Императорским Указом от 20 января 1895 года
Михайловский дворец со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом
был выкуплен в казну — за 4
миллиона рублей серебром у наследников великой
княгини Екатерины
Михайловны. Судьба здания была окончательно решена 13
апреля 1895 года, когда Именным Указом Николай II учредил «Русский Музей
Императора Александра III» и передал для его устройства весь комплекс
Михайловского дворца.
Так, наконец, слились воедино давно уже искавшая воплощения идея
создания государственного музея отечественного изобразительного
искусства и судьба дворца, словно ожидавшего своего истинного, не
суетного предназначения. И в его стенах началась новая, уже музейная
жизнь.
Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно
должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее
Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия
Михайловича.
Высочайшим решением была образована особая Комиссия, в задачи которой
входило выяснение объема всех необходимых во дворце ремонтных работ и
надзор за их производством, выбор исполнителей, согласование цен и
контроль за бережным расходованием выделенных средств.
В течение трех первых лет со дня основания музея производилась
переделка большинства интерьеров и перестройки, связанные с
необходимостью совместить дворцовое великолепие с функциональными
задачами музейной экспозиции.
Нелегкая миссия эта, заранее обрекавшая исполнителя на отнюдь не
однозначную оценку многих современников и потомков, выпала на долю В.
Свиньина (1865-1939), молодого и энергичного архитектора Академии
Художеств, назначенного решением Комиссии на должность производителя
работ. Архитектор также был включен в состав Комиссии, но — без права
голоса. Таким образом, все работы, выполнявшиеся в здании Михайловского
дворца по проекту В. Свиньина, от мелкого ремонта до исправлений
капитального характера, представлялись на заключение Комиссии и
утверждались Высочайшим Управляющим.
Тем не менее, за два с половиной года в стенах Михайловского дворца
было построено помещение Художественного отдела Императорского Русского
музея. Переделки были выполнены быстро, прочно и экономно. Достаточно
сказать, что на выполнение огромного объема капитальных работ (вместе с
технической реконструкцией здания), а также на реставрационные и
отделочные работы было истрачено всего пятьсот сорок тысяч рублей.
А. Половцов, автор одного из первых путеводителей по Русскому музею,
откровенно восхищался хозяйственной рачительностью и экономностью В.
Свиньина, которые позволили уложиться в такую сумму, сохранив при этом и
основные первоначальные планировки, и все исторические примеры отделки
интерьеров дворца и необходимую целостность его архитектурного декора.