Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Всего в 40 км от Санкт-Петербурга есть небольшой городок Ломоносов, который известен огромным дворцово-парковым комплексом под названием Ораниенбаум. Старейшее сооружение ансамбля – дворец – обращен главным входом к Балтийскому морю не случайно. Парадная резиденция во времена Петра I была символом величия России для всех прибывающих в страну по морю.
Содержание
История

Дворцово-парковый комплекс начал свою историю в начале 1700-х годов. Петр I подарил своему первому вельможе, князю А. Меншикову землю в небольшом уезде, расположенном по пути в Кронштадт. Это место впоследствии Меншиков решил назвать Ораниенбаум. По одной из исторических версий, когда князь впервые посетил уезд, то увидел, что в местных оранжереях растут померанцевые деревья (то есть, кислый апельсин), на кадках с растениями была надпись «Oranienbaum», что как раз и означает в переводе с немецкого «померанцевое дерево».
Получив в свое владение земли, Меншиков отдал приказ заложить на берегу финских вод дворец. Строительство Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме началось в 1711 году, проект был разработан итальянским архитектором Д. Фонтаном. Некоторое время спустя работу над возведением дворца продолжили такие именитые зодчие, как И. Браунштейн (представитель петровского барокко, был на службе у Петра I) и И. Шегель – представитель немецкого барокко, работавший в России по приглашению Меншикова. В 1727 г. строительство было окончено. И в тот же год князь Меншиков был арестован за хищение казны и государственную измену. Все его имущество было вывезено из дворца, а само сооружение было отдано в ведение Канцелярии городовых дел. В 1737 г., во время правления Анны Иоанновны, во дворце устроили госпиталь. Шесть лет спустя госпиталь закрыли и Ораниенбаум перешел в личные владение князя Петра Федоровича – племянника императрицы Елизаветы Петровны. По его просьбе архитектор Б. Растрелли пристроил еще один флигель – восточный. После смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. Петр Федорович стал императором Петром III.

Но в 1762 году Петр III в Ораниенбауме отрекся от престола в пользу своей жены – Екатерины Алексеевны. Фактически император был свергнут с престола во время дворцового переворота. Его жена стала императрицей Екатериной II, Ораниенбаум тоже перешел в ее владения. Кстати, именно Екатерина II утвердила герб Ораниенбаума. Произошло это в 1780 г., когда уездную слободу преобразовали в город Ораниенбаум. На гербе изображено померанцевое дерево с плодами апельсинов авторства герольдмейстера А. Волкова.
В 1792 году в Меншиковском дворце разместили Морской кадетский корпус – но он просуществовал здесь не долго. Четыре года спустя, после смерти императрицы Екатерины II поместье Ораниенбаум перешло во владение Павла I, а он подарил его своему сыну Александру. В 1817-1825-х годах архитекторы Л. Руска и К. Росси произвели большой ремонт здания и некоторых комнат.
В 1830-х годах поместье стало домом для Михаила Павловича (четвертого сына Павла I) и его жены Елены Павловны. После них дворцом владела их дочь, а затем внуки – герцоги Мекленбург-Стрелицкие.
Судьба усадьбы после революции
В 1918 году дворец переделали в военный госпиталь, затем открыли в нем училище и еще чуть позднее военно-морское ведомство. Во время Великой Отечественной войны здание и парковая зона не пострадали, но здание долгое время было и полузаброшенным, поэтому реставрация и ремонт все же потребовались.
В послевоенные годы (в 1946-50-х) здание дворца законсервировали для дальнейшей реставрации. Ее проводили в 1953-1956-х годах, но частично. В начале 90-х дворец был передан в ведение «Петергофу», начались долгие и трудные реставрационные работы. Фасады закончили ремонтировать только в 2010 году, залы открыли для экскурсионного обслуживания годом позже. Сегодня продолжаются восстановительные работы в парковой зоне Ораниенбаума, но она открыта для посещений.
Кстати, название Ломоносов городу дали в честь ученого М. В. Ломоносова в 1948 году, он открыл вблизи Ораниенбаума в 1754 г. завод цветных стекол. Название резиденции осталось прежним.
Архитектура
Стиль дворца Меншикова в Ораниенбауме (г. Ломоносов) относят к Петровскому барокко. Снаружи здание выглядит впечатляюще – центральную часть в два этажа венчает башня с куполом в виде царской короны. От этого здания отходят по бокам две одноэтажные галереи, расположенных по дуге. В конце каждой галереи расположены двухэтажные павильоны с куполообразной крышей. Один из павильонов – это домовая церковь, освященная в 1727 году. К сожалению, в советское время внутреннюю отделку церкви демонтировали, а сам павильон разделили на два этажа. Другой павильон – восточный – при Петре Федоровиче стал Японским. По его просьбе здесь расположили коллекцию старинного фарфора, в том числе и из Японии.
