Доходные дома в Санкт-Петербурге
Когда заходит речь об архитектуре Санкт-Петербурга, первым делом на ум приходят императорские дворцы, роскошные старинные особняки и храмы. Однако значительную роль в формировании архитектурного облика города сыграли доходные дома. Именно Санкт-Петербург стал рекордсменом по количеству доходных домов в России, что неудивительно – ведь в эпоху их расцвета город на Неве был столицей Российской Империи.
История доходных домов Санкт-Петербурга таит в себе множество мифов и легенд. Рассматривая их, можно ощутить особый дух Петербурга и лучше узнать о судьбах людей, живших когда-то в этом городе. В доходных домах селились знаменитые исторические личности – аристократы, офицеры, деятели культуры и политики. В статье расскажем об истории возникновения и специфике этого явления, а также опишем особенности доходных домов 19 века в Санкт-Петербурге.
Содержание
История доходных домов в Санкт-Петербурге
Эпоха доходных домов в Петербурге началась в XIX веке. В умах жителей города тех лет была лишь возможность заработать деньги, но со временем доходные дома оказали значительное влияние на культуру, особенности социальной жизни и облик города в целом.
В целях экономии места доходные дома ставили максимально плотно друг с другом, расширяя вверх и вглубь. Так появились знаменитые дворы-колодцы, которые создают ту особенную питерскую романтику. Доходные дома – важная часть петербургской истории. В некоторых из них расположены музеи, а другие продолжают оставаться жилыми домами, но даже посещение старинной парадной с широкими лестницами, сохранившейся плиткой XIX века, витражами и лепниной позволит окунуться в ту неповторимую атмосферу.
Что значит доходный дом, причины их появления в России
Доходный дом – это многоквартирное здание, предназначенное для сдачи жилья в аренду. Владельцы заключали договор с нанимателями и получали от них плату. Домовладельцы следили за состоянием дома, контролировали отопление и чистоту улицы рядом со зданием. Владельцем такого дома мог стать кто угодно – от простого предпринимателя до члена императорской семьи.
XIX век ознаменовался резким ростов городов. В поисках лучшей доли многие люди стремились уехать из сел и деревень в крупные города, а Санкт-Петербург, будучи столицей, обещал особенно яркие перспективы. За первую половину 19-го столетия население города на Неве возросло более чем в два раза, а после отмены крепостного права в 1861 году в столицу массово потянулись представители крестьянства.
Жилья на всех не хватало, новоприбывшие горожане были не в состоянии купить дом, участок земли или квартиру. Так возникла идея строительства многоквартирных домов для сдачи в аренду. Это решение оказалось удобным для всех – малообеспеченные прослойки общества нашли возможность получить крышу над головой, а предприимчивые горожане – источник дохода.
Появление и расцвет доходных домов в СПб
Расцвет строительства доходных домов пришелся на 30-40-е года XIX века. Их популярность росла не только среди людей, ищущих возможности сэкономить. Чиновники, военные, творческая интеллигенция и даже представители дворянства – все оценили удобство аренды квартир. К концу столетия съемщиками жилья было подавляющее число петербуржцев – около 94%.
Постепенно доходные дома начали вытеснять даже особняки – все больше представителей аристократии предпочитало снимать роскошные апартаменты. Доходные дома часто оснащались по последнему слову техники – в них было проведено электричество, водопровод, устроена современная система канализации.
Ценность квартиры в те времена измерялась количеством комнат. На примере квартиросъемщиков можно было наиболее наглядно увидеть социальное неравенство. Аристократы или зажиточные горожане могли себе позволить квартиру из 8 или более комнат. Семьи среднего класса удовлетворялись 4-6 комнатами. Трехкомнатные апартаменты часто занимали компании студентов. Горожане победнее снимали однокомнатные квартиры, некоторые довольствовались комнатой или ее частью. А кто-то и вовсе арендовал койку, причем одна и та же кровать могла сдаваться одному человеку днем, а другому – ночью. К таким мерам прибегали рабочие, которые работали посменно.
