Достопримечательности Царского Села (город Пушкин): что посмотреть и куда сходить
Город Пушкин – удивительное место: на 200 квадратных километров площади находится не одна сотня достопримечательностей XVIII-XIX веков. Только императорских резиденций – две, княжеских - три, парков и садов – около 10, лицей, дача поэта, несколько храмов и многое другое.
Из маленького поместья Саарская Мыза местность усилиями нескольких императоров и императриц превратилась в шедевр дворцово-паркового искусства Царское село. Название по прихоти судьбы поселение меняло чаще, чем северный сосед – Санкт-Петербург: Сарское, Благовещенское, Царское, Солдатское, Детское Село, а с 1937 года – город Пушкин (к сотой годовщине гибели великого поэта).
Над дворцами и парками трудились величайшие архитекторы своего времени: Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон, Василий Стасов и другие. Среди знаменитых персон, живших здесь и посещавших Царское Село, – Александр Сергеевич Пушкин, Василий Жуковский, Николай Карамзин, Михаил Лермонтов, Анна Ахматова, Николай Гумилев.
В 1990 году знаменитое Царское Село получило статус Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1992 стало государственным музеем-заповедником. В новом тысячелетии город по праву именуется одной из жемчужин Санкт-Петербурга. Практически полностью отреставрированы Екатерининский дворец, Лицей, ведутся работы по восстановлению исторических интерьеров Александровского дворца, возрожден Екатерининский собор. Туристический поток исчисляется миллионами посетителей.
Содержание
Достопримечательности музея-заповедника Царское Село и города Пушкин
При планировании тура вопросу: «Куда сходить в Царском Селе?» должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Здесь можно прожить неделю и не успеть обойти все интересные места!
Дворцы
Приехать в Пушкин и не посетить хотя бы один из дворцов… Так не бывает! И это не только знаменитые императорские резиденции.
Большой Екатерининский дворец
Главная достопримечательность Царского села, визитная карточка города. Роскошные апартаменты предшественницы Елизаветы, возведенные Бартоломео Растрелли в 1756 году, Екатерина II всю жизнь старалась сделать более практичными, домашними. Но и о престиже государства российского она заботиться не забывала. Отсюда – золото с хрусталем и мрамором тронного зала, расширенная Янтарная комната, блеск и изящество многочисленных залов, столовых, гостиных.
Александровский дворец
По сравнению со «старшим братом» этот дворец 1796 года, образец высокого классицизма, творение Джакомо Кваренги, по-настоящему семейный. Доступные для осмотра интерьеры левого флигеля восстановлены в формате начала ХХ века. Они с большой точностью отражают домашний быт Николая II. Парадные залы и правый флигель по-прежнему на реставрации.
Запасной
В период 1817-1824 годов дворец в дарованном Александром I имении построила чета Виктора и Марии Кочубеев в модном классическом стиле. По смерти супруга вдова продала усадьбу госказне. С этого момента здание передавалось великим князьям, потомкам младших братьев императора и с 1835 получило название Запасного. После Октябрьской революции в Запасном дворце перебывало множество государственных организаций, после комплексной реставрации в 2010 году разместился загс. Дворец легко найти в Пушкине по улице Садовая, 20.
Дворец княгини Палей
Дворец для второй семьи великий князь Владимир Александрович (дядя последнего императора) выстроил перед Первой Мировой войной – в 1911-1914 годах по мотивам резиденций французских королей. Наслаждаться же тихим семейным счастьем пришлось недолго. После революции чета осталась в Царском селе, а Ольга Палей сама водила экскурсии по дому. После казней любимого мужа и сына ей с дочерьми удалось бежать за границу.
Освободившаяся «жилплощадь» была отдана учебным заведениям, от чего была значительно перестроена. После реорганизации одного из них в конце 90-х здание осталось без надзора. В 2013 его передали НИИ детской ортопедии и травматологии имени Турнера, но реставрация так и не ведется. Здание доступно для осмотра только снаружи по адресу: Советский переулок, 2.
