Александровский парк
Александровский парк в городе Пушкин входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Его история берет свое начало в XVIII веке, поэтому в парке по сей день сохранился особенный дух эпохи Российской империи. Сегодня Александровский парк в Царском селе является значимым историческим и культурным памятником, а также одним из любимых мест для прогулок горожан и туристов. В статье мы расскажем об истории парка и о том, чем он знаменит и что можно в нем посмотреть. Также дадим актуальную информацию о цене билета и режиме работы Александровского парка.
Содержание
Режим работы 2024
График работы Александровского парка зависит от сезона. Актуальный режим работы в 2024 году выглядит так:
- с 13.04 по 31.07 – с 07:00 до 23:00;
- с 01.08 по 30.08 – с 07:00 до 22:00;
- с 01.09 по 12.04.2025 – с 07:00 до 21:00.
Режим работы Александровского дворца – с 10:00 до 18:00 каждый день, кроме среды. Кассы закрываются в 16:45, вход в экспозицию открыт до 17:00.
Цена билета и где купить
Вход в Александровский сад в Пушкине свободный для всех посетителей круглый год. Покупать билеты необходимо, если вы планируете посетить Александровский дворец, Ратную палату и Арсенал.
Услуга | Стоимость полного билета | Стоимость льготного билета (пенсионеры, студенты и школьники с 14 лет, военнослужащие по призыву, ветераны боевых действий, сотрудники гос. музеев РФ) |
---|---|---|
Билет в Александровский дворец | 800 ₽ | 500 ₽ |
Комплексный билет в Александровский дворец и Ратную палату | 1100 ₽ | 700 ₽ |
Комплексный билет в Александровский дворец, Ратную палату и Арсенал | 1500 ₽ | 900 ₽ |
Дети до 7 лет имеют право на бесплатное посещение. Стоимость аудиогида составляет 350 рублей. Купить билеты можно онлайн или в кассе Александровского дворца.
Посещение парка по программе все включено
Осмотреть парк удобно в составе комплексной экскурсии по Царскому селу. Экскурсия включает в себя самый популярный маршрут среди российских и иностранных туристов. Вместе с гидом вы осмотрите такие достопримечательности, как Екатерининский дворец и парк, Янтарную комнату. Главное преимущество экскурсии в том, что вы сможете посетить все популярные места без необходимости стоять очередь на вход.
Экскурсантов довезут из Санкт-Петербурга до города Пушкин на комфортабельном туристическом автобусе. Трансфер отходит от нескольких точек Санкт-Петербурга – Площадь Восстания, Лиговский проспект, Думская улица, Гостиный двор. Вы сами можете выбрать удобное для себя место отправления.
Стоимость экскурсии – от 2850 рублей. В нее входит трансфер из СПб до Пушкина и обратно, трассовая экскурсия по дороге в Пушкин, входные билеты в парк и дворец,
Планировка и устройство парка
Александровский парк занимает площадь около 200 га. Он примыкает к Екатерининскому дворцу со стороны парадного двора. Планировка парка включает в себя две части – Регулярный парк (Новый сад) и Пейзажный парк.
Регулярный парк находится с северо-западной стороны Екатерининского дворца. Его главную ось, Липовую аллею, пересекает широкая просека – таким образом Новый сад разделяется на четыре квадрата, которые составляют основу планировки регулярной части парка. Новый сад с четырех сторон ограничен Крестовым каналом.
Пейзажная часть парка изначально была большим участком естественного леса, где держали диких животных для охоты. После строительства Александровского дворца лесную территорию превратили в парк с ландшафтом, приближенным к естественному. На участке вырыли три пруда, сделали насыпные холмы и проложили сеть дорог для удобства прогулок.
Что посмотреть в парке
Александровский парк так густо засажен деревьями, что прогулка по нему больше напоминает уединенное нахождение в лесном массиве. Именно за это его и любят житель и гости города. Летом на уютных аллеях парка часто можно встретить бегунов и велосипедистов. Зимой парковые дорожки становятся отличным место для катания на лыжах.