Советское время и наши дни
Эпоха доходных домов завершилась после свержения монархии и прихода советской власти. Идеология искоренения частной собственности сделала свое дело – весь жилой фонд перешел из частных рук к государству. Все квартиры в доходных домах стали государственными коммунальными квартирами. Заработала политика «уплотнения». Власти подселяли в квартиры других жильцов, и семья, которая раньше могла занимать три комнаты, теперь занимала в лучшем случае одну. Санитарные нормы квадратных метров на одного человека стремительно сокращались, чтобы расселить как можно больше людей. Так началась эпоха знаменитых коммуналок, которая отразилась в советской культуре.
В наши дни термин «доходный дом» утратил свое значение. Вместо них существуют арендные и наемные дома, официально закрепленные в законодательстве. Такие дома принадлежат частным лицам или компаниям и предназначены для предоставления жилья по договору найма.
Видео о доходных домах Санкт-Петербурга:
ТОП-20 самые красивых и знаменитых доходных домов XIX века в Санкт-Петербурге
Всего в Питере было построено более 650 доходных домов. Большинство из них внесено в список всемирного культурного наследия. Домовладельцы, желая выделиться среди конкурентов, привлекали к строительству известных архитекторов. Каждый дом отвечал модным тенденциям и личным предпочтениям владельцев, а также отражал мастерство автора. Некоторые из таких строений являются настоящими шедеврами архитектуры. Предлагаем познакомиться с самыми красивыми доходными домами в Санкт-Петербурге.
1. Дом с башнями (дом Розенштейна — Белогруда)
Этот дом на Большом проспекте П.С., 75, напоминающий британский замок эпохи Средневековья, был построен в 1913-1915 гг. он принадлежал архитектору К.И. Розенштйну, а строительством занимался А. Е. Белогруд. Интересно, что сразу после строительства дом был оснащен современными бытовыми приспособлениями – газовыми плитами, полотенцесушителями, встроенными шкафами. В разные годы в доме квартировали драматург Л. Н. Андреев, художник А. А. Ушин, оперный певец А. М. Давыдов.
Внушительный вид Дома с башнями ничуть не обманчив – в военные годы рядом с ним взорвалась мощная фугасная бомба, но здание устояло. Сегодня в стенах дома разместился театр имени Андрея Миронова.
2. Дом Раскольникова или дом Иохима
Доходный дом на Гражданской, 19, в который Ф.М. Достоевский «поселил» главного героя романа «Преступление и наказание», был построен в 1831 году. Архитектором стал Егор Тимофеевич Цолликофер. Несмотря на то, что дом пережил капитальный ремонт в 1970-х годах и был перестроен, но мансарда, в которой мог бы жить реальный Родион Раскольников, всё еще существует.
Узнать этот дом можно по горельефу и гранитной плите, на которой выбит текст, сообщающий, что это и есть тот самый дом Раскольникова. Также на стене здания можно увидеть две таблички на русском и немецком языках, на которых указан уровень воды, поднявшейся во время страшного наводнения в 1842 году.
3. Доходный дом Н. Я. и Ф. Я. Колобовых
Доходный дом в нестандартном для того времени стиле необарокко был построен в 1910 году и расположен по адресу ул. Ленина, 8. Руководил проектом архитектор Сергей Гингер. Владельцами дома были два брата – Федор и Николай Колобовы, основным видом деятельности которых была лесопромышленность.
Архитектурный облик здания разительно отличается от большинства питерских многоквартирных домов. Первой в глаза бросается эффектная башня-ротонда, украшающая один из углов здания. Дом имеет также необычную планировку – корпусы здания составляют собой большой треугольник. Благодаря такой планировке строение не кажется слишком громоздким, хотя и занимает весь квартал. Сегодня в доме располагаются жилые квартиры.
