Музей-Усадьба Н. К. Рериха в Изваре
Описание усадебных построек впервые встречается в документах о продаже усадьбы за 1785 год. «Господский дом каменный, винокуренный завод с десятью медными кубами и к тому заводу принадлежностями, с мельницы мушною и пивною, кирпичным заводом… с хоромным, подводным и агуменном строением…».
Дом был построен с видом на пруд. Неподалеку от него разместили деревянный амбар, «желтый с белыми колонками». В третьей четверти ХIХ века к нему был пристроен флигель и возведен мезонин. Фасады украсили башенки по углам мезонина и наличники.
Еще одно краткое упоминание о доме значится в «Ведомостях о состоящих дачах Санкт-Петербургской губернии…». Начало ХIХ века: мыза Изварская «каменная с частию деревянной со службами при озере того же названия».
Поручик лейб-гвардии Преображенского полка Веймарн продал в 1872 году мызу Константину Федоровичу, отцу будущего художника. — Л.Б.
С 1872 по 1900 гг. (рериховский период) в усадебном доме изменений не происходило.
Неподалеку от Извары находится деревня Заполье, непосредственно связанная с именем Рерихов. Начиная с 40-х годов ХVIII века, она непрестанно числилась в составе Изварской мызы, а в начале ХIХ века именуется селом Грызовым. Существует также легенда о том, что на этом месте в древние времена была жестокая битва, в которой враги в ожесточении грызлись, как дикие звери. Своеобразным подтверждением этой легенды были найденные при раскопках изварских курганов старинные чугунные ядра, о которых писал священник грызовской церкви А. Румянцев.
В 1879 пожар уничтожил храм полностью. А через месяц при содействии К.Ф. Рериха он был заново отстроен и освящен.
От прошлого Грызова сохранилось немного: память в народе, маленькое озерцо и фундамент церкви, построенной в конце прошлого столетия с помощью Константина Федоровича.
В семье Рериха бытовало предание о происхождении Извар, согласно которому первый владелец усадьбы граф Воронцов, путешествовавший в свое время в Индии, оттуда и привез это загадочное индусское слово – «Исвара», что в переводе означает «милость богов».
С финского языка слово Извара переводится как «большая гора», «отец-гора».
28 лет семья Рерихов владела изварской усадьбой.
Именно здесь, в Изваре, начиналось знакомство Рериха с родной историей.
«В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы», — писал Рерих.
Знакомство с историей, многочисленные легенды и предания, которые хранили люди, населявшие изварскую землю, насыщенную древними памятниками, естественно пробудило у пытливого мальчика интерес к археологии.
Казалось, что сама судьба помогает ему. Известный археолог Ивановский в это время производил раскопки местных курганов: «… это тем более подкрепило желание узнать эти старые места поближе». Так, еще в детстве, Николай Рерих начинает участвовать в археологических раскопках под руководством опытного археолога. Первые находки юный Рерих отдает в гимназию, «в течение всей второй половины гимназии каждое лето открывалось нечто весьма увлекательное».
Археология – становится одним из любимых занятий Рериха, с 1896 г. он начинает сотрудничать с Императорским русским археологическим обществом, в 1897 г. становится его членом-сотрудником, читает лекции, проводит со слушателями выездные экскурсии, занимается археологическими раскопками уже профессионально, делает открытия. До конца жизни он считал археологию очень важной наукой в процессе постижения истории культуры человечества. В этапной для него статье «Полвека» Н. Рерих напишет знаменательные слова:
«Также спасибо вам, изварские курганы… Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой древности…»
Через образ Извары постигал художник в детстве и юности образ Древней Руси с многочисленными влияниями разных культур.Знаменательно, что именно в Изваре, в старинном усадебном доме впервые увидел Н.К. Рерих в детстве изображение священной гималайской вершины Канченджанги на картине. В семье хранилось предание об индийском радже, жившем недалеко от Извары в Яблоницах, при Екатерине II. Размышления о корнях славянской культуры приводят к предположению о взаимодействии культур, о влиянии Востока, индийской культуры на русскую.
В конце жизни в Индии, в Гималаях Николай Константинович напишет в письме к И.Э. Грабарю:
«Не слыхал ли Ты об одном любопытном обстоятельстве? Верстах в десяти от нашего бывшего поместья «Извара» … было именье «Яблоницы» – в нем при Екатерине жил индусский раджа. Говоривший мне сказал, что сам видел остатки могульского парка. Покойный Тагор очень заинтересовался этим и даже просил, нет ли каких-нибудь местных воспоминаний… Иногда ищем далеко, а оно совсем близко.
Извара становится любимым местом работы юного художника, его мастерской:
«1896 год. Академия художеств. Уже складывается сюита «Славяне». Задуманы «Гонец. Восстал род на род», и «Сходятся старцы», и «Поход», и «Город строят»… Стасов открывает сокровища Публичной библиотеки. В Изваре из старого птичника переделана мастерская.
Впитавший с воздухом этой древней земли образы ее природы, великого прошлого, полный веры в также же великое будущее своего народа, художник воплощает их в своих исторических пейзажах.
С Изварой связан и еще один существенный аспект семейных традиций, имевший большое значение для становления мировоззрения художника.
«Из нашей семейной хроники вспоминаются два эпизода, имеющие общее значение. Около нашего имения лет 55 тому назад перед великим постом сгорела церковь. Такое несчастье угрожало всей округе встретить без храма и Страстную неделю, и светлый Христов Праздник. Чтобы не оставить местных жителей без этой духовной радости, отец мой широко пришел на помощь: пожертвовал одно из строений поместья с окружающею землею и в течение шести недель усиленными трудами строение было преображено в храм. Засияла колокольня, поспел иконостас, и в Вербное воскресенье было поднятие креста и освящение храма…»
Второй эпизод относился ко времени Петра Первого: прапрадед Н.К. Рериха отказался уничтожать пригородную церковь в ходе военных действий «по его глубокой религиозности».
«Очевидно, по семейным традициям пришлось и мне, — пишет Н. Рерих, — неоднократно иметь неприятности по делу храмостроения и охранения древностей».
Воспитываясь в семье с глубокими религиозными традициями, Н. Рерих воспринял их также глубоко с детства. Документы рассказывают нам о том, что изварские родники освящались во время праздника Крещения Господня, священника приглашала матушка Николая Рериха, Мария Васильевна. Именно благодаря ей, Н. Рерих с раннего детства имел возможность общаться с Иоанном Кронштадтским, который был духовным отцом Марии Васильевны. Уже при жизни отец Иоанн прославился многими чудесами и исцелениями. В истории осталось немало свидетельств, когда к нему за помощью обращались люди других вер. Отец Иоанн даст однажды Николаю Рериху свое напутствие: «Не болей! Придется для Родины много потрудиться».
Так любовь, знание и искусство, почитание Высшего начала в жизни соединялись в сознании Н.К. Рериха в процессе постижения мира еще в детстве и юности, в Изваре.