Кроме единения с природой, прогулка по Александровскому парку подарит эстетическое наслаждение и погружение в атмосферу царской России, ведь на территории находится множество исторических достопримечательностей. Предлагаем познакомиться с ними подробнее.
Новый сад
Регулярная часть Александровского парка, называемая Новым садом, была обустроена в 1740 году. Авторы проекта планировки не установлены, руководили садовыми работами мастера К. Шрейдер и М.А. Кондраков. Проект обустройства Нового сада не был реализован до конца, т.к. в середине XVIII века мода на регулярные парки постепенно сошла на нет.
Китайская деревня
Оформление участка парка в китайском стиле, мода на который распространилась в европейских странах XIX века, началось по инициативе Екатерины II в 1780-х гг. Руководить работами поручили архитектору Ч. Камерону, который запланировал постройку 18-ти домиков в азиатском стиле. Строительство длилось до 1798 года, но так и не было завершено, а со смертью императрицы работы прекратились.
В 1818 году к реализации проекта вернулись. Произошло это благодаря Александру I, который хотел размещать здесь гостей загородной резиденции. Под руководством В.П. Стасова, 10 из 18-ти построенных азиатских домиков превратили в апартаменты. Территорию вокруг них облагородили, оформив небольшие китайски садики.
В течение XIX века Китайская деревня в Александровском парке Царского села была местом, где останавливались высокопоставленные гости двора. В 1820-х гг. в одном из них жил историк и писатель Н.М. Карамзин – именно здесь он работал над известным произведением «История государства Российского». Во время ВОВ Китайская деревня сильно пострадала. В наши дни она отреставрирована и продолжает использоваться в качестве элитных жилых апартаментов. Зайти на территорию без пропуска, который выдается жильцам, не получится.
Большой китайский мост
Большой китайский мост в Александровском парке через Крестовый канал появился в 1785 году, построенный по проекту Ч. Камерона. Материалом для моста стал розовый гранит. Изогнутые коралловые ветви, в форме которых оформлено ограждение, придают мосту легкий и изящный вид. По всему периметру ограждения установлены вазы из гранита. На четырех постаментах расположены яркие фигуры китайцев, которые держат в руках традиционные китайские фонари.
Скульптуры, которые мы видим сегодня – не оригиналы. Изначально фигуры китайцев выполнили из известняка, но вскоре обветшали. В 60-х гг. XIX в. их заменили на цинковые. Во время фашистской оккупации фигуры были уничтожены. Их смогли воссоздать по архивным фотографиям только в 2010 году.
Малые китайские мосты
Два деревянных моста через Крестовый мост построены в 1781 году Ч. Камероном. Они находятся на аллеях, по которым можно пройти от Александровского моста к Большому капризу. Мосты были декорированы в стиле Китая – на расписанных цветочными гирляндами колоннах были установлены изогнутые кровли с позолоченными флюгерами и узором в виде рыбьей чешуи.
Вскоре, в 1786 году было принято решение заменить деревянные мосты на конструкции из металла. За образец оформления взяли прежний камероновский дизайн. Работами руководил архитектор К. Шпекле.
На первый взгляд мосты кажутся одинаковыми, но если рассмотреть их более тщательно, будут видны детали, отличающие их друг от друга. Так, колонны одного моста декорированы рельефам в виде плетенки, колонны другого были обвиты узорчатой листвой. К сожалению, оригинальный орнамент колонн был утрачен во время оккупации. Реставрация китайских мостов в Пушкине завершилась в 2011 году.
Драконов мост
Драконов мост в Александровском парке через Крестовский канал – еще одно творение архитектора Чарльза Камерона. Его возвели в 1785 году, и долгое время он значился в документах под названием «мост с чудовищными фигурами». Такое имя он получил из-за четырех скульптур драконов, установленных на гранитных постаментах моста. Выглядят они выразительно – их крылья расправлены, пасти раскрыты, а мощные лапы будто впиваются изогнутыми когтями в постамент. Все драконы имеют разную позу и выражение морды. Изначально материалом для скульптур был известняк. В 1860 году их заменили на чугунные фигуры, которые пережили две реставрации – в 1988 и 2022 гг.
