме с особыми почестями погребли умершего в апреле 1813 года фельдмаршала Кутузова.
После победы над Наполеоном атаман Платов передал на нужды собора более 800 кг серебряных культовых предметов, награбленных врагами в храмах. Впоследствии серебро переплавили на новое убранство иконостаса. Его стоимость в современных деньгах превышает 2 млрд $.
Ремонты и реставрация
Ремонтировать собор вынужденно пришлось практически сразу после постройки. Суровый влажный питерский климат жестоко обходился с внутренним убранством. Уже в 1814 году с потолков начала опадать штукатурка вместе с фресками. Один из таких обвалов практически полностью уничтожил роспись плафона «Коронование богоматери». Пришлось также отказаться от барельефов и лепнины на верхних ярусах.
В 1826-1829 годах заменили росписи на «парусах» с изображениями евангелистов. Работы вели помощник Воронихина Павел Филиппов и легендарный Огюст Монферран. В 1834-1836 годах поставили новый, более пышный иконостас по проекту архитектора Константина Тона. Тогда и использовали платовское серебро, а Казанский образ получил золотую ризу с драгоценными каменьями. Часть новых икон и запрестольных образов были написаны художниками Федором Брюлловым, Василием Сазоновым, Иваном Тюриным и другими.
К 25-летней годовщине избавления страны от наполеоновских полчищ перед Казанским собором установили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Монументы полководцам-победителям стали символами стойкости русского духа. Их не стали убирать и даже закрывать в тяжелый период ленинградской блокады.
В дальнейшем поновления икон (или их полная замена) проводились регулярно до самой Октябрьской революции. В 1865 году большой образ Божией Матери появился и на апсиде с внешней стороны. Его на медной доске выполнил Иван Тюрин. Электрифицировали собор в 1903 году.
От революции и до наших дней
В 1922 году Казанский собор подвергся буквально разграблению. На нужды советской власти были варварски ободраны ради серебра иконостас и царские врата, отобраны драгоценные богослужебные предметы, лишилась золотой ризы главная святыня. Вес изъятых ценностей превысил 2 тонны.
Через 10 лет запретили богослужения, а в здании создали музей истории религии и атеизма. Именно сюда были перевезены мощи Александра Невского, Серафима Саровского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и Иоасафа Белгородского. Воцерковленные служащие музея спрятали святыни на чердаке собора, замаскировав их под другие экспонаты. Только в период с 1989 по 1991 годы мощи были вновь обретены и переданы монастырям, откуда они были изъяты. Казанскую икону перевезли в действовавший весь советский период Князь-Владимирский собор. На законное место она вернулась летом 2001 года.
Реставрационные работы проводились после Великой Отечественной войны в 1950-1956 годах. Храм для верующих открылся 4.11.1990 года в праздник Казанской иконы Божией матери. Музей окончательно выехал в 1998 году. Снова кафедральным собор стал 31.12.1999. Восстановление внутреннего убранства и, в первую очередь, алтаря проводилось с конца 90-х и все «нулевые» годы. Утраченный серебряный декор заменили лепниной из гипса и мастики с покрытием из сусального серебра и золота. Комплексная реставрация фасадов состоялась в 2012-2019 годах. Заново выполнена известковая обмазка пудостского камня с восстановлением исторического колера стен.
Архитектура Казанского собора в Санкт-Петербурге
Казанский собор построен в архитектурном стиле зрелого классицизма, иначе – русского ампира. На плане его форма – католический крест. Над средокрестием находится огромный купол, на тот момент – крупнейший в России. Крыша представляет сложную систему арок и стропил из кирпича и дерева.
Западный фасад с главным входом, а также южный оформлены в виде величественных портиков. Первый – с 12-ю, второй – с 24-мя колоннами. Восточный (алтарный) фасад выполнен в виде одинарной апсиды, украшенной большой Казанской иконой и золоченым образом Христа на сюжет Входа Господня в Иерусалим.
Колоннада
Знаменитая дугообразная колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге выходит на Невский проспект. Крыша – в виде аттика с балюстрадой наверху. Колонны выстроены в четыре ряда. Каждая их пара стоит на серьезном инженерном сооружении: мощном пилоне, поверх которого положены:
- квадратная тумба в два кирпича;
- гранитная плита толщиной 240 мм;
- тонкая свинцовая плита по диаметру основания;
- круглая рельефная база.
Колонны неровные. На каждой из них – по 20 желобков-каннелюров, создающих иллюзию дополнительной стройности.
В нишах северного фасада – четыре скульптуры святых: Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Собственно вход располагается за портиком с золоченым «всевидящим оком» на фризе.
Воронихин дал архитектурному украшению здания и практическое назначение. Колоннада служит парадным подъездом. По ней кареты доставляли особо знатных персон к северному входу в храм. Въезд и выезд возведены по типу триумфальных арок. Они украшены двумя парами пилястр, барельефами с библейскими сюжетами по фризу, аттику и стенам. При отсутствии отдельной колокольни звонница устроена на стене западной «триумфальной арки».