4. Дом Мурузи
Жилой дом на Литейном проспекте №24 в необычном неомавританском стиле был построен в 70-х годах XIX века для князя А. Д. Мурузи. Проект разработал архитектор А. К. Серебряков. Сегодня это обычный жилой дом, но в его стенах сокрыта богатая история, которая имеет отношение к литературному сообществу города. Здесь жила поэтесса Зинаида Гиппиус, писатели Дмитрий Мережковский и Даниил Гранин. В 20-х годах XX века Николай Гумилев организовал в стенах дома Мурузи сообщество «Дом поэтов». А в 1955-1972 годах в квартире №28 жил поэт Иосиф Бродский.
5. Доходный дом А. В. Бадаевой и М. П. Тимофеевой (Дом Распутина)
Дом на Гороховой улице №64 в эклектическом стиле был построен в 1901-1902 годах архитектором Л. А. Фащевским по заказу партнеров по бизнесу Бадаевой и Тимофеевой. Дом знаменит тем, что в 1914 году квартиру на третьем этаже, состоявшую из пяти комнат, занял Григорий Распутин – одна из самых неоднозначных фигур в российской истории.
Сегодня в квартиру Григория Распутина проводят экскурсии. Туристы могут увидеть кабинет Распутина и его кухню, обстановка максимально приближена к той, в которой он проживал. На дверях сохранились оригинальные ручки, оконные рамы тоже остались с тех времен. Одну из комнат в квартире Распутина можно снять посуточно.
6. Доходный дом А. И. Нежинской (Египетский дом)
Здание в стиле модерн на Захарьевской улице №23 построили в 1911-1913 гг. для супруги статского советника А. И. Нежинской. Строительством руководил архитектор М. А. Сонгайло. Самая примечательная деталь в архитектуре пятиэтажного строения – фигуры египетских божеств, которые стоят на страже у входов на парадные лестницы. Фасады нижних этажей декорированы колоннами с ликом Хатхор, египетской богини. По легенде, если влюбленные поцелуются в арке этого дома, Хатхор благословит их союз навек. Самые дорогие и роскошные квартиры занимали представители бельгийского и румынского посольства, а в квартирах попроще проживали гвардейские офицеры.
7. Доходный дом Веге
Большой интерес представляет монументальное здание в неоклассическом стиле из строгого темно-серого гранита, расположенное на набережной Крюкова канала, 14. Его в 1912-194 гг. построили С.О. Овсянников и И.П. Ставицкий по заказу владельца ультрамаринового завода Р.Г. Веге.
Хозяин здания предпочитал сдавать квартиры исключительно знатным горожанам, что отличало его от большинства доходных домов. В роскошных апартаментах, оснащенных всеми технологическими новшествами того времени, проживали такие известные люди, как музыкант А.И. Зилоти, ученый-генетик М.Е. Лобашев, композиторы Прокофьев и Стравинский. В стенах здания часто появлялся Федор Шаляпин. Сегодня в здании также расположены жилые апартаменты.
8. Доходный дом Иоффа
Великолепное здание на пересечении Загородного проспекта №11 и ул. Рубинштейна №40 появился благодаря предприимчивости комиссионера по имени Шпеер-Замм Иофф. Строительством, которое длилось в 1913-1915 годах, занимался хороший друг Иоффа архитектор А.Л. Лишневский.
Роскошное здание, увенчанное красивой круглой башней, размещало в своих стенах магазины с мехами, головными уборами, корсетами, винами и фруктами, второй этаж занимал кинотеатр. Здесь снимал квартиру выдающийся ученый М.П. Бронштейн с супругой Лидией, дочерью Корнея Чуковского и подругой Анны Ахматовой, которая часто посещала этот дом.
9. Доходный дом Н.П. Басина
Здание на площади Островского №5 невозможно не заметить – оно сразу бросается в глаза ярким розовым фасадом и изящными архитектурными элементами в русском стиле. Он резко выбивается из общего ансамбля площади, соседствуя со строгими классическими строениями. Дом принадлежал архитектору Николаю Басину, который работал над ним в конце 70-х годов XIX века.
Дом сразу привлек внимание зажиточных квартиросъемщиков. Здесь проживали успешные купцы, генералы, представители аристократии. В наши дни респектабельные апартаменты привлекают творческую интеллигенцию – здесь проживают работники Александринского театра, режиссеры, актеры.
10. Доходный дом купца Полежаева
Здание, расположенное на пересечении улиц Старорусской №5 и Новгородской №3, является символом эпохи русского модерна. Его построил архитектор И.И. Яковлев в 1913-1915 гг. для торговца хлебом Михаила Полежаева. В здании расположено 158 квартир, 86 из них – коммунальные.
Благодаря выдающемуся внешнему виду здание полюбилось режиссерам. Его можно увидеть в кадрах сериала «Мастер и Маргарита» — именно здесь располагалась «нехорошая квартира». Также он появляется в «Бандитском Петербурге» и фильме К. Серебрянникова «Лето».
11. Доходный дом Никонова
Здание на Колокольной улице №11 напоминает волшебный пряничный домик. В 19-ом столетии на его месте располагался двухэтажный дом купца Зимина, и лишь в 1899 году его приобрел и перестроил архитектор Н.Н. Никонов, добавив ему еще три этажа. Из-за того, что мастер в основном занимался церковным строительством, здание приобрело черты, средние между русским храмом и теремом. Сам он проживал здесь в начале ХХ века. Дом притягивает внимание цветными витражами, массивными дубовыми дверями, шатровой крышей, нарядными изразцами и наличниками.
12. Доходный дом Путиловой
Здание в стиле модерн на Большом проспекте П.С. № 44 в народе называют «Дом с совами». Эффектное строение из серого гранита, украшенное порталом с фигурами сов, было возведено в 1906-1907 гг. для вдовы купца Т.Н. Путиловой. Над проектом работал выдающийся архитектор И.А. Претро. В 1912 году здание получило серебряную медаль в конкурсе лучших городских фасадов. Здесь проживал архитектор Р.М. Габе, известный советский хирург И.И. Джанелидзе, выдающийся микробиолог Б.Л. Исаченко и другие.
13. Доходный дом П. Т. Бадаева
Дом в стиле модерн на пересечении улиц Восстания №19 и Жуковского №53 был построен в 1906 по плану архитектора В.А. Косякова. Заказчиком стал Пантелеймон Бадаев, почетный гражданин Петербурга, владелец нескольких доходных домов. Дом известен своим барельефом, который венчает закругленный угол дома. В народе его называют «печальным ангелом». Квартиры в здании полюбились архитекторам — здесь проживал К.Ф. Мюллер, В.Л. Владыкин, В.П. Голубин и другие.
14. Доходный дом графа М. П. Толстого («Толстовский дом»)
Здание с богатой историей в стиле «северный модерн» на набережной Фонтанки №54 украшает город с 1912 года. Его построил архитектор Ф.И. Лидваль для графа Михаила Толстого, дальнего родственника знаменитого писателя Льва Толстого. В доме были квартиры, предназначенные для представителей разных слоев общества. Некоторые апартаменты могли занимать половину этажа – их арендовали аристократы. Семьи среднего класса селились в меблированных комнатах с общим коридором, кухней и санузлом. Дом был оборудован мусоропроводом, системой вакуумных пылесосов и собственной котельной. Здесь жил писатель А. Аверченко, писатель А. Куприн, поэт Е. Рейн, художник М. Шемякин.