Как только статуи драконов появились в Царском селе, они тут же обросли городскими легендами – местные жители утверждали, что по иногда по ночам статуи оживали и патрулировали парк, охраняя окрестности от злых духов.
Куртина «Грибок»
Куртина – термин, обозначающий открытый участок газона в окружении кустарников и деревьев. Такой участок находится в одном из четырех одинаковых квадратов Нового сада. Название куртине дала беседка с крышей в виде грибка, которая стояла здесь с XVIII века. В начале XIX века беседку разобрали, а в остальном планировка этого квадрата практически не изменилась с тех пор – он оформлен в виде возвышенной площадки круглой формы, вокруг которой высажены деревья и кустарники. От площадки, словно лучи солнца на детском рисунке, расходится 8 узких аллей.
Гора «Парнас»
Насыпная гора появилась в 1749 году, во время расширения искусственных водоемов. В 50-х гг. XVIII века на холме высадили деревья, а на вершине планировали построить беседку, но по каким-то причинам этого не случилось. К вершине горы ведет закрученная в спираль дорожка. Подобные искусственные насыпи были популярны в регулярных парках XVIII века. Название гора получила из древнегреческой мифологии – на горе Парнас обитали музы искусства и их покровитель бог Аполлон.
Китайский театр
Здание Китайского театра находится с левой стороны от входа в Александровский парк. Его строительство по проекту А. Ринальди началось в 1778 году – в то время здание называли Каменной оперой.
Снаружи театр был оформлен достаточно сдержанно – белые стены с широкими карнизами, увенчанные высокой крышей с загнутыми на азиатский манер углами. Внутри же гостей поражал роскошный интерьер с многообразием элементов и деталей из восточно-азиатской культуры – фигуры китайцев и драконов, расписные плафоны, позолоченные колокольчики и бусы, лаковые панно, фарфор, занавес из настоящего шелка.
Первый спектакль на сцене Китайского театра состоялся в 1779 году. Самая активная творческая жизнь театра пришлась на правление Екатерины II. В XIX веке, почти до самого конца столетия, театр переживал период затишья. Затем, с 1892 года здесь снова начали показывать представления. Во время Великой Отечественной войны театр попал под обстрел, из-за чего лишился крыши и выгорел изнутри. На сегодняшний день здание находится на реконструкции.
Крестовый мост
Необычный и эффектный мост через Крестовый канал, больше напоминающий парящую в воздухе беседку, был построен в 1779 году по проекту зодчего В.И. Неелова. Задумку мастер взяли из английского журнала по архитектуре – задача была сложная, но воплощение идеи оказалось успешным.
Мост состоит из четырех полуарок, которые соединяются в центре и создают небольшую площадку, на которой находится восьмиугольный павильон с кладкой из разноцветного кирпича и узкими стрельчатыми окнами. Крыша декорирована в китайском стиле – роспись узором в виде рыбьей чешуи, края загибаются кверху, а центр увенчан шпилем, украшенным позолоченными шарами. С обратной стороны площадки над водой свисает необычное украшение, которое в XVIII веке называли глобусом.
Большой и Малый каприз
Большой и Малый каприз – это две искусственно созданные насыпи с пролетами в форме арок, которые возведены над дорогой, соединяющей Екатерининский и Александровский парки. Дорога эта так и называется – Подкапризовая.
До наших дней дошла легенда о том, почему эти сооружения получили такие необычные названия. Согласно ей, когда Екатерина II подписывала указ о начале их возведения, она на некоторое время заколебалась, потому что работы требовали много денег. Затем императрица сказала: «Будь так, это мой каприз» и поставила подпись.
Арка Большого каприза поражает своей монументальностью. Ее ширина составляет более 5 метров, а высота – свыше 7. На вершине насыпи установлена беседка в китайском стиле – изогнутая кровля стоит на восьми розовых мраморных колоннах, что делает постройку еще более яркой и впечатляющей.