Баболовский дворец
Дворец расположен на самом краю Баболовского парка города Пушкин, у речки Кузьминки. Он был построен в 1785 году для фаворита Екатерины I Григория Потемкина и выполнял функцию банного павильона. Дворец знаменит прежде всего огромной ванной из цельного гранита, 1820 года изготовления. Царь-ванна до сих пор поражает своими гигантскими размерами: вес 48 тонн, высота 1,96 м, диаметр 5,33 м и глубина 1,52 м. Сам дворец сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, сохранился кирпичный свод над ванной.
Парки и сады
Зеленые зоны занимают значительную часть площади города. При дворцах они были неотъемлемой частью усадебного благоустройства.
Екатерининский парк
Парк состоит из двух совершенно разных частей. Старая – регулярная, с дорожками и каналами, расчерченными «по линейке», с подстриженными кустами и скульптурами-доминантами, относится еще к петровским временам. Растрелли там разместил павильон «Эрмитаж».
Новая – пейзажная, английская. Ее устроили по приказу Екатерины II, в соответствии с модой второй половины XVIII века. Главная аллея – одна, а от нее отходят «естественные» тропинки. Деревья посажены специально, но выглядят, как выросшие не по прихоти садовника, а самостоятельно. Скульптуры, памятники, увеселения спрятаны среди зелени. Пруды – также «природных» форм.
Висячий сад
Небольшая приподнятая терраса с цветником между Холодной баней, Камероновой галереей и Зубовским флигелем дворца названа висячим садом. В парк выходили по длинному пологому пандусу.
Александровский парк
Парк заложен одновременно с дворцом в 1792 году. Он состоит из небольшой регулярной части: четырех куртин со стороны южного фасада, и огромной пейзажной с традиционными увеселениями – башнями, руинами, прудами, павильонами.
Лицейский сад
В период учебы Пушкина на месте сада росла березовая роща с кустами черемухи, дикими яблонями и вишнями. Разрешение на обустройство сада директор Лицея получил в 1818 году. Тогда площадь была разбита на участки по числу классов. Ученики ухаживали за вверенной территорией, сажали деревья. На специально оборудованной площадке устраивались подвижные игры. Памятник юному поэту установлен в 1900 году.
Каток на треугольной площади
На площади между Александровским и Екатерининским парками и оградой со стороны Южного флигеля обустроен каток размером 625 м2. Проводятся мастер-классы для юных фигуристов и хоккеистов.
Павильоны и исторические здания
Павильоны имели не только увеселительное, но и хозяйственное назначение. При этом зодчие стремились сохранять общий стиль архитектурных и природных композиций.
Павильон «Эрмитаж»
Павильон по стилю и цвету стен полностью соответствовал Большому дворцу. Два здания соединяет Центральная аллея регулярного парка. «Эрмитаж» снаружи украшают 68 колонн, по 28 пилястр и статуй.
Дворцовая сплетня: влюбленный Николай I предлагал этот павильон Зинаиде Юсуповой в подарок для интимных встреч. Гордая красавица отказалась, а при первой возможности распорядилась построить копию в качестве собственной дачи, но в розовом цвете.
Павильон «Грот»
Павильон также в стиле барокко построен на берегу Большого пруда. Сначала он был посвящен тематике морей и подводного мира. После его внутренней переделки по распоряжению Екатерины II там разместили ее коллекции минералов и античных скульптур. Большинство экспонатов позднее переехало в столичный Эрмитаж.
Адмиралтейство
Три разновеликих здания для хранения увеселительных лодок, проживания их команды, и разведения водоплавающих птиц, построили в 1775 году на юго-восточном берегу Большого пруда. В зале второго этажа главного корпуса в период гуляний императрицы играл духовой оркестр. Позднее в «Адмиралтействе» хранилась коллекция исторических шлюпок. Сейчас в главном здании – выставочный зал, а в птичнике – ресторан.
Камеронова галерея
Архитектор Камерон удачно вписал галерею в стиле классицизма рядом с барочным дворцом. Тяжелые, прочные цоколь и первый этаж прекрасно гармонировали с внешне легкой колоннадой второго яруса.
