Дворец Монплезир в Петергофе
Слово «монплезир» в переводе с французского языка переводится как «мое удовольствие». Такое название отлично подходит для небольшого, но очень красивого дворца, расположенного в Нижнем парке дворцового комплекса Петергоф. Это элегантное здание было излюбленной резиденцией Петра Великого, в котором по сей день ощущается дух преобразовательной петровской эпохи. Об истории дворца Монплезир в Петергофе, его архитектурных особенностях и интерьерах читайте в нашей статье.
Содержание
История
Дворец Монплезир появился в Петергофе при Петре I. Как известно, первый российский император очень любил Европу – ее культуру, быт и особенности архитектуры. По задумке Петра, летняя загородная резиденция должна была соединять в себе роскошь, уют и практичность. Царь желал, чтобы внешне строение походило на европейские здания, а из окон открывался вид на море.
Идея строительства резиденции, которая напоминала бы о любимой Голландии, родилась у Петра I в 1714 году. Именно тогда он определил, где именно она будет находиться и нарисовал эскизы. Примечательно, что в этом время Россия вела изнурительное и дорогостоящее противостояние со Швецией, известное как Северная война. Большая часть средств из государственной казны уходила на поддержание армии. При этом строительство Санкт-Петербурга было в самом разгаре. Петр Великий был так вдохновлен постройкой резиденции, что издал указ о временном запрете на строительство казенных домов. Это позволило направить больше средств на постройку дворцового ансамбля Монплезир.
В разработке общего плана дворца Монплезир принимали участие такие архитекторы петровской эпохи, как Андреас Шлютер, Иоганн Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Макетти и другие. К 1717 году был заложен фундамент будущего дворца, возведен четырехугольный корпус, включавший в себя парадный зал, кабинет царя и жилые помещения. Именно это строение впервые получило звание петровского «Голландского домика».
Следующий этап строительства начался в 1717 году. Он включал в себя работы по внутренней отделке помещений, постройку галерей, планировку сада. Вокруг дворца появляются различные хозяйственные строения – домики для стражи и слуг, конюшни, кузница, церковь, теплицы.
Отделка интерьеров проходила с особенной тщательностью и под строгим руководством Петра Великого. Он предъявлял высокие требования к качеству работ. Из-за этого, а также по причине нехватки средств из-за войны, строительство дворца завершилось только в 1723 году.
Дворец Монплезир сразу стал одной из любимых резиденций Петра I. Каждый раз во время посещения Петергофа он останавливался именно там. Во дворце император часто устраивал пышные приемы и официальные встречи с представителями иностранных государств. Последнее посещение дворца Петром датируется октябрем 1724 года. После смерти императора Монплезир использовала Екатерина I для официальных приемов, а Екатерина II часто устраивала в его залах ужины для узкого круга приближенных.
В дальнейшем российские правители из династии Романовых с большим почтением относились к этому дворцу, считая его наследием Петра Великого. За его состоянием всегда тщательно следили, благодаря чему оригинальные интерьеры сохранились в неизменном виде до XX века. В нем хранились ценности и памятные вещи, связанные с жизнью и деятельностью императора. В 1918 году дворец стал общедоступным музеем.
В период Великой Отечественной войны, прямо перед тем, как немецкие войска оккупировали Петергоф, из дворца успели вывезти все ценности. Война в значительной степени затронула дворец – его отделка была полностью уничтожена, он сильно пострадал снаружи, так как его террасы использовались в качестве огневых точек. Дворец находился под угрозой полного уничтожения, так как был заминирован, но саперам советской армии удалось обезвредить все мины и спасти здание. Реставрация дворца длилась до 1960 года.
В наши дни помещения дворца Монплезир используются для художественных экспозиций – в его залах выставляются коллекции западноевропейской живописи, собрание китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонной утвари XVIII века. Также во дворце можно увидеть некоторые личные вещи Петра Великого.
Архитектурные особенности, планировка и внешнее убранство
Дворец Монплезир считается памятником архитектуры в стиле петровского барокко. Он находится на южном берегу Финского залива, у самой кромки воды. По задумке Петра, дворец должен был напоминать пришвартованный к берегу корабль, готовый вот-вот отправиться в плавание.
Планировку дворца можно описать двумя словами – простота и практичность. В основе архитектурного ансамбля находится центральный корпус («палатка») с шатровой крышей, на вершине которой установлена ваза из дерева. По обеим сторонам к центральному корпусу симметрично пристроены галереи, которые завершаются небольшими павильонами.
Фасад центральной части здания облицован кирпичом ярко-красного цвета со вставками из белого кирпича. Вся постройка имеет легкий и воздушный облик – такой эффект создается за счет арочных окон и застекленных дверей.
Здание декорировано мансардными окнами, вставками из цветной голландской плитки, белыми фонариками. Дворец окружен террасой, которая оформлена балюстрадой. Пространство перед главным корпусом украшено цветниками и скульптурами богинь Амфитриты и Лето.
Залы дворца, интерьеры и что посмотреть
Внутренняя планировка дворца также отличается рациональностью и простотой. В интерьерах царит атмосфера уюта, спокойствия и уединения. Дворец Монплезир внутри может многое рассказать о личности Петра I – залы и комнаты сочетают в себе торжественность и практичность, которую так ценил император. Гости Монплезира часто отмечали, что жилые комнаты, несмотря на небольшой размер, очень комфортны для проживания. Ниже мы рассмотрим основные помещения дворца Монплезир, которые заслуживают особенного внимания.