15. Доходный дом Горбова
Дом в стиле эклектика, принадлежавший почетному гражданину Михаилу Горбову, расположен на Австрийской площади №3. Его построил архитектор В.В. Шауб в 1902-1903 гг. в 1907 году дом удостоился почетного приза в конкурсе самых красивых городских фасадов. В том же году здесь снимал квартиру известный писатель Леонид Андреев. Сегодня в здании по-прежнему размещаются жилые квартиры. Дом включен в реестр в качестве регионального памятника.
16. Доходный дом Захаровых
Здание в стиле «северного модерна» на Клинском проспекте №17 построено в 1912-1913 гг. Владельцем и архитектором был Алексей Захаров, выходец из купеческой семьи. Какое-то время автор сам проживал в стенах этого дома. При первом же взгляде на здание внимание привлекает отделка из малинового глазурованного кирпича, которая ярко контрастирует с серым карельским гранитом. Фасад дома украшен растительным орнаментом, который рисует в воображении пейзажи северных лесов. В одной из квартир располагались детские ясли Общества попечения о бедных и больных детях.
Дом примечателен не только снаружи, но и внутри. В парадной сохранились оригинальные дореволюционные двери, плитка на полу, кованные перила и деревянные оконные рамы. Но больше всего в глаза бросается печь с керамическим рисунком, которая встречает гостей сразу на входе в парадную.
17. Дом Бака
Дом в стиле барокко на Кирочной улице №24 построен в 1904-1905 гг. архитектором Б. Гиршовичем для Юлиана Бака, издателя газеты «Речь». Главная изюминка здания – две воздушные галереи, которые соединяют главный корпус и флигель. Кроме 17-ти квартир в доме была прачечная и конюшня. Дом был оборудован всеми технологическими новинками той эпохи – электричеством, водопроводом, канализацией и лифтом. Все квартиры входили в класс элитного жилья и были не по карману обычным горожанам. Арендаторами были такие люди, как Александр Редигер, военный министр царской России, нефтепромышленник Павел Гусаков, литератор и друг Есенина Анатолий Мариенгоф и другие.
18. Доходный дом Г. Г. Елисеева
Дом для богатого купца на набережной Фонтанки №64 построил архитектор Г. В. Барановский в 1890 году для купца Григория Елисеева. Это был первый доходный дом в Санкт-Петербурге, оснащенный лифтом. Богатое здание доходного дома в стиле эклектика эффектно выделяется на фоне соседних построек. Он имеет простую планировку, но изящные карнизы и барельефы в венецианском стиле придают ему роскошный вид. Чтобы попасть во внутренний двор-колодец, нужно пройти по длинной изогнутой арке. Ее своды украшены богатой лепниной, а тротуары обрамлены железом, из-за чего проход напоминает рельсы. В середине ХХ века в доме проживал известный танцовщик Ю.В. Соловьев.
19. Доходный дом В. Г. Кудрявцевой («Дом-Утюг»)
Необычное по форме архитектурное сооружение с жилыми квартирами расположено на пересечении Фонтанки №199 и Садовой №128. Его построили в 1911-1912 гг. по проекту архитектора В. Шауба. Свое прозвище он получил из-за того, что с некоторых ракурсов кажется совсем плоским. По проекту здание должно было иметь неоклассический декор, но средств на это не хватило, и он остался таким, каким мы видим его сейчас. Некоторые в городе называют его «домом-кораблем» или «Титаником». Интересный факт – печально известный лайнер затонул в тот год, когда был построен «Дом-Утюг».
20. Доходный дом К. А. Шрейбера
Дом в стиле необарокко на Захарьевской улице №41 был построен по проекту архитектора В.И. Ван-дер-Гюхта в 1906-1907 году для выходца из Пруссии Карла Шрейбера. Дом насчитывал 19 многокомнатных, предназначенных в основном для офицеров Кавалергардского полка, который считался престижным. Те квартиры, окна которых выходят на Таврический сад, занимали представители высшего военного командования. После революции роскошные апартаменты были разбиты на множество тесных маленьких коммуналок.