Пейзажный парк
Пейзажная часть парка начала обустраиваться после строительства Александровского дворца в конце XVIII века. В 1820-х гг. его территорию расширили и засадили разнообразными деревьями. Позднее здесь появилось множество сооружений, которые окончательно сформировали ансамбль Пейзажного парка.
Александровский дворец
Дворец был построен в 1796 году в качестве свадебного подарка будущему императору Александру от Екатерины II. Авторство проекта принадлежит Джакомо Кваренги.
Здание дворца, построенного в стиле палладианского классицизма, состоит из двух этажей. Его планировка проста и практична. Северный фасад декорирован двойным рядом колонн, которые придают постройке легкость и воздушность. В целом наружное оформление дворца выглядит сдержанно и лаконично. Так же можно охарактеризовать и внутреннее убранство – в интерьерах дворцовых помещений нет роскошных росписей, витиеватых орнаментов, позолоты. Несмотря на это, представители династии Романовых любили эту резиденцию и часто ее посещали. А при Николае II дворец стал основной загородной резиденцией императорской семьи. Здесь он принимал важных гостей, иностранных послов, здесь же отмечали значимые для Дома Романовых праздники.
Арсенал
Изначально на месте, где сейчас находится павильон «Арсенал», располагался охотничий павильон «Монбижу», который был построен при Елизавете Петровне и являлся центром Зверинца. Когда необходимость в Зверинце отпала, павильон перестал использоваться.
В 1819 году, во время правления Александра I, началось возведение Арсенала. Строительство длилось до 1834 года под руководством архитекторов А. Менеласа и А. Тона. Арсенал известен в качестве одного из первых музеев в нашей стране – его использовал Николай I, чтобы хранить и показывать коллекцию образцов оружия из восточных и европейских стран.
Здание Арсенала построено в неоготическом стиле. Его средневековый облик с зубчатыми замковыми башенками гармонично вписывается в окружающую обстановку. Во время Великой Отечественной войны подвалы Арсенала использовали жители города Пушкин, чтобы хранить там запасы картофеля. Во время оккупации немецкие солдаты устроили в помещениях павильона табачный склад. Реставрация сооружения проводилась в период с 2012 по 2016 гг. Сегодня в нем открыта экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия».
Грот-родник
Рядом с Арсеналом протекает ручей, который дает начало роднику, стекающему в Ламский пруд. После строительства Арсенала было решено придать роднику более благоустроенный вид. Для этого архитектор Арсенала А. Меланес разработал проект оформления родника в виде небольшого грота, который в конце XIX в. был перестроен архитектором С. Данини.
Грот состоит из необработанного камня, его фасад выложен плитами из гранита, которые формируют собой проем в форме арки. К роднику ведут гранитные ступени, а у воды стоит скамейка, также сделанная из гранита. В эпоху Российской империи вода в источнике была освящена и считалась очень чистой. Сегодня пить воду из родника не рекомендуется.
Белая башня
Красивый псевдоготический павильон будто переносит всех, кто на него смотрит, в эпоху средневекового рыцарства. Его возвели в 1820-х гг. для детей Николая I. Отдых в загородной резиденции не избавляла императорских отпрысков от необходимости учиться. Во дворе Белой башни дети осваивали военное искусство, на втором этаже оттачивали навыки живописи, а на смотровой площадке – постигали тайны Вселенной на уроках астрономии.
Фашистская оккупация не прошла бесследно для этого павильона – после освобождения от немецких войск здание оказалось в плачевном состоянии. Реконструкция башни началась в 1990-х годах и завершилась в 2012 году. Сейчас в Белой башне работает интерактивный музей, где проходят семейные и детские экскурсии.
Детский домик
Небольшое уютное здание, которое состояло всего из нескольких комнат, построили в 30-х гг. XVIII века для того, чтобы дети Николая I могли играть и проводить там время. Из-за того, что домик расположен на островке, добраться до него можно было лишь на лодке, что придавало этому месту уединенную атмосферу, чем-то напоминающую детскую сказку.
