Биржевой мост в Санкт-Петербурге
Биржевой мост соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной в пределах Биржевой площади и набережной у истока Малой Невы.
Длина моста 250 м, ширина — 27 м. Свое название мост получил от здания бывшей Биржи, расположенного на Стрелке (ныне в здании Биржи размещается Центральный Военно-морской музей).
Малая Нева — вторая по величине водная артерия Невской дельты, что обусловило в свое время создание на Стрелке Васильевского острова Морского торгового порта.
Для соединения Васильевского острова с Петроградской стороной в 1894 г.27 был сооружен по проекту инженера Н. М. Мазурова Биржевой деревянный 25-пролетный (!) мостовой переход сложной системы, длиной 328 м и шириной 21,4 м, с разводным пролетом в центре. Трасса моста пролегала по оси узкого Зоологического переулка.
В 1914 г. поднимался вопрос о сооружении нового постоянного металлического Биржевого моста, который предполагалось расположить на 70 м ниже по течению существующего деревянного. Однако, первая мировая война помешала осуществить этот проект. После капитального ремонта и переустройства моста в г. его передали в ведение Городской управы. В 1918 г. переименовали в мост Строителей. Впоследствии деревянный мост ремонтировался в 1930 и 1947 г.
В результате перестройки в 1947 г. ширина моста уменьшилась до 18,1 м.
Мост неоднократно ремонтировали, т. к. деревянные части быстро подгнивали. Ввиду быстро растущей интенсивности прохождения по мосту транспорта и нарастания нагрузок возникла срочная необходимость заменить деревянные сооружения постоянными, металлическими. Вдобавок ко всему весной 1957 г. мост был сильно поврежден ледоходом.
В 1960 г. на смену ему был сооружен сварной металлический арочный мост Строителей. Разводной пролет его двукрылый, раскрывающийся, с откатывающейся осью вращения и шарнирно прикрепленным противовесом. Основанием всех опор являются высокие свайные ростверки. В речных опорах свайными фундаментами являются железобетонные трубчатые сваи диаметром 56 см. После погружения сваи заполнялись армированным бетоном.
Проект создавался с учетом ориентации моста по новой, обусловленной планировочным решением данного трассе. Она заняла положение, почти параллельное оси былого деревянного моста, на расстоянии 70 м ниже по течению реки, как намечалось ранее, и, минуя узкий Зоологический переулок, вышла на проспект Добролюбова перед Ватным островом на Петроградской стороне.
Авторами проекта — инженерами В. В. Демченко и Б. Б. Левиным, архитекторами Л. А. Носковым и П. А. Арешевым были внесены некоторые изменения планировочного характера в восточную оконечность Васильевского острова и у въезда на мост на Петроградскую сторону. Изменился облик набережной Макарова — существовавшая со времен Торгового порта причальная стена без парапета была перестроена, благодаря чему она обрела внешний вид во многом подобный Университетской набережной. набережная (на правом берегу), представлявшая собой облицованный булыжным камнем береговой откос Невы, была заменена каменной береговой стеной вертикального типа с гранитной облицовкой, завершенной глухим парапетом из массивных гранитных блоков розового цвета. Путем засыпки мелководной части реки на пересечении набережной с проспектом Добролюбова была создана предмостная площадь, украшенная газонами и зелеными насаждениями.
Была создана симметричная композиция из двух мостов — Строителей и Дворцового. Длина моста Строителей 239 м, Дворцового — 250 м.
Ширина речных опор разводного пролета у моста Строителей 9 м, у Дворцового — 10,7 м. Оба моста имели одинаковое количество пролетов — 5, а речные быки — почти одинаковую ширину — 3,5 м и 3,2 м соответственно.
Архитектура моста выдержана в простых, но монументальных формах. Надмостные сооружения — колонны контактной сети и подвески фонарей — просты по форме и грубы по исполнению. Перила состоят из традиционных дротиков, а между сдвоенными тумбами включены трезубцы Нептуна — все это крупное, массивное и также грубо исполненное.
С 1989 г. мост снова стал называться Биржевым.