Купол собора
Купол воздвигнут на высоком барабане из трех сопряженных частей. Первая – металлическая. Воронихин впервые применил стропильную конструкцию с вертикальными, горизонтальными ребрами и подкосами. Вверху на ней закреплен шестиконечный крест, а внизу – паникадило (люстра). Верхнее покрытие – ковкое железо. Ниже прочность поддерживают два купола из кирпича.
Аэросъемка собора
Внутреннее убранство собора
Собор имеет три алтаря: главный – в честь Казанской иконы, левый – Антония и Феодосия Печерских, правый – Рождества Богородицы. Здание поделено на три части (нефа) двумя рядами парных колонн. Главный иконостас поддерживают четыре бронзовые колонны, отделанные голубой яшмой. Центр притяжения взглядов – Всевидящее Око в обрамлении золотых лучей над царскими вратами.
От воронихинского варианта внутреннего оформления Казанского собора осталось то, что выполнено в камне: полы и колонны, а также главная идея: «Иисус Христос – Солнце правды».
Первоначальные фрески и барельефы верхних ярусов на библейские и евангельские сюжеты заменены росписями в технике гризайль, имитирующими лепнину в виде цветов и барельефов. Многие иконы в советское время переехали в музеи. Иконостас воссоздан по фотографиям начала ХХ столетия.
Отреставрированное в XXI веке внутреннее убранство продолжает поражать посетителей великолепием: блеском позолоты на капителях колонн, пилястр и рамах икон, необычными нимбами над Иисусом в виде солнечных лучей, оригинальными узорами каменных полов.
Панорама собора
Святыни и реликвии
Кроме Казанской иконы, к почитаемым относятся:
- образ Николая, святителя Мирликийского и Ченстоховская икона Богородицы, переданные Кутузовым;
- икона Воскресения Христова – подарок иерусалимского патриарха Дамиана;
- икона Спасителя в иконостасе;
- ковчег с мощами нескольких российских подвижников.
К святыням можно отнести и могилу великого полководца. Она расположена возле южной стены собора, в правом приделе. Место захоронения Кутузова обнесено невысокой оградой. Из военных трофеев в храме остались 6 ключей городов и 5 штандартов. Остальное было переданы московскому Историческому музею в 1913 году.
Краткое описание Казанского собора в цифрах
- официальный год постройки – 1811;
- длина – 72,5 м;
- ширина – 57 м;
- глубина фундамента – 8,5 м;
- высота Казанского собора (с крестом) – 71,6 м;
- высота наружных колонн – 14 м;
- масса наружных колонн – примерно 27 т;
- высота внутренних колонн – 10,7 м;
- диаметр внешнего купола – 17,1 м;
- диаметр свода купола внутри – 6,7 м.
- окончательная смета – 5 млн 204 тыс. руб.
Чтобы посчитать, сколько колонн у Казанского собора, следует сложить количество наружных:
- в колоннаде 76;
- в северном портике 20;
- в южном портике 20;
- в западном портике 12.
Итого – 128. Плюс 56 внутренних. Всего – 184.
Интересные факты о Казанском соборе в Санкт-Петербурге
Удивительно, но споры на тему, кто и когда построил Казанский, а заодно и Исаакиевский собор, почему-то только разгораются. Современные блогеры, как древний Фома неверующий, изучают трещины и сколы в стенах и колоннах, развивают невероятные версии от «всплывших» античных зданий до деятельности инопланетян. Их не убеждают ни проекты авторов, ни рисунки и воспоминания современников строительства, ни документы, подписанные императорами. При этом собственных тайн и легенд у Казанского собора и так достаточно.
Еще современники отмечали, что некоторые символы, изображенные снаружи и внутри собора, слабо сочетаются с православием. Два Всевидящих Ока, солнечные часы, восьмиконечные звезды, кресты, похожие на тамплиерские и другие знаки наводили на мысль о масонском членстве главных создателей – Воронихина и графа Строганова. Множество солярных символов в интерьере скорее относится к язычеству, чем к христианству.
Отказ императора в финансировании южной дугообразной колоннады со связующей прямолинейной хордой (еще примерно 2 млн руб.) можно объяснить не только отсутствием денег в казне из-за постоянных войн в этот период. Очертания здания стали бы явно похожими на один из важнейших символов масонства – часы песочные.
Легенды появились и после постройки собора. Одна из них связана с захоронением Кутузова. Якобы его сердце после вскрытия и бальзамирования тела захоронили в городе Бунцлау, чтобы оставаться в походе вместе с солдатами. Этот миф развеялся, когда после передачи собора музею атеизма могилу полководца вскрыли. Рядом с останками нашли его сердце в отдельной серебряной капсуле.
Другое питерское предание связано с покровительством Богородицы над блокадным Ленинградом. В годы войны Крестные ходы на Пасху 5 апреля 1942 года разрешили, но только вокруг храмов. Несомненно, выносили и Казанскую икону из Князь-Владимирского собора, где она пребывала с 1932 года. Сведения об общегородском крестном ходе с этим образом во главе – это миф. В православный праздник фашисты особенно сильно бомбили город. Проведение масштабного события привело бы к большим неоправданным жертвам.