Парадный зал
Зал находится в центральной части дворца, по всей ширине главного корпуса. Он имеет два выхода – один ведет на террасу, через второй можно попасть в сад. Интерьер зала имеет торжественный вид – стены со вставками из вощеного дуба в сочетании с полом из черно-белых мраморных плиток, имитирующих доску для игры в шахматы. Потолок расписан сюжетами на тему времен года. Над центральной частью зала раскинулся большой купол, который делает пространство более просторным и наполняет его светом и воздухом. В центре купола изображен бог древнегреческий бог Аполлон, которого окружают боги Четырех ветров. Растительный орнамент потолка перемежается с изысканным лепным декором.
Лаковый кабинет
Этот небольшой зал, примыкающий к Парадному, был создан специально для размещения собрания китайского и японского фарфора, которую Петр I привез из-за границы. Это было первое в России помещение в стиле шинуазри, который сформировался в европейский странах XVII века и был основан на традиционной китайской культуре.
Это помещение дворца считалось самым сложным по оформлению по сравнению с другими залами. В интерьере используется китайский фарфор, золочение, лаковая роспись, резьба по дереву. Специально для отделки Лакового кабинета изготовили 94 панно на досках из липы, которые оформлены росписью, золотом и серебром. На панно изображены сцены восточного быта, пейзажи, животные, растения. На стенах по всему периметру кабинета размещаются резные позолоченные полочки с фарфоровой посудой.
Морской кабинет
Петр I любил наблюдать за кораблями, идущими по фарватеру в Санкт-Петербурга. Из окон кабинета, обращенных к Финскому заливу, открываются изумительные морские панорамы, а в ясную погоду можно увидеть Кронштадт.
Петр Великий проводил здесь много времени за работой. В отделке кабинета четко прослеживается морская тематика. Стены покрыты дубовыми панелями и украшены картинами с образцами кораблей петровской эпохи – это делает кабинет похожим на капитанскую рубку.
Морской антураж помещению придают навигационные измерительные приборы, приспособления для курения табака, различные инструменты. Потолок украшен плафоном, на котором изображены обезьяны – в XVIII веке эти животные считались символом морских путешествий.
Ассамблейный зал
Первоначально на месте Ассамблейного зала находилось кухонное помещение. В 1748 году по приказу Елизаветы Петровны зодчий Ф.Б. Растрелли перестроил его в зал для проведения торжественных обедов и приемов. В ходе перестройки кухонные плиты и печи убрали, сделали больше окон, а стены украсили золочеными шпалерами с изображением тропических растений, экзотических животных и жителей южных стран. В наши дни зал служит помещением для выставки сервиза Екатерины II.
Картинная галерея и другие экспозиции и экспонаты музея
Дворец Монплезир – настоящая сокровищница для ценителей живописи. В различных помещениях дворца размещается большая коллекция полотен западноевропейских художников, в основном голландцев и фламандцев. Основную часть коллекции собрал лично Петр I, который во время путешествий по Голландии часто посещал художественные выставки. Больше всего царя интересовали полотна с морскими сюжетами. К 1722 году коллекция насчитывала свыше 200 картин – это было первое собрание живописи в России.
Наибольшую ценность представляют полотна голландского художника Адама Сило: «Корабли на рейде», «Суда на пристани», «Городской рейд». Петр I приобрел их лично. Из-за того, что детали кораблей прорисованы с ювелирной точностью, по этим картинам Петр принимал экзамены у тех, кого собирался отправить за границу для изучения кораблестроения.
Кроме картин, посетители дворца могут увидеть различные образцы декоративно-прикладного искусства, предметы обихода XVIII века. Среди них есть личные вещи императора – например, ночной колпак, халат, полотенце, кружка с кувшином, тазик для умывания.
Окрестности дворца
Перед южным фасадом дворца расположен сад протяженностью 73 метра, созданный по эскизу Петра I. Он разделен на 4 зоны с помощью аллей с цветниками. В центральной части сада находится фонтан Сноп, по обе стороны от которого расположено еще 4 фонтана. Фонтаны украшены постаментами в виде ваз, на которых установлены позолоченные скульптуры, изображающие богов из древнегреческой мифологии – Психея, Сатира с Козленком, Вакх и Аполлино. Их автором был скульптор И.П. Мартос, который изготовил их по образцам оригинальных скульптур, хранившихся в Российской Академии художеств. Фонтанная вода проходит по желобкам таким образом, что кажется, будто смотришь на колокол из прозрачного стекла.
В боковых аллеях сада установлены скамьи в виде диванчиков. Рядом с ними скрывались фонтаны-шутихи – если кто-то из гуляющих наступал на секретную плитку, его обдавало струей воды. Такие фонтаны были излюбленным баловством Петра I, который зачастую лично разрабатывал эскизы для них.
Видео о загородном дворце Петра I – Монплезир 1714 — 1723 г.:
Где находится и как добраться
Дворец Монплезир расположен по адресу: Петергоф, Нижний парк. Обычно он открыт для посещения только в летний сезон и принимает посетителей каждый день, с 10:30 до 18:00.
Чтобы посетить дворец, сначала нужно добраться до Нижнего парка в Петергофе. Дворец находится в его восточной части, на самом берегу Финского залива. Вход в Нижний парк расположен рядом с Большим Петергофским дворцом, со стороны музея «Церковный корпус». Пройдите через Большую Оранжерею к Квадратным прудам, дойдите до памятника Петру I. Пройдя от него по аллее вверх, вы попадете в Монплезирский сад, за которым находится и сам дворец.
Из Санкт-Петербурга до Петергофа можно доехать на маршрутке, электричке, такси или на «Метеоре» по Финскому заливу:
-
от метро «Автово» до остановки «Правленская ул.» или «Разводная ул.» ходят автобусы: №200, №204, №210;
-
от метро «Проспект Ветеранов» курсируют маршрутка К-639Б и автобусы: №103, №343;
-
от ж/д Балтийский вокзал – электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №352, №356, №463, №489.
Схема проезда: