Из истории фейерверков
в XVII-XVIII вв. в России и Европе фейерверками занимались артиллерийские ведомства. Мастера фейерверков носили унтер-офицерское звание — фейерверкер.
В то время фейерверки были очень опасны. Нередко они становились причиной пожаров. Иногда мелкие «потешные огни» направляли прямо в публику «для смеха». Случались ожоги, травмы и даже гибель людей.
В XVIII в. фейерверки стали проводить на воде или специальных площадках. Петр I с детства любил их, нередко сам изготавливал ракеты, шутихи. В годы его правления многочисленные торжества и праздники стали сопровождаться фейерверками.
С 1700 г. в России было введено новое летосчисление. Календарный год теперь начинался с 1 января. В честь этого события состоялись торжественные богослужения, парады, салюты и фейерверки. Дома украсили сосновые и можжевеловые венки, наряженные бумажными цветами елки. По ночам горели праздничные костры, хлопали ракеты. Неделю шла пальба из 200 орудий.
Огненные спектакли прославляли Отечество, победы армии и флота России. Для их проведения строили специальные декорации, создавали эмблемы, аллегорические фигуры (аллегория — от греч. «иносказание»). Боги и герои античных мифов были хорошо известны в петровское время. В качестве аллегорий применялись также эмблемы и разные предметы: звезда, флаг и лавровый венок были символами славы; колонны, знамена, мечи — символами победы; мельница и рог изобилия — символами богатства, хорошего урожая; весы — правосудия; цветы, венки, букеты — удовольствия и согласия.
Широко применялась иллюминация — большие шиты с эмблемами, надписями, картинками. Они выполнялись из фитилей, пропитанных медленно горяш;им составом. Загоревшись, фитили превращались в сплошные огненные линии.
Сигналом к началу фейерверка служил пушечный выстрел или се-, рия взрывов. Затем загорались декорации из подвижных и неподвижных фигур. В антрактах между переменами декораций горели бенгальские огни, римские свечи, взлетали ракеты. Последняя декорация была самой большой. Завершал фейерверк большой букет из множества ракет. Руководил спектаклем главный фейерверкер. Под началом у него работало от нескольких десятков до нескольких сотен фейерверкеров.
Большими торжествами были отмечены в Петербурге победы молодого российского флота при Гангуте (1714) и Грешаме (1720). В сентябре 1720 г. в Неву при пушечной пальбе вошли пленные шведские корабли. Праздник длился 4 дня. Был устроен огромный фейерверк. В центре его «проплывал» бог морей Нептун в колеснице, над ним — трубящая славу «Победа».
22 октября 1721 г. в Петербурге состоялось Пышное празднество по поводу окончания Северной войны. После торжественного богослужения героям войны под пушечные залпы были вручены награды. Набережные города осветили цветные фонарики и сальные плошки, костры и горящие смоляные бочки.
На Петербургской стороне был устроен грандиозный фейерверк. Центральная декорация его изображала храм Януса (бога всякого начала, входов и выходов). Петр I вышел на галерею Сената и сам поджег фигуру орла. Птица «подлетела» к храму Януса по специально натянутой веревке. От орла зажглась центральная декорация. Ворота храма осветились голубым огнем, и за ними появился бог Янус. Он держал в руках лавровый венок и оливковую ветвь — символы славы и мира.