Окружает резиденцию большой парковый сад с каналом, прорытым в 1719 году для того, чтобы гостям было удобнее добираться до дворца на своих кораблях. Парк условно разделен на Нижний и Верхний, его ландшафт менялся в зависимости от хозяев и их предпочтений.
Перед фасадом дворца расположен Нижний парк. Во времена Меншикова здесь было около 40 скульптур и три небольших фонтана. Сейчас на территории есть три огромных цветника, сохранились некоторые мраморные статуи со времен Екатерины II. Парк окружен оградой и аллеей с высаженными туями и подстриженными кустарниками. Они образуют причудливые лабиринты.
Верхний парк занимает примерно 160 гектаров земли, он простирается на юго-запад от дворца. Территорию парка пересекает небольшая река Караста, проложено множество аллей, есть маленький пруд с двумя каменными мостами, Каменное зало (судя по историческим документам, это было концертное помещение), Кавалерский корпус, павильон «Китайская кухня».
Залы и интерьеры дворца
Когда во дворце жил князь Меншиков, то весь первый этаж занимали различные служебные помещения. Второй этаж был отведен для жилых и парадных комнат. Сейчас вход в дворец находится в восточном павильоне.
Парадная лестница
Зайдя внутрь, нужно пройти по галерее прямо к парадной лестнице. Она сохранилась в оригинале – массивная, прочная, выполнена из бука резчиком по дереву по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748-50-х годах.
Буфетная комната
Лестница ведет к дверям парадного зала дворца, но прежде мы попадаем в небольшое помещение, которое называется Буфетной комнатой. В 1850-е г. эта комната служила подсобным помещением, где подогревались блюда перед подачей в столовую. С тех времен сохранились буфет с декором из расписного фарфора и небольшой чайный столик.
Большая столовая
После Буфетной комнаты взору открывается большая Белая столовая – она появилась примерно в 1850-х годах. В то время жена князя Михаила Павловича Романова – Елена Павловна – захотела перестроить некоторые комнаты дворца. По ее заказу столовую украсили двумя огромными фарфоровыми люстрами, одна из которых в оригинале сохранилась до сих пор (вторую в точности выполнили уже современные мастера). Свое название столовая получила из-за цвета стен – бело-голубые стены украшены витиеватой красивой лепниной. Окна и двери декорированы объемными резными наличниками со скульптурами ангелов авторства Л. Бонштедта.
Дежурная (Камер-юнгферская) комната
Рядом с выходом на парадную лестницу, рядом с опочивальней княгини Елены Павловны расположена небольшая комната, предназначенная для горничной. Она совсем небольшого размера, оклеена бумажными обоями. Обстановка комнаты воссоздана по описи Дворцового управления и соответствует времени проживания во дворце Михаила Павловича и его супруги Елены Павловны. Интерес представляет мебель и предметы интерьера в помещении прислуги, например, комод из темного дерева со вставками из фарфора, кресло с шелковой обивкой, английский чайный сервиз из фаянса и многое другое.
Малиновая комната
За всю свои историю существования дворец внутри множество раз перестраивался, менялись его интерьеры и назначение комнат. К примеру, Малиновая гостиная в начале XVIII века была парадной приемной – стены были обиты кожей с тиснением и узорами, висели дорогие зеркала, портрет Петра I. Затем, когда во дворце жил князь Петр Федорович, эту комнату архитектор Растрелли оформил как столовую. Была добавлена лепнина, кожа на стенах заменена на шелковую обивку. В 1790-х другой архитектор, П. Аргунов переделал столовую под гостиную. С тех времен сохранился великолепный паркет. И, наконец, при княгине Елене Павловне, примерно в 1850-х годах проводилась еще одна переделка – комната стала Малиновой. Стены обили шелком малинового оттенка, перекрытия дополнили лепниной, были добавлены интересные предметы интерьера, которые сохранились до наших дней:
- Небольшой шкаф черного цвета с перламутровыми вставками из Японии;
- Живописные полотна кисти немецкого художника Ф. Баризьена;
- Бюро из темного дерева;
- Мебельный гарнитур с обивкой малинового цвета.