Холодная баня с агатовыми комнатами
Дом-купальню для Екатерины II выстроил также Камерон. Здание располагается между галереей и Большим дворцом. На первом этаже – несколько бассейнов, на втором – большой зал и кабинеты, где императрица отдыхала и часто занималась государственными делами. Интерьеры верхнего этажа отделаны модной, недавно открытой яшмой разных цветов: сероватого, зеленого и красного. Последний вид минерала мастера каменных дел именовали «мясным агатом». Отсюда и пошло название двух комнат.
Кухня-руина
Маленький павильон в Екатерининском парке, будто бы собранный из деталей, найденных на каких-то античных раскопках, создал Джакомо Кваренги. Он намеренно придал вид руины кухоньке, где делали ужин для гостей, развлекающихся в соседнем концертном зале. Объект восстановлен в 2010 году. Внутрь зайти нельзя, он принадлежит охране музея.
Турецкая баня
Самый поздний по времени постройки объект Екатерининского парка относится к 1852 году. При его возведении использовались детали настоящей турецкой бани, вывезенные из султанского дворца Эски-Серай (Адрианополь) в период войны с Османской империей 1828-1829 годов. Символично и расположение – напротив Чесменской колонны. Интерьеры включали бассейны, фонтаны, мозаику в мавританском стиле и мрамор на стенах.
Скрипучая (китайская) беседка
Следуя моде на китайский колорит в 80-е годы XVIII века в Екатерининском парке появился небольшой павильончик между Продолговатым и одним из Верхних прудов. На крыше была устроена летняя беседка. Скрипучей ее называли из-за звуков, вызываемых движением трех флюгеров.
Китайская деревня
Рядом с Китайской беседкой старого парка строилась целая Китайская деревня в Новом. Несколько домиков вокруг центральной ротонды-пагоды предназначались для гостей. В итоге уже при Александре I их перестроили под жилые апартаменты. Известно, что в одном из них Карамзин писал «Историю государства российского». Сейчас осмотреть можно только снаружи. Внутри – гостиничные номера.
Китайский театр
Здание в театральной куртине регулярной части Александровского парка до сих пор находится в состоянии послевоенных руин. В 2022 году запланировано начало строительных работ. Прежним останется только фасад. Внутри создадут современное выставочное пространство-трансформер.
Белая башня
Комплекс, имитирующий средневековый замок, включающий главную (белую) башню-донжон, руинированные ворота, вал и ров, построили по приказу Николая I в Александровском парке для обучения его сыновей фортификации и гимнастическим упражнениям. Учебные комнаты были именно в башне, а с ее смотровой площадки открывался прекрасный вид на окрестности. Сейчас в Белой башне располагается детский интерактивный центр (в 2022 году – на реставрации).
Детский домик
Небольшой дом на островке посреди одноименного пруда был построен для игр детей будущего императора Николая I. Отдельно были комнаты девочек и мальчиков. Сейчас здание отреставрировано снаружи и временно законсервировано.
Павильон «Шапель»
Здание в готическом стиле с эффектом полуразрушенности появилось в Александровском парке в 1828 году. Оно выглядит как средневековая церковь-капелла. Сейчас реставрация завершена, «Шапель» доступна для осмотра снаружи и внутри.
Парковые памятники и увеселения
Мосты, ворота, колонны, фонтаны в Царском селе создавались для развлечения императорской семьи и их гостей, и как дань памяти победам русских войск в разных войнах.
Морейская и Чесменская колонны
Обе колонны в Екатерининском парке посвящены победам армии и флота в 1770 году в очередной войне с османами. Первая отражает успехи на греческом полуострове Морея, где были взяты несколько городов и крепость Наварин. Вторая благодарит полководцев Алексея Орлова, Спиридова и Грейга за выигранные Хиосское, Чесменское и Митиленское сражения.
Ворота «Любезным моим сослуживцам»
Триумфальные ворота у восточного въезда в Екатерининский парк, с надписью: «Любезным моим сослуживцам» поставили в 1817 году в честь победы над Наполеоном.
Башня-руина и Готические ворота
Один из памятников победы над турками – и Башня-руина у Орловских ворот. Объект построен в виде части османской крепостной стены с большой башней. Надпись на нем указывает на одну из войн, начавшуюся в 1768 году. Стена заканчивается земляной насыпью. В ее основании немного позднее установили чугунные ворота готического стиля.
