Соборы и храмы Санкт-Петербурга

Смольный собор

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Смольный собор в Санкт-Петербурге – центральная часть монастырского комплекса, располагающегося на левом берегу Невы. Со всех сторон он окружен церквями, при этом архитектурный ансамбль выстраивается в форму креста. Архитектор Воскресенского Смольного собора – Бартоломео Франческо Растрелли, он же сотворил Зимний, Воронцовский, Строгановский и Екатерининский дворцы. Архитектурный стиль Смольного собора – барокко, как и многих других шедевров итальянского мастера.

Воскресения Христова Смольный собор в цифрах:

  • основан в 1748 году;
  • в 1835 году были завершены отделочные работы;
  • высота Смольного собора составляет почти 94 метра;
  • 5 куполов венчают собор;
  • почти 6000 человек одновременно могут находиться в здании.

История Смольного собора

Возведение собора

Чертеж фасада Смольного собора 1748-1764г.
Чертеж фасада Смольного собора 1748-1764г., Растрелли, Бартоломео Франческо

Все свое детство Елизавета Петровна провела в Смольном доме. В 1740-е годы, вскоре после восхождения на престол, она указала построить на месте дома монастырь. Он должен был быть величественным, с домовыми церквями и колокольней. Елизавета Петровна планировала в тихом месте прожить спокойную старость. Здесь же она велела учредить институт для девушек, родом из дворянских семей. Планирование будущего монастыря было поручено Франческо Растрелли.

30 октября 1748 года состоялась закладка собора. Молебен отслужил и положил основание монастырю архиепископ Симеон. Назван он был Воскресенским – по соборному храму. Бригадиром был назначен Мордвинов Яков Андреевич. В 1749 году помощником Растрелли стал Христиан Кнобель. Через 3 года после закладки собора завершились подготовительные работы, были заложены фундаменты, и начался этап активного строительства.

Благодаря тому, что императрица не жалела финансирования на возведение монастыря, работы велись с размахом. На забивку свай под фундамент и складку стен были привлечены тысячи мастеровых и солдат. Каждый день на стройке работали около 3500 солдат. Строительные материалы изготавливали на невских, олонецких и уральских заводах.

Строительство продвигалось очень быстро, вскоре в Москве были отлиты колокола, архитектор завершил проекты иконостасов, и уже шла подготовка церковной утвари. Однако началась Семилетняя война с Пруссией, и финансирование на возведения монастыря было урезано, а работы замедлились.

Планами Елизаветы Петровны провести старость в этом монастыре не суждено было сбыться. При ее жизни строительство было окончено только на этапе черновых работ. После смерти императрицы работы остановились.

В 1762 году, после того, как Растрелли уехал в Италию, главным архитектором был назначен Юрий Матвеевич Фельтен. Средств для завершения не хватало, здание училища и отделка собора не были завершены, а возведение колокольни отменили. В 1768 году завершилась установка украшений и скульптур.

Собор еще 70 лет так и оставался недостроем, а его состояние ухудшалось с каждым годом. Своды покрылись трещинам, а вода затопила подвалы. Только в конце 1820-х годов работы были возобновлены. Указ издал Николай I, а в 1828 году был объявлен конкурс по оформлению Смольного собора, однако, работы начались только спустя 4 года. После масштабной реставрации собор был покрашен в желтый цвет с золочеными звездами – такое желание высказал император. Также было отлито 12 колоколов, а в 1832 году установили деревянный иконостас.

Изначально Растрелли планировал собор холодным – без какого-либо отопления. Архитектор Василий Петрович Стасов, руководивший проектом, отмечал, что в стенах с особым трудом пробивали трубы для печей. В 1835 году собор был достроен, спустя 87 лет после его закладки.

Собор до революции 1917 года

Церковь Смольного монастыря, 1839 год, гравюра А. Дюран
Церковь Смольного монастыря, 1839 год, гравюра А. Дюран

В год окончания строительства храм был освящен во имя Воскресения Христова, а северный придел был освящен во имя святой Елизаветы – в память основательницы монастыря. Другие придела освятили во имя Марии Магдалины и Марии Федоровны.

Николай I присвоил храму статус собора всех учебных заведений, в память о матери. На алтарной стене выводились названия всех школ и институтов, которые входили в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны. Собор финансировался средствами Государственного Казначейства.

На протяжении 90 лет в храме были регулярные богослужения. 22 июля по старому стилю праздновался день равноапостольной Марии Магдалины – в этот день на службу приезжала императорская семья.

Собор после революции

Смольный собор после революции 1936-1940
Смольный собор, фото С.Сергеева, 1936-1940г.

После революции собор перешел к церковной двадцатке, а в 1922 году было принято решение о его закрытии, а все имущество было изъято. После собор использовался в качестве склада для декораций, в подвале был оборудован бункер, который через некоторое время оснастили противоатомной защитой.