В XIX веке на острове неподалеку от домика устроили небольшое кладбище для любимых императорских собачек с могилками и надгробиями. Два из них сохранились до сих пор. В наше время домик закрыт для посещения.
Кладбище лошадей
Рядом со зданием Пенсионерской конюшни есть любопытное кладбище. Здесь в 30-х гг. XIX в. начали хоронить любимых лошадей российских императоров. Последнее захоронение появилось здесь прямо перед началом Октябрьской революции. Всего на кладбище около 100 с лишним могил, в которых похоронены скакуны российских правителей от Александра I до Николая II. В настоящее время кладбище находится на реставрации.
Комплекс фермы
Первые фермерские сооружения в Александровском саду появились в 1810 году. Затем, в 1818 году архитектор А. Менелас возвел здесь целый комплекс построек, куда входили Коровник, Молочник, Дом смотрителя и другие строения. Рядом с комплексом фермы располагались луга, где пасли скот. Ферма обеспечивала загородную императорскую резиденцию свежими продуктами, но у нее было и другое предназначение – здесь разводили породистый скот с целью улучшения всего российского животноводства.
Посещать ферму очень любил Александр I. Он любил приходить сюда, наблюдать за полевыми работами и принимать участие в них. По словам императора, простые занятия трудом на свежем воздухе помогали ему отдохнуть и отвлечься от забот о государстве.
Во время Первой Мировой войны на ферме разводили свиней, чтобы обеспечить жителей города мясом. После прихода советской власти комплекс был передан в ведение Аграрного университета и продолжал использоваться в качестве фермы. До 1990-х гг. здесь действовала школа верховой езды, а с 1992 года по наши дни работает Конный комплекс ГМЗ «Царское Село».
Ратная палата
Уникальный музей, посвященный истории Первой мировой войны, находится в здании, построенном в период с 1913 по 1917 гг. Строительство началось по инициативе Николая II, который в 1911 году получил коллекцию материалов об истории русских войн в подарок от Елены Андреевны Третьяковой, вдовы брата основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича. В коллекцию входили документы, изобразительные материалы, а также военные трофеи. Именно для размещения этой коллекции и строилось здание «Государевой Ратной палаты»
Начавшаяся Первая Мировая война внесла свои коррективы, и в новом сооружении стали появляться экспонаты в виде трофеев, обозначающих успехи русских и союзных войск на фронте.
В таком виде музей проработал до 1918 года, пока его не закрыли, а экспонаты переместили в другие хранилища. В 1920-х гг. в здании Ратной палаты проходили собрания литературного кружка. Экспозиция, посвященная истории Первой мировой войны, открылась в Ратной палате в 2014 году, после реставрации сооружения.
Пенсионерская конюшня
Здание Пенсионерских конюшен построено в 1829 году по проекту архитектора А. А. Менеласа. Здесь содержались лошади, переведенные из Санкт-Петербурга по приказу императора Николая I. Здание выполнено в стиле английской готики и состоит из двухэтажного кирпичного павильона с круглой лестничной башней-бельведером, двумя трехгранными эркерами и одноэтажной пристройкой.
Внутри конюшни располагались восемь стойл и небольшое помещение для хранения конских уборов, которое впоследствии стало называться «музеем». На верхнем этаже находились квартиры смотрителя и конюхов. Вокруг здания были деревянные хозяйственные постройки, которые не сохранились до нашего времени. Часть клеверного луга к западу от конюшни использовалась как пастбище для лошадей.
Руины Ламского павильона
Руины Ламского павильона находятся к западу от павильона «Арсенал» у Ламского пруда. Павильон был разрушен во время Великой Отечественной войны. Он был построен в 1820–1822 годах А. А. Менеласом для содержания лам, подаренных императору Александру I из Южной Америки.
Комплекс зданий включал конюшню, манеж, склад фуража и квартиры для обслуживающего персонала. Все здания были объединены в единый квадратный комплекс с внутренним двором. Доминантой ансамбля была высокая трехъярусная башня зубчатым парапетом, где располагались жилые помещения.