Проходная комната женской половины
При Меншикове это помещение было частью парадной спальни князя. При Елене Павловне, когда во дворце проходила масштабная реконструкция, эту комнату поделили на две части, она стала Проходной (связывала Опочивальню и Большой кабинет).
Из оригинальной мебели сохранилось только напольное зеркало в обрамлении из натурального дерева и стул. Здесь также представлены портреты князя Михаила Павловича и Елены Павловны, литографии дворца в Ораниенбауме в Санкт-Петербурге и пейзажного парка.
Белый (Концертный) зал
Эта одна из самых больших комнат в особняке. Она поражает своим богатым интерьером и отделкой. Зал предназначался для торжественных приемов, концертов и балов. Во времена князя Меншикова комната выглядела иначе – пол был из мрамора, стены с мраморными же панелями были украшены золоченым декором и вензелями с инициалами князя.
В 1750-х зал был переделан Растрелли для Петра Федоровича. Стены стали бело-голубыми, их украсили лепниной и золотистой резьбой. Сегодняшний облик в стиле неорококо Концертный зал приобрел в 1850-е благодаря архитектору Г. Боссе. Окна стали овальными, стены – светло-зелеными, с искусно сделанной вручную лепниной.
До наших дней сохранился оригинальный паркет (с 1750-х). Он сделан из натурального дуба и клена. Мебель и обстановка в зале – с XIX века, например, столик, хрустальная люстра.
Кабинет герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого
В XIX веке при перестройке многих помещений дворца на месте кухни в южной стороне оформили рабочий кабинет для герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого – внука Михаила Павловича Романова. В комнате сохранилась отделка того времени: стены и потолок выполнены в стиле рококо, на полу паркет, камин изготовлен из искусственного мрамора.
Вся обстановка кабинета – тоже оригинальная. Помимо мебели, изготовленной русскими мастерами, у герцога в то время имелись такие новейшие изобретения, как английский граммофон и американский фонограф. Также сохранилась небольшая коллекция книг из библиотеки герцога, живопись, графика и фотографии членов семьи и друзей.
Гардеробная
Рядом с кабинетом герцога находится небольшое помещение, которое играло роль гардеробной. На стенах сохранилась оригинальная штукатурка с 1890-х годов, а подходящая мебель тех времен была найдена в фондах музея. Комната небольшая по размеру, вмещает в себя большой шкаф и напольную вешалку.
Зал Дианы
Западная половина дворца на первом этаже негласно принадлежала Елизавете Воронцовой – фаворитке Петра III. В 1759 году здесь на месте служебных палат «меншиковского» времени появился большой фрейлинский зал для Воронцовой, названный в честь богини охоты и плодородия Дианы. С тех времен до нашего времени сохранилась потрясающая по красоте отделка потолка в стиле рококо. Ручной работой по лепнине руководил итальянский скульптор Д. Джованни. Мастерами изображена сцена из древнегреческого мифа о молодом охотнике Актеоне и богине Диане – лепнина простирается на светло-голубом фоне потолка, ей вторит декор на стенах, изображающий причудливые изгибы цветов и растений.
В Большом зале сейчас гостям представлены некоторые предметы мебели и интерьера (полушкаф, каминные часы, скульптурный бюст графини Дюбарри, созданный по оригиналу художника Ж. А. Гудона). Но большую ценность помимо лепнины представляет коллекция чайных сервизов 1850-60-х годов с ручной росписью. Например, можно увидеть кофейный сервиз из Королевской фарфоровой мануфактуры Германии, посуду с изображением видов с живописных полотен Айвазовского (Императорский фарфоровый завод Петербурга, 1861 г.) и многие другие предметы коллекции.
Опочивальня Воронцовой
Воронцова Елизавета Романовна – фаворитка Петра III и фрейлина Екатерины Алексеевны, жены Петра Федоровича. Он предоставил Елизавете Романовне личные покои, к которым присоединялся небольшой чулан с лестницей, ведущей на второй этаж в опочивальню к князю и будуар. Интерьер комнаты менялся в 1759 году, а затем в 1780-е, когда опочивальня стала частью личных покоев Екатерины II. Отделка и даже частично паркет были утрачены в 1870-е, когда это помещение переделали в комнату для хозяйственных нужд.
Нынешний интерьер и отделка комнаты появились в 1900-е. На потолке уцелел плафон – роспись в виде большого лаврового венка. Эскиз этого рисунка, предположительно, принадлежал итальянскому архитектору А. Ринальди. Светло-голубые стены опочивальни отделаны лепниной золотого цвета, в оригинале сохранился камин в нише из искусственного камня.