После окончания Великой Отечественной войны в соборе были найдены сохранившиеся вещи – разрушенный иконостас и другие. В 1967 году было принято решение о реконструкции собора. После завершения работ в здании разместили часть музея истории Ленинграда. И только в 1972 иконостас был окончательно демонтирован.

Затем, в 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный зал. В 2001 году, в результате урагана, с центрального купола упал крест, высотой 6 метров. В него попала молния, надломив его основание. Крест был возвращен на место в 2004 году после реставрации.

В этот же год Смольный собор включили в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводили концерты хоровой музыки, было закуплено оборудование и небольшой орган. На верхнем ярусе здания открыли смотровую площадку.

Возвращение собора церкви

Богослужение в Смольном соборе
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершает Божественную литургию

В 2009 году в Смольном соборе прошел первый после длительного перерыва молебен. С 2010 года было решено возобновить в нем регулярные богослужения. В этом же году установили временный иконостас, совершена Божественная Литургия митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Казанский кафедральный собор Петербурга в качестве подарка преподнес старинный престол, также были восстановлены запрестольный образ Богородицы. В 2011 году, впервые с 1931 года, прошел престольный праздник на Рождество Христово.

В 2013 году был освящен колокол, весом 10 тонн. Его отлили в Воронеже, на колокололитейном заводе Анисимова В.Н. Его украсили иконографическими сюжетами, а в нижней части отлили названия основных вузов Северной столицы. В 2015 году было принято окончательное решение о передаче Смольного собора в ведение Русской Православной Церкви.

Колокол Смольного собора

25 января 2016 года собор передали РПЦ, в честь этого была совершена Божественная литургия. Настоятелю Смольного собора передали ключ от западных врат собора – реликвию XVIII века.

Узнать актуальное расписаний богослужений в храме Вы можете на официальном сайте.

Архитектура Смольного собора

Внешнее убранство

Архитектура Смольного собора

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.

Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.

При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.

Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора
Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора

Замысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.

Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.

Интерактивная панорама собора

Внутреннее убранство

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

Внутреннее убранство Смольного собора

До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:

  • Черниговская Божия Матерь, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями;
  • икона Спаса Нерукотворного;
  • образа киево-печерских чудотворцев.

Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы,  кисти русского живописца Алексея Венецианова:

  • Воскресение Христово;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сад

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

Сад Смольного собора в Петербурге

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники  Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

Современное состояние

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.

Концертный хор Санкт-Петербурга

В 1991 году был создан камерный хор, который организовали на базе концертно-выставочного зала. Он получил имя Камерного хора Смольного собора. Когда собор передали церкви, хор сменил название, так как лишился места для собраний. С 2016 года он носит имя Концертный хор Санкт-Петербурга.

Хор, который возглавляет Владимир Беглецов, долго искал новое место для базирования, и, в конце концов, ему предложили зал в здании дореволюционной Городской думы на Невском проспекте.

Легенды и тайны Смольного собора

Легенды и тайны Смольного собора

Конечно, имею столь необычную, и местами тяжелую судьбу, Смольный собор окутан тайнами и легендами.

Еще до того, как был основан Петербург, это место считали «нечистым» и называли чертовым берегом. Жителям приписывали способность общаться с нечестью, а Петр I указал оборудовать здесь хранить смолу. Смольные дворы же ассоциировались с библейским адом.

Другие легенды рассказывают о призраках, один из которых принадлежит монаху. Говорят, что сотрудник КГБ, который охранял архив, как-то повстречался с ним, и пытался убить пистолетом. Есть миф о призраке аптекаря, который ловил на звоннице голубей, чтобы использовать их кровь в своих микстурах. Однажды он не удержался, и упал с высоты – с тех пор его призрак и обитает у колоколов.

После того, как из-за урагана в 2020 пострадал крест собора, о нем стали говорить «креста на нем нет». И, несмотря на то, что событие обыкновенное – в этот ураган не пострадал ни один другой собор.

Есть и приверженцы магии чисел. Ведь удивительно, что собор строили 87 лет, столько же лет проходили службы после его открытия, и также через 87 лет отслужили первый молебен после закрытия. Говорят, что 8 – символизирует щит, а 7 – меч, и считают собор защитником города.

Адрес и как добраться

Смольный собор располагается по адресу: площадь Растрелли, 1.

Ближайшая станция метро – «Чернышевская», от нее до храма около 30 минут пешей прогулки.

Рядом с собором находится одноименная остановка. Здесь останавливается автобус №136, а на остановке «Площадь Растрелли», что находиться чуть дальше, останавливаются автобус №74 и маршрутное такси №К-76.

Телефон для справок: (812) 900-70-15

Официальный сайт: http://smolnyspb.ru