В 1860 году И. А. Монигетти пристроил к башне фотографический кабинет, который использовался фотографами Ш. Бергамаско и великими князьями в качестве фотолаборатории. При императоре Николае II в манеже содержались лани, привезенные из Южной Монголии в 1907 году. В начале XX века в помещениях для обслуживающего персонала были устроены квартиры для парковых сторожей. Сегодня павильон находится на реставрации.
Шапель
Павильон «Шапель» – одна из самых романтичных построек Александровского парка. Он был построен в 1825-1828 гг. для установки мраморного изваяния Иисуса Христа, созданного немецким скульптором Иоганном-Генрихом фон Даннекером. Императрица Мария Федоровна подарила его императору Александру I. Сегодня статуя Христа находится в Эрмитаже, а вместо нее в павильоне установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны, дочери Николая I. Автор – скульптор XVIII-XIX вв. Иван Витали.
Проект павильона разработал архитектор А. Менелас. Здание выполнено в виде разрушенной готической часовни и состоит из двух квадратных башен, одна из которых выглядит полностью обвалившейся. Башенки соединены красивой аркой, а внутри арки можно услышать удивительное эхо. В окна часовни вставлены цветные витражи с библейскими сюжетами. Солнечные лучи, проникающие через них, освещают изваяния ангелов у основания свода. На центральной башне часовни установлен флюгер в виде петушка.
Во время Великой Отечественной войны павильон пострадал, но был успешно отреставрирован в наше время и открыт для посещения в 2018 году.
Могила Распутина
Считается, что в декабре 1916 года в Александровском парке был захоронен Григорий Распутин. Однако позже гроб с его останками был вывезен в Петроград и сожжен. Тем не менее, на территории парка сохранился мемориальный комплекс, посвященный Распутину. По словам работников, периодически сюда приносят цветы и убирают мусор. Памятный знак, посвященный могиле Распутина, появился в Александровском парке несколько лет назад, но до сих пор неизвестно, кто его здесь поставил.
Специалисты утверждают, что к Распутину это место не имеет никакого отношения. Настоящее временное захоронение находилось за территорией парка, в нескольких сотнях метров отсюда. Григорий Распутин, близкий друг императорской семьи и один из самых противоречивых персонажей в истории России, был убит в ночь на 17 декабря 1916 года. Убийство произошла в подвалах дворца Юсуповых на реке Мойке, в результате заговора против влиятельного старца. Подробности убийства запутаны и имеют множество противоречий и нестыковок.
Похоронили Распутина той же ночью в пустынном месте Царского Села, там, где строился храм Вырубовой Серафимского лазарета. Сами похороны проходили в обстановке особой секретности. В 1917 году, когда Николай II отрекся от престола, группа солдат Царскосельского гарнизона решила найти захоронение – прошел слух, будто вместе со старцем в гробу лежат многочисленные сокровища. Когда могилу раскопали, никаких драгоценностей обнаружено не было. Тело Распутина вывезли и сожгли по распоряжению Керенского.
Сейчас эта территория относится к аграрному университету, а когда-то этот участок принадлежал Анне Вырубовой, фрейлине императрицы Александры Фёдоровны. Там действительно состоялось временное захоронение Распутина.
Рядом с самовольным мемориалом лежат бетонные плиты. Почитатели царского целителя считают, что это – остатки фундамента храма Серафима Саровского. Но сотрудники парка уверены – церковных сооружений здесь никогда не было, а плитка – часть пешеходной дорожки.
Видеоэкскурсия по Александровскому парку
Где находится Александровский парк в Санкт-Петербурге
Александровский парк является частью музея-заповедника Царское Село, который находится в городе Пушкин, Ленинградской области. Расстояние между Пушкиным и Санкт-Петербургом составляет 25 км, доехать можно примерно за 30 минут.