Золотой кабинет
Эта комната в XVIII веке служила Елизавете Романовне Воронцовой будуаром, во время утреннего туалета фрейлина принимала здесь гостей. При герцоге Мекленбург-Стрелицком помещение стало одной из уборных, сохранив свое назначение. Небольшая комната получила название из-за обилия золотого декора – светло-голубые стены украшены лепниной в стиле рококо, на потолке изображены фигурки путти (младенцы-ангелы) и богиня утренней зари Аврора.
Опочивальня и уборная
При княгине Елене Павловне в 1860-е в юго-восточном крыле здания все помещения были переделаны. Этим занимались архитекторы А. Штакеншнейдер, Г. Босса и Л. Бонштедт. Так появились просторные и уютные Опочивальня и Уборная для княгини.
В те времена в моду вошли обивки и ткани с мелким цветочным, растительным орнаментом, ширмы и перегородки, мебель из орехового дерева. Стены в комнате оклеили обоями с цветочным рисунком в английском стиле и даже мебель была обита тканью с аналогичным узором. В Опочивальне сохранился комод из орехового дерева с коллекцией фарфоровых статуэток, принадлежащая княгине, живопись на стенах времен XVII-XVIII веков, люстра с лепниной.
Большой Кабинет (Аудиенц-покои)
При Меншикове Большой Кабинет был второй парадной приемной, где князь принимал важных гостей. При Петре Федоровиче в 1740-х комната стала аудиенц-покоями для приема иностранных посетителей. В XVIII веке Екатерина Алексеевна приказала переделать помещение под гостиную. К этому времени из интерьера сохранился лишь наборный паркет, по просьбе княгини интерьер полностью поменяли (этим занимался русский художник П. Аргунов).
Большой Кабинет представляет интерес по большей части из-за замечательной коллекции живописи. Полотна в резных позолоченных рамах развешаны по стенам так же, как и висели когда-то при Екатерине Великой. Здесь представлены копии и оригиналы полотен С. Торелли, Ж.-Д. Кура, Л. Дюпре и картины неизвестных авторов.
Придомовая церковь
В одном из башенных павильонов по приказу князя Меншикова в 1727 году была расположена небольшая приходская церковь имени Святого Пантелеймона. Внутри находился большой иконостас в три яруса с серебряно-вызолоченной резной рамой и большие, написанные от руки иконы. В последующие десятилетия интерьер храма практически не менялся.
После смерти Екатерины II церковь приобрела статус домашней, посторонним людям входить в нее было запрещено. В 1917 герцоги Макленбург-Стрелицкие успели передать в Русский музей многие старинные иконы и богослужебные предметы, затем церковь была закрыта. Она несколько раз подвергалась нападениям мародеров, снаружи здание местами было разрушено из-за обстрелов.
В годы Великой Отечественной войны ее убранство было утрачено, само помещение внутри перестроено. Но в ходе реставрации в 2000-е годы павильону был возвращен облик церкви времен XVIII-XX веков. Снаружи здание венчает небольшой купол с крестом.
Как добраться
Город Ломоносов, в котором находится дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум, расположен в 40 км от Санкт-Петербурга. Доехать до города можно несколькими способами:
- На автобусе. От ст. метро «Проспект Ветеранов» ходит автобус №343Э. Он доезжает до г. Ломоносов за 50-60 минут. Выйти нужно на остановке «Рынок», но автобус останавливает здесь только по требованию. От нее пройти минут 15 по Дворцовому проспекту до комплекса Ораниенбаум. От ст. м. «Автово» едет автобус №№401, 200, 204Э. Выходить нужно на остановке «Большой Меншиковский дворец» по требованию. Путь займет 50-60 минут.
- Еще один вариант, как добраться до Ломоносова – на Балтийском вокзале сесть на электричку до станции «Ораниенбаум I». Ехать нужно примерно 50 минут. От станции до дворца примерно километр, можно дойти пешком за 15 минут.
- На личном автомобиле. Можно поехать по двум дорогам – от КАД до кольцевой дороги 73-й километр и до Ораниенбаумского проспекта (примерно 40 минут в пути), либо выехать на Петергофское шоссе, затем на Санкт-Петербургское и ехать через Стрельну и Петергоф до Ораниенбаумского шоссе. По нему нужно выехать на Морскую улицу и проехать до Дворцового проспекта, д. 50. Этот путь займет около получаса.
Официальный сайт: https://peterhofmuseum.ru
Схема проезда:
Видео о Меншиковском дворце в г. Ломоносове:
Отзывы
