Дворцовый мост в
Санкт-Петербурге
Мост находится на оси Дворцового проезда и Пушкинской
площади. Он имеет пять пролетов. Средний — разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами,
подвешенными к
его хвостовой части на шарнирах. Остальные пролеты перекрыты двумя
металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными
фермами, имеющими нижние криволинейные пояса.
Длина моста 260,1 м,
ширина —27,75 м;
масса металлических пролетных строений — 4868 тонн;
масса противовесов — 2800 тонн.
После окончания строительства постоянного Благовещенского моста
Петербургский биржевой комитет обратился к царю с
просьбой о перемещении Исаакиевского плашкоутного
моста к Зимнему дворцу для связи центра города с
Биржей и учреждениями Торгового порта на Стрелке В. О. 5 августа 1853 г.
разрешение было получено.
По проекту инженера И. К- Герарда мост стали
устанавливать на новом месте. К 10 декабри 1850 г, работы
были завершены, они обошлись казне в 50 тыс. рублей,
Новый мост стал называться Дворцовым.
В 1896 г. Дворцовый мост был перемешен вниз по течению ни
53,25 м и занял трассу современного постоянного моста. Это было
связано с созданием озелененной площадки перед западным
фасадом Зимнего дворца.
Работы по наведению моста
начались зимой 1896 г. и закончились 23 декабря 1897 г. Мост был освящен
и открыт в торжественной обстановке. По нему были
проложены пути конной железной дороги. Впрочем,
город чуть было не лишился этой переправы. Весной 1899 г. плашкоуты,
давно требовавшие ремонта, дали течь и затонули. После этого со всей
серьезностью встал вопрос о строительстве капитальной постройки.
После возведения постоянного металлического моста плашкоутный был собран
вновь у Сенатской площади, где находился до
1916г.
С Дворцовым плашкоутным мостом связана петербургская поэтическая зарисовка Петра Потемкина, написанная им в 1910году
|
У ДВОРЦА
Когда весной разводят
Дворцовый мост — не зря
Гулять тогда выходят
Под вечер писаря.
Штаны у них раструбом,
Штиблеты — чистый лак,
Идут, сверкая зубом,
Хихикая в кулак.
За сизо-серой мглою
Заглох закатный луч,
За крепостной иглою
Гора лиловых туч.
Чуть веет невской влагой...
В предчувствии конца
И дут они с отвагой
Улавливать сердца. |
И слышно издалече
По звонким голосам,
Как рад условной встрече
Цветник влюбленных дам.
Пуховые платочки
Посбились вкривь и вкось...
Без дум, без проволочки
Гулянье началось.
До Прачечного моста
Дойдут и повернут —
Одну обнимут просто,
Другую ущипнут.
В стыдливости невинной
Зажмурилась заря...
По набережной чинно
Гуляют писаря. |
В 1882 г. общественные организации и многие домовладельцы
обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый
плашкоутный мост постоянным.
В июле 1900 г. Городская управа предложила
Комиссии по надзору за строительством Троицкого
моста составить технические условия на проектирование Дворцового
моста.
В апреле 1901 г. был объявлен конкурс одновременно
на два моста — Дворцовый и Большой Охтинский. На конкурс
поступило 27 эскизных проектов, в том числе 13 — от петербургских
авторов. Все проекты демонстрировались в Александровском зале Городской
думы и, по мнению современников, «производили далеко не выгодное
впечатление». Особая комиссия признала их вообще непригодными и
невыполнимыми, за исключением
эскизного проекта французской фирмы «Батиньоль». Но фирма
отказалась его продать, предложив заключить договор на
строительство моста за 4 млн. 700 тыс. рублей.
Был объявлен второй
тур конкурса. Но строительство моста тормозилось решением вопроса
о трассе нового моста — рассматривались варианты трассы
против Адмиралтейства, против Зимней канавки, по оси Мошкова
(Запорожского) переулка и т.д. Наконец, трасса определилась,
и 5 февраля 1911 г. был подписан договор о строительстве моста
с Обществом Коломенских заводов. По нему мост должны были
сдать в эксплуатацию 15 октября 1913 г.
Строительство по проекту
инженера, выпускника Петербургского Института инженеров
путей сообщения, А. П. Пшеницкого начали только в 1912 г., так
как существовавшие проекты подверглись коренной переделке.
О сдаче моста в эксплуатацию в сроки, указанные в договоре,
уже никто не думал. Тем более, что 17 апреля 1914 г. в Петербурге (еще в
Петербурге) случилось редкое явление — наводнение, в
результате чего была повреждена одна из строившихся шюр, а в августе
1914 г. разразилась первая мировая война, и строительство моста еще
более затянулось — участились .задержки в поставках металлических
конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы.
1-2
Сайт полезен? Рекомендуйте другим
|
|
|

|