Орловские ворота
Западный въезд в Екатерининский парк был украшен в 1782 году новыми воротами в честь заслуг фаворита Григория Орлова в избавлении Москвы от чумы в 1771.
Мраморный мост
Мост, поставленный в протоке между Большим и Лебяжьим прудами, относится к 1774 году. На опорах и основании из гранита возведена мраморная колоннада с портиками по краям. Весь строительный камень добыт в Уральских горах, а обработан в Екатеринбурге.
Гранитная терраса
На естественной возвышенности парка при Екатерине II существовала Катальная гора, позднее ее разобрали и устроили место для променада с отличным видом на Большой пруд. Гранитная терраса украшена многочисленными скульптурами «под античность», выполненными из металла новейшим в тот момент методом гальванопластики.
Фонтан «Девушка с кувшином»
Пушкин прославил фонтан в стихах, сделав его самой знаменитой достопримечательностью Екатерининского парка. Фонтан устроен на естественном роднике в 1810 году. Инженерные работы провел Бетанкур, а статую создал Павел Соколов. В период учебы великого поэта вокруг большого камня-постамента был еще и грот.
Есть легенда: лицом девушка похожа на скорбящую жену Александра I Елизавету Алексеевну. Ранее в императорском семействе умерли две дочери в младенческом возрасте.
Большой Китайский мост
Торжественный переход из Екатерининского парка в Александровский (от одного главного входа к другому) через Обводной канал построили одновременно с Новым дворцом. Главное украшение – четыре красочные фигуры китайцев, первоначально гипсовые, сейчас – металлические.
Драконов мост
С противоположной стороны Центральной аллеи через тот же Обводной канал располагается мост с четырьмя большими скульптурами драконов.
Грот-родник
Грот у родника в центре будущего Александровского парка существовал с елизаветинских времен, когда рядом стоял охотничий павильон. В дальнейшем место неоднократно перестраивалось. Полусферическая крыша появилась в 1896 году.
Египетские ворота
Главный въезд в город оформили каменными воротами в 1830 году. Кирпичные кордегардии (столбы) украсили панелями на сюжеты египетской мифологии.
Водонапорные башни
При обустройстве водопровода в 1887 году возле Екатерининского дворца построили две водонапорные башни: за Певческим флигелем и у Орловских ворот. Обе сохранились до наших дней. В Певческой башне также размещали и электростанцию. Сооружения использовались до середины ХХ века.
Музеи
Кроме дворцов в Пушкине есть еще несколько музеев.
Царскосельский лицей
В первую очередь, лицей тесно связан с именем А.С. Пушкина. Корпус учебного заведения к Екатерининскому дворцу с правой стороны пристроили в 1809 году. Сейчас он полностью отреставрирован, экспозиция относится к временам обучения будущего великого поэта и его друзей – Пущина, Кюхельбеккера, Данзаса и других.
Дача Пушкина
Восемь комнат в небольшом деревянном особняке Александр Сергеевич снял по приезде из Москвы с юной женой Натальей Гончаровой летом 1831 года. В воссозданных интерьерах экспозиции рассказывают о начале семейных отношений поэта, а также пребывании в Царском селе его литературных наставников Жуковского и Карамзина.
Ратная палата
Музей «Государева ратная палата» был специально выстроен в неорусском стиле под размещение собрания русского оружия, картин, документов военной тематики, подаренной Николаю II вдовой Сергея Третьякова, брата знаменитого коллекционера и основателя московской галереи. К сожалению, стройка завершилась в 1917 году, а вскоре музей был закрыт. Позднее его отдали под жилье, затем под реставрационные мастерские. Сейчас в возрожденном здании располагается музей Истории Первой Мировой войны.
Арсенал
Павильон в готическом стиле построен в Александровском парке в 1834 году для размещения большой коллекции заграничного оружия, доспехов и других предметов военной тематики принадлежавшей Николаю I. Сейчас в отреставрированном здании находится ее часть, а также подлинные вещи российских императоров.
Храмы
Все царскосельские храмы имеют драматическую судьбу. Они пострадали в советские богоборческие периоды и в нашествие фашистов.
Знаменская церковь
Это третий по счету храм в бывшей Березовой роще, а ныне – в Лицейском саду. Он возведен в 1747 году и назван по перенесенной в него чудотворной иконе. В дальнейшем церковь неоднократно перестраивалась, меняла облик и число алтарей.