Адрес Александровского парка: г. Пушкин, ул. Садовая, 7. Добраться до парка из Санкт-Петербурга можно несколькими способами:
- На Витебском вокзале сядьте на электричку до станции «Царское Село». Затем пересядьте на автобус с маршрутом № 371 или 382, либо на маршрутное такси № 371, 377, 382.
- От станции метро «Звездная» или «Купчино» можно сесть на автобус № 186, который идет прямо до музея-заповедника Царское Село.
- От станции «Купчино» до Царского Села ходят маршрутные такси №№ 545а, К-286, К-287, К-347а.
Главный вход в Александровский парк в Пушкине находится у Екатерининского дворца со стороны парадного двора – чтобы зайти, необходимо пройти по Большому китайскому мосту. У Александровского дворца расположены ворота, через которые тоже можно войти в парк. Некоторые посетители попадают в Александровский парк по дороге, проходящей через Большой каприз.
Схема проезда:
История
История создания Александровского парка тесно связана с историей всего Царского села. Весь процесс формирования парка можно разбить на три основных периода – ниже расскажем про каждый их них.
Парк в эпоху Российской империи
Территория, на которой расположен Александровский парк, издревле входила в состав Новгородского княжества и называлась Ижорской землей. Упоминания об этом месте есть в документах, датированных XII веком. Затем территорию оккупировало Шведской королевство. С 1609 до 1702 гг. здесь располагалось имение шведского магната под названием «Сарская мыза», что в переводе со шведского означает «возвышенное место».
В 1702 году, когда Петр I вернул эти земли в состав российского государства, они перешли от него в дар князю Александру Меньшикову. Вскоре главный фаворит государя впал в немилость, и освобожденные земли вновь оказались в ведении Петра. В 1710 году он распорядился передать их своей будущей супруге Екатерине Алексеевне.
В период с 1718 до 1724 года на территории Сарской мызы шло строительство каменного дворца высотой в два этажа. Проектом руководил архитектор Иоганн Браунштейн. К дворцу примыкало несколько хозяйственных построек, а с западной стороны обустроили Зверинец – небольшой, поросший лесом участок, где держали диких свиней, зайцев и лосей для царской охоты.
Так как территория вокруг дворца находилась в удалении от водоемов, в 20-е гг. XVIII в. здесь активно шли работы по созданию плотины на реке Кузьминке, которая протекала с северной части Зверинца. В результате образовался крупный пруд, чьи контуры не создавали правильную геометрическую форму. Вскоре началось создание пейзажного парка.
Когда на престол взошла Елизавета Петровна, территория Сарской мызы, которую стали именовать Царским селом, превратилась в загородную резиденцию императорского двора. В 40-е гг. XVIII века небольшой дворец Екатерины I был перестроен в богатый летний особняк. Работами руководил А.В. Квасов – русский архитектор XVIII века, представитель елизаветинского барокко, который пристроил к зданию двухэтажные флигели, связанные с дворцом галереями. В это же время началось обустройство части будущего Александровского парка – Новый сад.
В 1792 году в Царском селе начали строить дворец для Александра I. Именно он стал ключевой фигурой парка.В начале XIX века территория Зверинца, который к тому времени утратил свое предназначение, была превращена в пейзажный парк. При императоре Николае II Александровский дворец стал главной загородной резиденцией для представителей царской семьи.
Парк в советское время
С приходом советской власти дворцово-парковый комплекс Царское село был национализирован и превращен в музей. В сентябре 1941 года город Пушкин оказался в оккупации немецких войск. Этот период оказался губительным для многих построек и ценностей Царского села – фашистские солдаты разрушили многие павильоны и сооружения, разграбили дворцовые помещения, похитили знаменитую Янтарную комнату из Екатерининского дворца. Александровский дворец использовался немцами в качестве солдатских казарм, а в подвалах обустроили камеры для пленных солдат Красной армии.
