Все музеи Санкт-Петербурга

Крейсер «Аврора»

Крейсер "Аврора"

История Крейсера очень интересна. Учитывая, что военный российский флот рос и активно развивался, требовались новые корабли, по новому защищенные, с новой боевой мощью. Так появился новый класс крейсеров — бронепалубные. Броней была защищена вся палуба. Она защищала жизненно важные части всего корабля. Это был большой прорыв в перед. К такому виду кораблей и принадлежал новый крейсер.

Крейсер «Аврора» был заложен в Петербурге на судостроительной верфи «Новое-Адмиралтейство» 23 мая 1897 г. Строительство корабля продолжалось шесть лет.

В 1900г 11 мая корабль был спущен на воду. На фото запечатлели именно этот момент. «Новое- Адмиралтейство».

На набережной (у сожалению не видно) царский павильон для почётных гостей, в котором находятся царь Николай Второй и две императрицы (его мать и жена).

В июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей флота России.

В 1904-1905 годах, в период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 — май 1905 гг.), крейсер «Аврора» принял первое боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905г.

Именно это сражение стало испытанием не только для экипажа «Авроры». Все боевые корабли, участвовавшие в сражении испытали силу и мощь неприятеля. Поход начался в Либаве (Лиепая) 2 (15) октября 1904 года, а для большинства кораблей закончился 14–15 (27–28) мая 1905 года на дне Корейского пролива. «Авроре» повезло.

Возвратившись на Балтийское море, «Аврора» длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса.

В 1906-1912гг. крейсер посетил порты многих стран мира, а в ноябре 1911 г. авроровцы приняли участие в торжествах в честь коронации сиамского короля в г. Бангкоке (королевство Тайланд).

В период Первой мировой войны крейсер «Аврора» принимает активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 г. ставится на ремонт в г. Петрограде.

Читать еще:  Центральный музей Октябрьской железной дороги

В 1917 г. экипаж «Авроры» активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.

В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер «Аврора» был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств.

С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» и его экипаж встали на защиту г. Ленинграда. Сражаясь на дальних (Чудская военная флотилия) и ближних (Воронья гора) подступах к городу, авроровцы своим героизмом вписали славную страницу в историю своего корабля.

Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. «Аврора» стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, — четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1948 г. крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда, и до 1956 г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища. Тогда же на корабле был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. Учебным кораблем для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища «Аврора» перестала быть в 1961 году, однако статус корабля-музея сохраняет и поныне.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В Ленинграде шли съемки фильма «Залп «Авроры». Ну как снимать фильм о таких событиях без «Авроры». В фильм вошли кадры, где крейсер играл главную роль — самого себя. Для большей достоверности исторических событий все съёмки, как это было в большинстве случаев, старались снимать на натуре. Крейсер отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту, где снимался эпизод фильма.

Читать еще:  Петропавловская крепость

Зрелище было таким захватывающим, что собрало огромное количество народа.Тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Последний ремонт «Аврора» прошла в середине 80-х годов прошлого века. Восстановленный и отремонтированный корабль вновь стоит на своем месте.

Буксировка на ремонт 1984г
Крейсер сегодня

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числится в составе военно-морского флота России и в настоящее время является музеем. Причем самым известным и посещаемым музеем города. На борту корабля бывает до полумиллиона гостей в год. Здесь действительно есть, что увидеть.