Храм действовал и при советской власти, и в годы оккупации. Удалось спасти святыню – икону Знамения. Сейчас она хранится в Петербургской духовной академии. После войны церковь закрыли и использовали под мастерские, а при реставрации начала 60-х годов вернули первоначальный вид. Сейчас она – действующая.
Софийский собор
Название – народное, а не по главному алтарю. Храм построен в 1788 году в бывшем уездном городке – Софии и освящен в честь Вознесения Господня. Он считался полковым для лейб-гвардии, расквартированной в Царском Селе.
В советские годы собор закрыли, устроили склады. Служение возобновлено в 1988 году усилиями митрополита Алексия (будущего патриарха).
Екатерининский собор
Главный в городе храм, воздвигли в 1840 году по типу Успенского собора в Москве. После революции его передали «обновленцам», а в 1939 взорвали «по требованиям трудящихся». Через 20 лет на его месте установили памятник Ленину. Восстановление храма произошло в середине «нулевых». Его великое освящение состоялось в дни празднования 300-летнего юбилея Царского Села в июне 2010 года.
Феодоровский собор
Храм строился по распоряжению Николая II с 1909 по 1912 годы, как полковой для его Собственных пехотного полка и конвоя. Позднее собор стал приходским и для царственного семейства. Главная святыня – чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери. Образцом при возведении послужил Благовещенский собор Кремля. Рядом с храмом построили Федоровский городок (по мотивам царского дворца в Коломенском) для проживания священников и причта.
При советской власти храм закрыли в 1933 году и отдали под клуб. В войну он пострадал от обстрелов. Восстановление началось в 1985, а в 1991 году совершено первое богослужение. Тогда же в одном из парков случайно откопали и чтимую икону, спрятанную жителями после закрытия.
Что посмотреть в Царском селе за один день
При составлении однодневного маршрута следуйте давнему наставлению: «Нельзя объять необъятное!»
Если вы решили впервые самостоятельно посетить Пушкин, посмотреть достопримечательности Царского Села, конечно, начинайте с Екатерининского дворца и парка. Ваш маршрут может выглядеть так:
- Екатерининский дворец;
- Камеронова галерея;
- Холодная баня;
- Гранитная терраса;
- Фонтан «Девушка с кувшином»;
- Мраморный мост;
- Турецкая баня;
- Чесменская колонна;
- Адмиралтейство.
А лучше – включите воображение, настройтесь на волну интуиции, тогда ноги сами приведут вас в нужный уголок. Здесь все красиво и романтично!
Бывалым туристам можно посоветовать Александровский дворец, а затем его парк:
Из парка можно выйти к Феодоровскому собору.
Поклонникам творчества великого поэта обязательно стоит посетить лицей и его сад, а также дачу Пушкина. Остальные маршруты легко составить самим, просто изучая онлайн-карту города.
Как добраться?
Самый быстрый путь из Санкт-Петербурга – электричкой от Витебского вокзала до станции «Царское Село». Поезда в часы работы музеев и парков отправляются с интервалом в 10-30 минут, время в пути – около 30 минут, а стоимость билетов – 50 руб.
От вокзала в Пушкине к Екатерининскому дворцу можно пройти пешком (2,6 км) или ехать на автобусах и № 188, 273, 370, 373, 376, 380, 381, 382, 385. Непосредственно к Александровскому парку подходит маршрут № 371.
Есть маршруты и от метро Питера. В центр города вы доберетесь от станций синей линии:
- «Московской» – на К342, К545;
- «Звездной» – на 186, К347;
- «Купчино» – на 186, К286, К342, К347.
От станции «Московская» также можно доехать к царскосельскому вокзалу на 187 автобусе, и от ТРЦ «Лето» возле аэропорта – на фирменном транспорте торгового центра.
Маршрут для автолюбителей: платный участок трассы М-11 (во избежание пробок), затем поворот вправо на Колпинское шоссе. Выбирая это вариант путешествия, учитывайте: в центре Пушкина много узких улиц, где стоянка частного транспорта запрещена, а платных парковок мало.