В 1944 году советские войска сумели освободить Пушкин от германской оккупации. Практически сразу после освобождения начались работы по восстановлению дворцово-паркового комплекса. Александровский парк снова стал принимать посетителей в 1946 г. В 1989 г. дворцы и парки города Пушкин, в том числе и Александровский, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Парк в наши дни
В 2010 году в Александровском парке были проведены масштабные реставрационные работы, приуроченные к 300-летнему юбилею Царского села. Были отреставрированы и открыты для посетителей многие сооружения и павильоны. Сегодня гости парка могут увидеть большую часть отреставрированных достопримечательностей, но работы по восстановлению некоторых парковых участков и сооружений ведутся до сих пор.
История
История создания Александровского парка тесно связана с историей всего Царского села. Весь процесс формирования парка можно разбить на три основных периода – ниже расскажем про каждый их них.
Парк в эпоху Российской империи
Территория, на которой расположен Александровский парк, издревле входила в состав Новгородского княжества и называлась Ижорской землей. Упоминания об этом месте есть в документах, датированных XII веком. Затем территорию оккупировало Шведской королевство. С 1609 до 1702 гг. здесь располагалось имение шведского магната под названием «Сарская мыза», что в переводе со шведского означает «возвышенное место».
В 1702 году, когда Петр I вернул эти земли в состав российского государства, они перешли от него в дар князю Александру Меньшикову. Вскоре главный фаворит государя впал в немилость, и освобожденные земли вновь оказались в ведении Петра. В 1710 году он распорядился передать их своей будущей супруге Екатерине Алексеевне.
В период с 1718 до 1724 года на территории Сарской мызы шло строительство каменного дворца высотой в два этажа. Проектом руководил архитектор Иоганн Браунштейн. К дворцу примыкало несколько хозяйственных построек, а с западной стороны обустроили Зверинец – небольшой, поросший лесом участок, где держали диких свиней, зайцев и лосей для царской охоты.
Так как территория вокруг дворца находилась в удалении от водоемов, в 20-е гг. XVIII в. здесь активно шли работы по созданию плотины на реке Кузьминке, которая протекала с северной части Зверинца. В результате образовался крупный пруд, чьи контуры не создавали правильную геометрическую форму. Вскоре началось создание пейзажного парка.
Когда на престол взошла Елизавета Петровна, территория Сарской мызы, которую стали именовать Царским селом, превратилась в загородную резиденцию императорского двора. В 40-е гг. XVIII века небольшой дворец Екатерины I был перестроен в богатый летний особняк. Работами руководил А.В. Квасов – русский архитектор XVIII века, представитель елизаветинского барокко, который пристроил к зданию двухэтажные флигели, связанные с дворцом галереями. В это же время началось обустройство части будущего Александровского парка – Новый сад.
В 1792 году в Царском селе начали строить дворец для Александра I. Именно он стал ключевой фигурой парка.В начале XIX века территория Зверинца, который к тому времени утратил свое предназначение, была превращена в пейзажный парк. При императоре Николае II Александровский дворец стал главной загородной резиденцией для представителей царской семьи.
Парк в советское время
С приходом советской власти дворцово-парковый комплекс Царское село был национализирован и превращен в музей. В сентябре 1941 года город Пушкин оказался в оккупации немецких войск. Этот период оказался губительным для многих построек и ценностей Царского села – фашистские солдаты разрушили многие павильоны и сооружения, разграбили дворцовые помещения, похитили знаменитую Янтарную комнату из Екатерининского дворца. Александровский дворец использовался немцами в качестве солдатских казарм, а в подвалах обустроили камеры для пленных солдат Красной армии.
В 1944 году советские войска сумели освободить Пушкин от германской оккупации. Практически сразу после освобождения начались работы по восстановлению дворцово-паркового комплекса. Александровский парк снова стал принимать посетителей в 1946 г. В 1989 г. дворцы и парки города Пушкин, в том числе и Александровский, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Парк в наши дни
В 2010 году в Александровском парке были проведены масштабные реставрационные работы, приуроченные к 300-летнему юбилею Царского села. Были отреставрированы и открыты для посетителей многие сооружения и павильоны. Сегодня гости парка могут увидеть большую часть отреставрированных достопримечательностей, но работы по восстановлению некоторых парковых участков и сооружений ведутся до сих пор.